Замок Пелеш или тайны румынского двора

Чудо румынской истории кроется в потрясающей стойкости разрозненных княжеств, сумевших выжить в течение пяти веков при сомнительной независимости, прежде чем объединиться в одно государство в 1859 году.

Мало кто знает, что первый король появился в Румынии именно тогда и был он совсем не румын!

Идея «отцов нации» призвать иностранного принца для основания румынской династии была вполне здравой, так как вся предыдущая история, увы, не дала шанса местным аристократам создать устойчивую династию, а значит, выбор правителя из румын обрекал страну на бесконечную разрушительную борьбу боярских семей за престол.

Памятник Каролю I (скульптор Р.Романелли) перед замком Пелеш. Синая.

В итоге лестное предложение было сделано принцу Карлу Гогенцоллерну из южной ветви рода, правившего городком Зигмарингеном на стыке немецкой, французской и швейцарской границ. 26-летний сдержанный, аккуратный и трудолюбивый молодой человек производил хорошее впечатление. Он как раз начинал делать карьеру офицера прусской армии, а тут такой подарок судьбы! Карл Гогенцоллерн-Зигмаринген согласился взойти на румынский престол в мае 1866 года.

С этого момента в Румынском королевстве утвердилась монархия, воцарился порядок и  началось активное строительство роскошных замков – символов новой власти. Точнее, это были великолепные дворцы, призванные не защищать, а демонстрировать мощь, богатство, тешить самолюбие именитых хозяев, погружая их в негу роскоши и комфорта.

Планку задал Карл — король Румынии  Кароль I. Однажды проезжая Синая, он был так очарован живописными видами Южных Карпат, что вскоре приобрел большой участок земли на склоне горы Вырфул-ку-Дор для обустройства летней резиденции монаршей семьи.

Интерьер кабинета Кароля I во дворце Пелеш. Синая, Румыния.

Кароль I оказался хорошим правителем. Он вошел в историю, как освободитель страны от османской зависимости, высоко поднявший ее международный рейтинг; как успешный менеджер, который педантично занимался восстановлением экономики, развитием культуры. При нем Румынское государство переживало свой «золотой век».

Не удивительно, что на строительство королевской резиденции были брошены лучшие силы и немалые средства — порядка 120 млн. долларов! И вскоре Европа получила в своем дворцовом ожерелье настоящую жемчужину – красавец Пелеш. Имя ему дала протекающая неподалеку горная река. Замок был официально открыт в 1883 году, хотя «доводился до ума» вплоть до 1914 года.

Замок Пелеш принято считать оплотом стабильности и благополучия молодой монархии, король с любовью называл его «колыбель династии, колыбель нации». Здесь родились два короля — Кароль II (1893 г.) и Михай (1921г.). Кстати, у Румынии их было всего четыре: Кароль I, Фердинанд I, Кароль II, Михай I и вот теперь – Кронпринцесса Маргарита —  Хранительница Румынского престола.

Любопытно, как сильно призванные монархи прониклись духом Румынии, ее красотой, традициями. Страна так прочно запала в их сердца, пропитала их кровь и плоть, что они никогда не отделяли себя от нее.

В 2011 году король Михай объявил о разрыве династических связей с немецким княжеским родом Гогенцоллернов-Зигмаринген, отказался от титула принца этого дома и объявил о суверенитете румынской королевской ветви, приняв для себя и своей семьи  династическую фамилию «Румынские».

Парадный холл – тронный зал замка Пелеш. Синая, Румыния.

У замка Пелеш была сложная судьба, и она неотделима от трагических судеб его венценосных обитателей. Впрочем, все начиналось помпезно.

Из множества проектов резиденции король выбрал концепцию архитектора Иоганна Шульца, предложившего небольшой дворец в альпийском стиле. Во время экскурсии гиды не устают перечислять многие архитектурные стили, примененные в строительстве этого здания: неоренессанс, фахверк — на фасадах внутреннего двора (в росписи стен чувствуется саксонское влияние), а в интерьерах, украшенных богатой резьбой по дереву и изысканными тканями, отдается дань итальянскому барокко. И, несмотря на всю эту роскошную эклектику, замок получился очень румынским.

Параллельно с основным зданием возводились другие — охотничий домик, королевские конюшни, служебные постройки. Современники вспоминают, как на строительной площадке постоянно работали три или четыре сотни мастеров, говорящих на разных языках 14 стран мира.

Кроме того, Пелеш стал первым в мире электрифицированным дворцом. В нем нашли применение и другие технические открытия века — лифты, раздвижные потолочные витражи, обеспечивающие кондиционирование помещений и т.п.

Музыкальная гостиная дворца Пелеш в Синая. Румыния.

Сегодня для осмотра открыто всего 35 из 160 комнат дворца на трех этажах. В каждом зале Пелеша создан оригинальный интерьер и особое настроение. Чудо, что все они сохранились в неизменном виде, включая уникальную художественную резьбу по дереву, витражи, мебель, предметы декоративно-прикладного искусства. Эта уникальная  коллекция стильных интерьеров признана одной из лучших в Европе. Анфилада комнат начинается и завершается в величественном парадном холле, далее следуют: торжественная столовая, гламурный музыкальный салон с золоченой арфой, восточная комната отдыха, престижный кабинет, изысканный будуар. Здесь на славу потрудились именитые европейские дизайнеры и декораторы конца 19 века.

Демонстративная роскошь проявляется в каждой детали. Хочется внимательно рассмотреть кессонные потолки, инкрустированные панели мебели, позолоченную лепнину, фрески. В полумраке комнат совершенно дивно «играют» расписные витражи из Швейцарии.

Рыцарский зал в замке Пелеш. Синая, Румыния.

На стенах висят портреты членов королевской семьи династии Гогенцоллернов, гобелены, в нишах красуются мраморные статуи богов, на комодах и столах — великолепные сервизы, золотые и серебряные вазы, подсвечники, слоновая кость, севрский и майсенский фарфор, на полу – восточные ковры.

Вычурные хрустальные люстры и рамы для огромных венецианских зеркал декорированы гирляндами филигранных цветов из муранского стекла.

Пожалуй, самый знаменитый зал Пелеша – рыцарский, в его убранстве использована великолепная коллекция оружия и доспехов разных периодов вооружения Европы и Востока. Гордость короля – полное железное облачение рыцаря и его лошади. Макеты всадников неизменно приковывают внимание туристов и давно стали излюбленными моделями для сэлфи.

Траурные венки перед входом во дворец Пелеш. Декабрь 2017г.

В декабре 2017 года вся Румыния прощалась со своим последним королем — Михаем I, который родился и долгое время жил в Синае. Площадка перед дворцом утопала в венках, цветах и свечах. На одну ночь гроб с телом короля установили в парадном холле родового замка Пелеш и только после этого его увезли на всенародное прощание в Бухарест. В этом акте было что-то очень трогательное и уважительное к «колыбели нации».  Румыны переживали уход последнего короля с неподдельной скорбью и подчеркнуто торжественно. Это чувствовалось повсеместно и особенно здесь – среди венков, цветов и памятников на фоне контрастно-ярких стен замка Пелеш.

У главного входа во дворец возвышается статуя короля Кароля I работы итальянского скульптора Рафаелло Романелли, его резцу принадлежат и другая пластика из каррарского мрамора, украшающая лестницы, фонтаны, балюстрады многоярусных террас.

В укромном уголке парка установлен очень человечный памятник королеве Елизавете, изображающий супругу Кароля I за вышиванием — любимым домашним занятием  румынских женщин.

Памятник Елизавете Румынской в саду замка Пелеш. Синая, Румыния.

В 1947 году королевский дворец Пелеш конфисковали коммунисты и позже открыли в нем музей, но в 70-е Николае Чаушеску решил устроить здесь правительственную резиденцию и закрыл доступ народу. Правда, чета Чаушеску не слишком злоупотребляла своим положением, побаиваясь находиться в стенах Пелеша из-за суеверий и подозрений,  что де здание заражено каким-то опасным грибком. После румынской революции 1989 года, королевская резиденция снова была открыта для туристов. В 2006 году ее вернули королю Михаю I, но вскоре правительство одумалось, признав Пелеш национальным достоянием, и выкупило его у королевского дома обратно за 30 млн. евро. К счастью, интерьеры и убранство дворца не пострадали в веренице исторических потрясений, коммунистического передела собственности и смены хозяев. Сегодня комплекс Пелеш принимает около миллиона туристов в год.

Дворец Пелишор. Синая, Румыния.

К сожалению, Кароль I был бездетным, поэтому он назначил наследником своего племянника — будущего короля Фердинанда I, которого призвал из Пруссии, и стал строить для его семьи изящный замок Пелишор («маленький Пелеш») неподалеку. Сегодня он является частью того же дворцового комплекса.

Замок Пелишор спроектировал чешский архитектор Карел Лиман в стиле модерн, а внутренним убранством интерьеров занимался венский дизайнер Бернард Людвиг. Кабинет Фердинанда, выдержанный в строгом стиле, напоминает о немецком неоренессансе замка Пелеш, а в остальном Пелишор более легкий и демократичный.

В Румынии этот замок связывают не с Фердинандом, а прежде всего, с его женой — королевой Марией. Знаменитая британская принцесса имела русские корни — дочь герцога Эдинбургского и великой княжны Марии Александровны. Получается, по отцу она была внучкой английской королевы Виктории, а по матери – русского императора Александра II.

Многочисленные портреты королевы Марии украшают залы дворца Пелишор.

Королева Мария Румынская была весьма популярна в народе, потому что направляла действия своего слабовольного супруга в благое русло. Так, после начала Первой мировой войны она убедила Фердинанда присоединиться к Антанте и объявить войну Германии. Во время оккупации Бухареста королевская семья вынуждена была укрываться в Молдавии, где Мария с дочерьми работала сестрой милосердия в военных госпиталях, ухаживая за ранеными и больными солдатами. Тогда она написала книгу «Моя страна», гонорар от которой пожертвовала Красному Кресту. В 1919 году королева Мария представляла страну на подписании Версальского мирного договора, возвращавшего Румынии территории, захваченные во время войны.

Любимая королева Румынии умерла в1938 году, известно, что перед смертью она пожелала побывать в «Золотой комнате» замка Пелишор, которую местные мастера создавали по её эскизам. В декоре рельефа позолоченных стен используется шотландский орнамент, напоминающий о малой родине и счастливой юности Марии.

Саркофаг с сердцем королевы Марии хранится во дворце Пелишор.

Тяжело переживая утрату, румынский народ решил забальзамировать и сохранить сердце королевы Мари в серебряном ларце. Сперва его поместили в мраморный саркофаг и хранили в часовне Стеллы Марис дворца Балчик на Черном море, потом – перенесли в часовню Брана. Сегодня «золотое сердце» благородной королевы, покрытое государственными флагами  Румынии и Великобритании хранится на высоком постаменте в центре Золотой комнаты дворца Пелишор.

По всему дому висят картины многих художников, изобразивших королеву Марию в разные периоды ее жизни, и на всех полотнах отражена главная ее суть – доброта и сострадание.

Будучи кронпринцессой, Мария обладала тонким художественным вкусом, и принимала деятельное участие в оформлении замка. Она изобрела свой собственный интересный стиль, сочетая элементы модерна с византийской и кельтской символикой. Это особенно выражено в интерьерах золотой спальни, часовни и золотой комнаты. Например, кабинет Марии декорирован традиционными румынскими колоннами и камином, а стулья и письменный стол украшены шотландской лилией и крестом.

Замок Пелишор скромнее по размерам, он имеет всего 70 комнат, хотя его представительская часть — парадный холл со стеклянным потолком и большая столовая с витражами намекают на королевское предназначение.

Золотая комната в замке Пелишор. Синая, Румыния.

В размеренный и благопристойный образ жизни королевской семьи добавлял «перца» сын Марии и Фердинанда кронпринц Кароль, который в послевоенные годы вступил в скандальный брак с одной из своих любовниц и покинул Румынию. Лишив сына престолонаследия, Фердинанд объявил непосредственным преемником малолетнего внука, Михая I. Однако через три года после смерти Фердинанда кронпринц Кароль вернулся из-за границы, сместил сына и стал царствовать как Кароль II.

Вообще, в замке Пелишор провели свои детские годы дети Фердинанда и Марии: Кароль II (будущий король Румынии), Мария (будущая королева Югославии), Елизавета (будущая королева Греции), принц Николае. Вот уж поистине — «колыбель нации» и «питомник королей».

Венчальная корона Румынских в Городском музее Синая.

Королевский период истории этих мест также представлен в новом Городском музее Синая, открытом в прошлом году в отреставрированном особняке Стирбей-Флореску (1875 г.). Экспозиция построена в уникальной концепции с использованием современных технологий. Все экспонаты были пожертвованы местными жителями и учреждениями города: музеем Пелеш, монастырем Синая, церковью Св. Илии, казино Синая, ратушей, культурным центром и др.

В вестибюле посетителей встречает большой и подробный макет уютного курортного городка, построенного архитекторами со всей Европы в Южных Карпатах. На нем удобно сориентироваться на местности и рассмотреть главные достопримечательности Синая. Кроме дворцов и храмов, вам покажут скалы Франца Иосифа, которые получили это название после визита австро-венгерского императора к Каролю 1. Известно, что оба монарха провели  высокогорный ужин у скал, откуда открывается потрясающий вид на горы, отделявшие в те времена Старое Королевство от Великой Империи.

Череда залов музея повествует о королевской династии Румынских, в витринах -Венчальная корона, ценные атрибуты власти с гербами и надписями.

В зале «Аристократический салон» полностью воссоздана обстановка светской гостиной начала прошлого века: от рояля до модных туалетов «Zestrea», выполненных дизайнером Лилианой Туроу. Экспозиция демонстрирует, каким роскошным и элитным был Синая 120 лет назад.

«Аристократический салон» в Городском музее Синая.

Переходя из зала в зал, посетителю предлагается совершить своеобразное путешествие во времени по Синая разных периодов – военный, коммунистический, революционный и т.д. Есть тут свои «изюминки» и любопытные документы, подтверждающие забавные факты. Так, в 1968 году, когда Румыния строила социализм, бывшая королевская летняя резиденция преодолела политические барьеры, подписав протокол о побратимстве Синая с итальянским городом Аоста, что в период тоталитарного режима было неслыханной дерзостью.

Несомненно, заслуживает внимания спортивный зал музея, посвященный развитию зимних видов спорта, «золотым годам», когда румынский триколор развивался на самых высоких пьедесталах. Фотолетопись хранит историю покорения карпатских трасс отчаянными смельчаками и становления Синая как главного горнолыжного курорта Румынии. На стендах представлена эволюция горнолыжного оборудования — начиная от плетеных снегоступов, громоздких архаичных ботинок и креплений лыж до современных моделей. Катальщикам будет интересно!

Во всех смыслах этот симпатичный музей весьма информативен, кроме того, здесь можно приятно отдохнуть в кафе или за столиком террасы, наслаждаясь бодрящим напитком и неповторимым горным воздухом.

Светлый замок Бран — обитель Дракулы?

Обаяние горнолыжных курортов Румынии

Румыния — страна, где царят легенды