Эко-гастрономический туризм Финляндии. Часть первая – фермерская
Для туриста, который с оптимизмом смотрит на жизнь, еда, вернее, хорошая и вкусная еда – один из непременных компонентов любого путешествия, и умолять его значение было бы непростительным лицемерием! Это тот компонент просто необходим для формирования позитивного впечатления о стране в гармоничном сочетании с размещением, досугом, достопримечательностями, качеством инфраструктуры, доброжелательностью среды и т.п.
С другой стороны, чтобы по-настоящему оценить любой гастрономический шедевр, необходимо впитать в себя традиции, культуру и искусство того региона, где он производится.
Если говорить о Суоми, то российские туристы, которые хорошо знают финские продукты и кулинарные традиции, каждый раз приезжая в страну, не прочь полакомиться местными яствами. Порой, это одна из целей визита, особенно для петербуржцев. Известно, что главными достоинствами финской кухни являются свежайшие продукты и максимально сохраненный при термической обработке истинный вкус этих продуктов.
Начнем мажорно – с Фуа-Гра.
Финский вариант этого изысканного деликатеса – паштета из гусиной печени журналисты ведущих кулинарно-гастрономических изданий Москвы и Санкт-Петербурга смогли оценить во время поездки по юго-восточной Финляндии. Тематический пресс-тур в регион Южное Саво, с административным центром в городе Миккели, был организован для них офисом Visit Finland.
Богатая программа обещала массу вкусовых открытий и знакомство с местными кулинарными традициями, посещение ресторанов, рынков, производств и фермерских хозяйств.
Первая дегустация Фуа-Гра на гусиной ферме «Хаухала» подарила невероятные органолептические впечатления всем искушенным экспертам. Хозяйка фермы Вирпи Ранталайнен рассказала, что финны, будучи противниками любого насилия над природой, не закармливают своих гусей, поэтому они у них вырастают менее жирными, а, следовательно, и паштет из гусиной печени получается постнее, чем французский аналог. Но Вирпи компенсирует этот недостаток добавлением сливок, что превращает паштет в нежнейший мусс и улучшает его вкусовые качества.
Недавно на ферме стали проводить экскурсии. В течение часа туристы осматривают поля и цеха фермы, «гоняют гусей», а потом на веранде хозяйского дома дегустируют все сорта паштетной продукции. Небольшую баночку с узнаваемым брендом гуся можно, конечно, купить в магазине, но прямо на ферме, согласитесь, сделать это на много интереснее, да и дешевле. Пока экскурсии проходили в тестовом режиме, но супруги Ранталайнен намерены объединить сельскохозяйственные традиции с туризмом и производством высококачественного продукта.
В Финляндии удивительным образом сохраняются традиции преемственности в бизнесе. Животноводческая ферма «Пиенкангас» в деревне Кутемаярвен существует с 1862 года. Несколько лет назад представитель пятого поколения предпринимателей Хеймо Марттинен решился на смелый эксперимент и начал выращивать удивительную породу шотландских высокогорных коров – Highland Cow. Эти лохматые животные с очаровательной челкой оказались наиболее выгодным видом скота, из всего ныне существующего разнообразия в одомашненной природе северного климата. Хайленды совершенно неприхотливы: им не нужен коровник, так как они круглогодично живут на улице, едят только траву и сено без белковых добавок, что лучшим образом отражается на качестве мяса.
Согласно результатам исследования Шотландского сельскохозяйственного университета, в мясе хайлендов меньше жира и холестерина, но больше железа и белка, чем в обычной говядине. На своей исторической родине шотландская корова во все времена ценилась настолько высоко, что часто использовалась в качестве денежной единицы, и даже служила причиной войн между кланами. Сегодня в Финляндии насчитывается около 2000 голов этих животных. На ферме «Пиенкангас» выращивается от 170 до 200 хайлендов ежегодно. Помимо свежих мясных полуфабрикатов, Хеймо Марттинен производит из них вкуснейшие колбасы, сосиски, консервы. Стоит такое мясо чуть дороже обычной говядины, зато оно полезнее, ароматнее и вкуснее. Производство безотходное: из роскошных рогов животных умельцы делают оригинальные сувениры, а шкуры покупают различные промышленные фабрики.
Другая ферма Vavesaari (Вавесаари) расположена в живописном местечке Кангасниеми, что в 50 км от Миккели. Она находится во владении одной семьи примерно с 1700 года, сейчас здесь хозяйничают супруги Тайна и Туомо Лайтинен. Суть их бизнеса заключается в выращивании зерновых культур, многолетних трав, ягод, фруктов и производстве из них круп, варений, сухих сборов и т.п. Летом гости фермы могут ознакомиться с угодьями, посетить музейный амбар и конечно, сделать покупки в фирменном магазинчике «Хилима». Стоит заметить, что сельскохозяйственная фермаVavesaari хорошо известна в Финляндии благодаря производству высококачественных органических продуктов, с отличным вкусом и низким содержанием сахара. Хит продаж – мюсли с черникой, а недавно к ним добавился разноцветный мармелад из ягод.
Эно-тематику региона Южное Саво в полной мере отражает винодельня Оллинмяки, которая представляет весь спектр вин и крепких напитков, которые только возможно производить в северной стране. Лицензия выдается на продукцию, изготовленную исключительно из ягод, растущих в Финляндии. Понятно, что винограда здесь нет, зато есть смородина, брусника, малина, черника и т.д.
Обаятельная хозяйка винотеки – Сирпа Вилланен с дочерьми проводит для туристических групп роскошные часовые презентации, в ходе которых гостям предлагается попробовать 5 – 7 напитков из ягод, выращенных в лесу или собственном саду. Наибольшим спросом пользуется брусничное вино с березовым соком. Стоимость напитков в Оллинмяки на пару евро дешевле, чем в магазине, и если учесть, что все здесь дают еще и попробовать, то можно понять, почему винодельню так любят посещать туристы. В год – это порядка 36-40 000 человек, из них – 15% русские, зато в период новогодних каникул количество наших соотечественников возрастает до 50%. Стоит отметить, что на винодельне можно приобрести на вынос лишь вина, прочая алкогольная продукция (крепче 13 градусов) продается через алкогольные магазины. Винодельня производит около 30 000 литров вина в год. И еще – финские ягодные вина очень приятны на вкус, но слишком долго ждать случая, чтобы откупорить бутылочку не стоит, потому как срок их реализации – всего два года.
Винодельня – яркий пример того как современное фермерство Финляндии может удачно сосуществовать с туристическим бизнесом. Схема – интерактивный объект показа плюс образцовая экология продуктов и места отдыха стала ключом для развития сельского туризма. Практически, каждое из перечисленных выше хозяйств располагает собственными виллами под аренду, а также необходимой для приема небольших туристических групп инфраструктурой.