Выходные в Вологодской области
Отличная идея для мобильных путешественников, знающих цену качественному отдыху и желающих открывать для себя и своих детей необъятную Россию. Вологда расположена в 450 км от Москвы и 650 км от Санкт-Петербурга, транспортное сообщение между городами налажено прекрасно: поездов много, график движения удобный. Утреннее прибытие позволяет эффективно спланировать программу пребывания и многое успеть в Вологде за два дня.
Вологда – ровесница Москвы, красивый, гостеприимный, северный город, обладающий особо ценным историческим наследием – 224 памятника истории, архитектуры, культуры! Многие отреставрированы, многие стоят в лесах, процесс восстановления идет постоянно и это радует.
В отличие от многих других регионов РФ Вологда стала развиваться как туристическое направление довольно давно, поэтому имеет хорошо развитую инфраструктуру. Кстати, происходило это не без помощи знаменитых «Песняров», прославивших «алые кисти рябин», «резной палисад» и «чернооких вологжанок».
В этой связи, даже местные гиды недоумевают, почему до сих пор в Вологде не увековечили каким-то образом эту легендарную песню?
Так выглядит классический резной палисад в Вологде.
Нет сомнений, что именно благодаря песне в Вологде возродили традицию установки резного палисада – невысокого фигурно вырезанного деревянного забора, обрамляющего сад (палисадник) перед домом. До революции в купеческих семьях было принято пить чай в палисаднике, чтобы демонстрировать прохожим достаток семьи – самовар с медалями, фарфоровую посуду и разнообразные сладости на столе. Вот такая ярмарка тщеславия! В советское время палисады совсем было исчезли, но в 70-х годах популярная песня и всеобщий интерес к резным архитектурным деталям вернули моду на старинную резьбу по дереву и украшение домов Вологды. С отелями в Вологде проблем нет – их много и уровень достаточно высокий. Бронировать номера, конечно, лучше заранее.
Мы остановились в одной из лучших «атмосферных» гостиниц – “История” в здании XIX века, построенном в стиле классицизма, что в северо-восточной части Верхнего посада на улице Воровского.
Официально уровень сервиса и качества оказываемых услуг заявлен на три звезды, хотя на самом деле – дотягивает до четверки. По вологодской традиции небольшой ухоженный особняк имеет красивые ворота, уютный дворик с зоной отдыха и дополнительный жилой корпус. Всего – 50 комнат различной категории, просторных и стильных. Внутренняя отделка соответствует экстерьеру, мебель выполнена под старину, вся коммуникационная начинка и оборудование – суперсовременные.
На территории гостиницы работает ресторан, небольшой СПА-комплекс, с банями и крытым бассейном, детская игровая площадка, охраняемая парковка. Отсюда рукой подать до главных достопримечательностей города и это приятный бонус.
Памятник 800-летия Вологды на Ленивой площадке.
Исторический центр Вологды делится на 4 части: Город, Верхний посад, Нижний посад и Заречье.
Мы начали свою прогулку по Верхнему посаду с Ленивой площадки – места возникновения города, где в 1959 году установили обелиск в честь 800-летия Вологды.
Результаты многочисленных раскопок подтверждают возникновение в XIII веке на месте Ленивой площадки гражданского поселения. Кстати, название связано с тем, что в центре Вологодского городища когда-то был «Ленивый торг», где товар привозили и продавали, не разгружая с телег.
Барельеф памятника 800-летия Вологды.
Вологда, прежде всего, строилась как форпост для освоения богатых пушниной территорий Северо-Востока Руси, место сбора дани. В XIII веке поселение уже имело разветвленную планировочную структуру, многие ремесла, торговлю. В XV веке город становится столицей удельного княжества, а в XVI веке – крупнейшим центром на севере Московского государства.
В полукруглых арках основания монумента на бронзовых барельефах изображены основные ипостаси из истории Вологды – торговля пушниной и прочими товарами, борьба против польско-литовского нашествия в начале XVII века, советский период, а с западной стороны – памятная табличка с посвящением в честь 800-летия Вологды и указанием дат «1147-1947». Сегодня Ленивая площадка – приятное, тихое место для отдыха и созерцания окрестностей. С высоты открываются живописные виды на историческую и современную части города, милые белокаменные церквушки Заречья, сверкающие луковки Кремля и с другой стороны – модные особняки новых вологодских купцов, которые объединяет извилистая река, неизменно несущая свои воды в Белое море.
Берега Вологды в мягких муравах выглядят очень привлекательно и зазывно – здесь хочется посидеть, помедитировать, напитаться энергетикой древнерусского городища. В погожий денек сюда стекаются туристы, да и горожане с удовольствием загорают, устраивают пикники и даже купаются. Правда, не многие. По свидетельству краеведов, сто лет назад Вологда была далеко не чистой рекой, что уж говорить про ныне!
Набережная Вологды приводит в восторг иностранцев своими естественными, нетронутыми, зелеными берегами. Редкий случай, чтобы в современном мире городская река оставалась без каменных одежд. Сегодня это еще один бренд Вологды, привлекающий гостей из дальних стран. Набережную Верхнего посада начали восстанавливать в 2009 году – выложили брусчатку, окультурили тропинки в парке, установили скамейки и рэтро-фонари. Кроме того, укрепили высокий берег и углубили русло реки для туристического судоходства. На все это ушло более 50 млн. рублей.
Лучше всего начинать экскурсию по городу от Ленивой площадки, двигаясь в сторону Кремля по старинной мостовой вдоль набережной. Колоритные булыжники, деревянные домики, очаровательные ворота с палисадниками – примерно так и выглядели улицы Вологды сто лет назад.
В парке на набережной установлены интересные арт-объекты и памятники. Первым на нашем пути встретился одухотворенный основатель Вологды – Преподобный Герасим с золотым нимбом и благословляющей иконой в руках.
Если верить «Повести о чудесах Герасима Вологодского», написанной неким Фомой в 1666 году по благословению архиепископа Вологодского и Великопермского Маркела, Герасим покинул Киев и отправился совершать христианский подвиг в верховья реки Вологды. На месте «Ленивой площадки» он построил свою обитель и основал мужской монастырь в честь Святой Троицы. Со временем в округе появилось крепкое поселение Вологда.
Лета 6605 (1447) Августа в 19 день прииде Преподобный Герасим на Вологду.
В Верхнем посаде сохранилось несколько церквей, остатки монастырей, а также некоторые участки исторической застройки и памятники вологодского деревянного зодчества – дом Засецких, дом Волкова, дом Засодимского. В последнем обосновался музей «Мир забытых вещей». Если вы думаете, что он представляет коллекцию вокзальных «потеряшек», то ошибетесь. По сути, это музей дворянского и мещанского быта, где собраны восхитительные вещицы, о назначении которых мы почти забыли. Только вслушайтесь в музыку этих названий: жирандоль, жардиньерка, фераньерка, фермуар и т.д.
Все это вещи давно ушедших дней, и порой, чтобы угадать их предназначение приходится изрядно поломать голову.
Старый граммофон – работающий экспонат музея «Мир забытых вещей».
Вам повезет, если экскурсию будет вести директор музея Татьяна Владимировна Касьяненко, которая буквально обволакивает вас своей увлеченностью и погружает в очаровательную атмосферу антиквариата. Она ловко заводит граммофон или музыкальную шкатулку, раскладывает столик для рукоделия и может часами комментировать детали костюма губернских дворян на портретах двухсотлетней давности.
Прекрасная вологжанка и директор музея «Мир забытых вещей» Т.В. Касьяненко.Оказывается, каждая уважающая себя дама стремилась иметь большую парюру – комплект ювелирных украшений в едином стиле и цветовом решении. В него могли входить до 15 предметов: ожерелье, фероньерки, диадема, серьги, брошь, браслеты, кольца, декоративный гребень и т. д. Надевалось все это вместе только в особо торжественных случаях.
У музея «Мир забытых вещей» много друзей, каждый год пополняющих его фонды уникальными экземплярами, найденными на блошиных рынках России и Европы.
Переулок Засонимского – самая кривая улица Вологды, затаившаяся в ее историческом центре. Даже не все вологжане знают о такой прелести. Здесь сосредоточены, практически, все типы домов деревянной постройки с разнообразным декором, включая наличие резного палисада. Тихая, мощеная булыжником улочка ведет к Ильинскому монастырю, вернее, к тому, что от него осталось – Ильинской церкви и прекрасному храму Варлаама Хутынского – почитаемого новгородского святого. Последний отличается оригинальной архитектурой, не свойственной вологодским традициям, поэтому искусствоведы склонны относить его к петербургской школе, в стиле раннего классицизма. Колокольня с тонким шпилем на фигурном постаменте, два декоративных вазона по бокам барабана главы, увенчанные крестами, придают ей столичный лоск.
Церковь Варлаама Хутынского (1780), построена на средства купца Узденникова.
Напротив церкви, за резным палисадом в отреставрированном деревянном доме, построенном на рубеже XIX-XX веков разместился один из лучших центров промыслов и ремесел Вологды. Войти в дом сразу не удастся, уж слишком много отвлекающей красоты вокруг – цветущий садик, палисад, качели, изумительное кружево наличников и подзоринов соседних домов. Декор старинной усадьбы перекликается и даже усиливается на фасаде современного роскошного сруба, возведенного местным предпринимателем в лучших традициях русского деревянного зодчества. Правда, от резного палисада ему пришлось отказаться, дом закрывает с улицы высокий, глухой забор. Что ж, другие времена, другие нравы!
Жилой дом нового вологодского купца.
Сувенирные магазины Вологды – это настоящая сокровищница для любителей эко-продукции и русского фолка. Прежде всего, здесь представлены качественные деревянные и берестяные изделия, расписная керамика, изделия изо льна, вышивка и, конечно, кружева. Самый интересный выбор, несомненно, в Центре промыслов и ремесел Вологды, который называют Домом вологодских мастеров, и где кипит творческая жизнь.
Каждую неделю хозяева устраивают «Душевные четверги» для мастеров и любителей народного творчества, конкурсы авторских работ, мастер-классы по лоскутному шитью, традиционным куклам, резьбе и росписи по дереву и др. В шоу-руме можно купить эксклюзивные сувениры из любого материала, разной ценовой категории и даже старинные прялки, шкатулки, литье и т.п.
Мало кто знает, что у Вологды есть еще один символ – крапива. Она исстари пышно росла вдоль заборов, заполняла жгучей массой обочины дорог и деревянных тротуаров города. Никому в голову не приходило избавляться от растения. На Севере крапива – спасительница, из нее варили щи, делали отвары, плели и ткали дерюги. В народе говорят, если выросла крапива, значит выживем! Сегодня ее заросли по-прежнему гармонично дополняют городской пейзаж.
«Дверь в…» – что за дверь и куда именно? Очень интригующий памятник поставили недавно на набережной Вологды. Кованая полуоткрытая дверь, как портал между мирами – настоящим и прошлым, а может быть и будущим. Полотно покрыто барельефами главных исторических мест, а вместо коврика – карта города. Дверь приглашает заглянуть внутрь и многие поддаются искушению, чтобы сделать забавную фотографию на память. Местные гиды утверждают, что это дверь в историю, при этом предоставляя каждому придумать свою версию, куда именно ведёт эта дверь – в будущее, в мечты, в новую жизнь… Но по замыслу авторов проекта, эта дверь символизирует «открытость Вологды для всех приезжих, а также её вечную связь с древней культурой».
Городское архитектурное украшение «Дверь в ….».
Самый популярный и функциональный памятник Вологды – скамья «Посидим поокаем», установленная на высоком обрыве реки напротив Кремлевского сада. Таким образом, вологжане решили увековечить свой знаменитый говорок, отличающий их среди жителей других российских регионов. Место выбрано идеально для памятного снимка и туристы с удовольствием фотографируются на фоне церквушек Заречья. В правом углу скамейки красуется кованая гармошка и книга стихов – это посвящение знаменитому вологодскому поэту Николаю Рубцову в день его 80-летия.
Памятник-скамья “Посидим – поокаем”.
Еще одна новинка в угоду времени и тому же вОлОгОдскОму гОвОру – памятник букве «О». Она выполнена в виде старославянской узорной буквицы, и щедро украшена коваными завитками. Трудно пройти мимо такого симпатичного окошка. Хочется подойти поближе, заглянуть и, конечно, сфотографироваться, чем, с превеликим удовольствием занимаются все прохожие туристы.
Памятник букве «О» в Вологде.
Тенистый парк набережной заканчивается монументальной площадкой с интересной скульптурной группой, в которой главенствует красивая лошадь. Именно поэтому в народе его называют памятник Коню, хотя на самом деле он посвящен Константину Батюшкову, который держит животное за поводья. По задумке автора (архитектора Снегирева), скульптурная группа отражает две сущности Батюшкова: воина и поэта, что подчеркивают другие фигуры композиции – муза с дудочкой и богиня Афина Паллада чуть поодаль. Вообще, красивое место, видовое. С одной стороны можно любоваться пейзажами реки Вологды, а с другой – Архиерейским подворьем.
Все дороги Вологды ведут к Софийскому собору. Любая экскурсия либо начинается, либо заканчивается на площади Вологодского Кремля, который сегодня является историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником
На его огромной территории организованы многие выставки, не говоря уже о великолепном Софийском соборе и высокой колокольне, куда открыт доступ туристам.
Комплекс Вологодского кремля также включает десяток музеев-филиалов, разбросанных по всему городу: дом-музей Петра I, дом-музей поэта К. Н. Батюшкова, Архитектурно-этнографический музей Вологодской области и т.д., но мы выбрали для посещения ближайший – Музей кружева.
Музей кружева находится в усадебном здании середины 19 века – крупнейшем гражданском сооружении Кремлевской площади. Он создавался лет десять назад как главное хранилище шедевров вологодского кружевоплетения. Само здание и его место в городе, торжественное оформление интерьеров говорит о значимости прославленного промысла в масштабах всей России. Еще бы, вологодское кружево – мировой бренд, вписавший яркую страницу в историю декоративно-прикладного искусства.
На первом этаже музея для разогрева посетителям предлагается познакомиться с европейскими кружевными традициями (Франции, Польши, Германии, Испании), а также эпохой зарождения искусства кружевоплетения в Европе (XIII век), когда плели из золотых и серебряных нитей для парчового церковного облачения. Самые ранние образцы кружева в коллекции музея относятся к XVII веку. Они выполнены из золотых и серебряных нитей и представляют собой ленты с зубчатыми краями. В то время кружева ценились не за сложность исполнения, а за чистоту и ценность самого материала и продавались на вес. Такое кружево впервые попало на Русь из Европы вмести с другими товарами роскоши и уже вскоре у нас появились свои мастерские по плетению драгоценного ажура.
Коклюшки – катушки с нитками для плетения кружева.
В Вологодской губернии кружевоплетение получило широкое распространение лишь во второй половине XIX века. Это было домашнее занятие крестьянок, которые обходились пряжей собственного производства. Строчными кружевными полосками украшались рубахи, сарафаны, передники, полотенца, скатерти, головные уборы. В витринах представлены великолепные народные костюмы Кадниковского, Вологодского и Тотемского уездов, приспособления для организации процесса кружевоплетения, включая коклюшки всех мастей.
Особый интерес вызывает зал – «Кружевные изделия 1920–1940 годов», и конъектурные панно с советской символикой и лозунгами, вплоть до портретного изображения вождей революции, любовно сплетенные вологодскими кружевницами.
Коврик «Ленин и Сталин», 1922 г., сцепная техника.
В вологодском Музее кружева собрано около 3500 чудесных образцов искусного нитеплетения вологодских мастеров XVIII-XX вв.: от первых прошв нарядных передников до утонченных свадебных платьев, манто, накидок. Впечатляют современные авторские произведения художников объединения «Снежинка», выполненные для всевозможных выставок и представительских мероприятий. Например, кружевное пальто для светского выхода оценивается в 300 000 рублей!
В главной галерее на почетном месте красуется символ предприятия – скатерть «Снежинка» мастера Е.Н. Ельфиной, в основе орнамента, пожалуй, один из самых сложных элементов кружевоплетения – изысканная снежинка.
Чтобы посетители могли реально оценить всю сложность и трудоемкость процесса создания элементарного фрагмента, прямо в галерее устраивается небольшая демонстрация от заслуженного мастера. Ловкость рук завораживает! Понять куда и почему перебрасываются коклюшки невозможно, но результат впечатляет.
На первом этаже музея вдохновленные посетители могут приобрести кружевные изделия в салоне-магазине или посетить кафе.
Вечер в Вологде располагает к неспешному променаду по Кремлевской площади, сувенирному шопингу и гастрономическим изысканиям в каком-нибудь уютном ресторанчике. Засиживаться не стоит. Завтра ранний подъем и поездка по христианским святыням Вологодской области. Но это уже другая история.