Известный как «величайший маршрут в истории человечества» древний Шелковый путь был первым связующим мостом между Востоком и Западом и явился важным инструментом для торговли между древними империями Китая, Центральной и Западной Азии, Индийским субконтинентом и Римом. Как маршрут интеграции, обмена и диалога Шелковый путь внес большой вклад в общее процветание и развитие человечества на протяжении почти двух тысячелетий.
Река цивилизации
Великий шёлковый путь овеян флером восточной романтики. Его возникновение относят ко II веку до н. э., когда по этому грандиозному торговому маршруту перевозили, прежде всего, шёлк из Китая, что отразилось в названии.
Изначально путь начинался в Чаньани – древней столице Китая, и шел вдоль северного Тянь-Шаня к Дуньхуа – городу у окраины Великой Китайской стены. Здесь дорога разветвлялась, одна уходила через Турфан в долину реки Или, далее – через Памир в Фергану и казахские степи, другая – в Индию и на Ближний Восток вплоть до Средиземного моря. Словом, шелковый путь – это не единая магистраль. В течение столетий маршрут менялся, но без всякого преувеличения можно утверждать, что Великий шелковый путь стал причиной рождения новых городов, ремесел, технологий. С помощью этого маршрута Азия и Европа смогли обменяться своими главными секретами по изготовлению шелка, цветного стекла, бумаги, пороха и пушек.
В обмен на шелк китайцы получали из Центральной Азии и Восточного Средиземноморья высоко ценимых лошадей, разнообразные шерстяные изделия – ковры, покрывала, паласы, а также люцерну, виноград, фасоль, лук, огурцы, морковь, гранат, грецкий орех, инжир и т.д. др. Из Индии по караванным дорогам перевозили золото и серебро, пряности, каменья, экзотических животных…
Все прекратилось в XV веке из-за нестабильной ситуации и частых войн в Средней Азии, а также развития морской торговли. Наступала эра Великих географических открытий.
Новейшая история ВШП
Идея возрождения древней дороги всегда была заманчивой для Китая, но она требовала больших вложений. Реальные подвижки начались лишь в 1990-х годах, когда этот вопрос вышел на международный уровень. С одной стороны ООН принимает решение о возрождении Великого шелкового пути как важного канала международного сотрудничества, с другой – запускается проект ТRАСЕСА (Transport Corridor Europe – Caucasus – Asia) трансевразийская магистраль по древнему маршруту через территории КНР, Киргизии, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Ирана, Турции и Грузии. Ее первый участок, протянувшийся от Желтого моря до Тянь-Шаня был построен в 2004 году. Сегодня на месте бывших караванных троп все активнее сооружаются автобаны и железнодорожные пути. Только в СУАР введено 12 скоростных автодорог, которые связывают Китай с приграничными странами. Их общая протяженность к 2020 году должна составить 150 тыс. км.
Лидер КНР Си Цзиньпин заявляет, что Поднебесная готова оказывать всестороннюю помощь всем участникам проекта. Прямые инвестиции в страны Великого шелкового пути уже составили 12 млрд. долларов, это 12% от общей суммы инвестиций КНР. Кроме того, Китай вкладывается в подготовку кадров из стран бывшего СНГ, которые в дальнейшем смогут оказать поддержку проекту у себя на местах. КНР планирует в течение пяти лет обучить 20 тысяч таких специалистов.
На карте Нового шелкового пути два маршрута: морской и сухопутный. Исторический транспортный коридор пройдет по среднеазиатским странам и через Турцию выйдет в Европу. Его протяженность, как и в древности, составит 12 тыс. километров. Планируется, что одна дополнительная ветка свернет в Россию к Москве и Санкт-Петербургу.
Великий шелковый путь будет способствовать развитию территорий, на которых сейчас проживают 4 миллиарда человек.
Туристический маршрут ВШП
Обладая разнообразным историко-культурным наследием и богатством природных туристических достопримечательностей, простирающихся вдоль тысячи километров древних дорог, Шелковый путь сегодня предлагает посетителям возможность увидеть уникальную сеть маршрутов, связанных общей историей. Отважившись на путешествие по древнему Шелковому пути, туристы смогут пройти по стопам знаменитых исследователей, таких как Александр Македонский и Марко Поло.
Эксперты ЮНЕСКО и государства-участники посвятили годы исследованиям по выявлению и анализу маршрутов и коридоров Шелкового пути. Благодаря их находкам были обнаружены множество древних городов, караван-сараев, горных перевалов, крепостей и сторожевых башен, религиозных объектов и археологических памятников. В то время как существует значительный потенциал для развития туризма и экономического роста вдоль Шелкового пути, многие из культурных и природных объектов маршрута находятся под угрозой, значительные инвестиции и внимание требуются для того, чтобы сохранить их для будущих поколений.
В число 33 стран-членов, в настоящее время участвующих в Программе ЮНВТО по Шелковому пути, входят: Азербайджан, Албания, Армения, Бангладеш, Болгария, Греция, Грузия, Египет, Израиль, Индонезия, Иран, Ирак, Испания, Италия, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Монголия, Народно-Демократическая Республика Корея, Пакистан, Республика Корея, Российская Федерация, Румыния, Сан-Марино, Саудовская Аравия, Сирийская Арабская Республика, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Хорватия и Япония.