Луковый путь староверов в Причудье

Трехсотлетняя культура и история существования русских старообрядцев в Эстонии признана одной из самых своеобразных традиционных культур, ставшей частью этнического богатства всей Европы.

Сегодняшние староверы – все еще этнографический феномен, но все охотнее идут на контакт с окружающим миром и посвящают гостей в тайны своего бытия и вековые традиции. В эстонском Причудье они стали своеобразным туристическим брендом, привлекающим, как ни странно, немало туристов из Европы и США.

Уникальность старообрядческих общин заключается в их способности консервировать время. Только в этом микрокосме можно сегодня живьем увидеть первозданное русское православие, средневековую культуру и традиции. Судьба староверов была невероятно рискованной, трудной, полной лишений – им приходилось выживать в сложных природных и политических условиях, но при этом, свято хранить постулаты Веры, свою религиозную и культурную идентичность, старорусский язык, письменность. Одержимость этих людей вызывает гордость за нашу нацию и уважение к судьбе принципиальных и последовательных людей.

По большому счету, русские старообрядцы хранят преданность своей Вере и религиозным обычаям, которые непоколебимы уже более 1000 лет, с крещения Руси… Это были стойкие, крепкие и благонадежные русские семьи, верные законам предков и Бога, не желавшие приспосабливаться к скороспелым нововведениям патриарха Никона. В то время несогласных с церковными реформами было много, царь Алексей Михайлович официально объявил их раскольниками (позже стали называть старообрядцами или староверами), поставил вне закона – их сжигали вместе с домами и церквями, бросали в ямы, заточали в тюрьмы и т.д.

Первые старообрядцы пришли на берега Чудского озера в конце XVII века, когда эстонские территории входили в состав Шведского королевства. Переселение происходило целыми общинами и несколькими волнами: федосеевцы – из псковщины и новгородщины, поморские – из архангельских краев и из глубинки России. Селились поодаль от местного населения, не смешиваясь и не враждуя с ним.  Беженцы искали непритязательные места, дабы ни с кем не конкурировать и не только в Эстонии, но и в Речи Посполитой, латышской Латгалии, на землях Литвы и южнее – на Балканах,  подальше от карающей руки пресловутых реформаторов. Одно из крупных и тайных поселений до сих пор процветает в труднодоступных плавнях дельты Дуная в Румынии.

Между прочим, переселение старообрядцев продолжалось на Запад в XVII и в XIX веках. В Эстонии они также осели в Тарту, Палдиске, Таллинне и других местах. Кстати, староверы рассматривают друг друга, независимо от страны проживания, как близких родственников и стараются поддерживать друг друга.

Молитвенник с лестовкой – старообрядческими четками.

Старообрядческие общины в Эстонии получили относительную свободу после императорского манифеста 1903 года о веротерпимости и, в особенности во время Эстонской республики (1918-1940гг.). На тот момент в стране действовало 12 старообрядческих общин, бурно развивалась духовная и культурная жизнь, открывались  школы, библиотеки, новые молельни.

В советский период строгости по отношению ко всем религиям возобновились, церковную деятельность приходилось сворачивать и менять образ жизни всем без исключения. Именно тогда некоторые староверы двинулись дальше искать лучшей доли, а те, что остались, начали ассимилироваться, послаблять традиции. Староверы, которые тоже неоднородны в своих течениях, всегда стремились избежать диктата государства и церковных иерархов.

Между прочим, только в 1971 году Московский патриархат снял официальное проклятие со старообрядцев, признав их книги и обряды «равноспасительными».

Сегодня в Эстонии существует 11 приходов староверов, объединяющих около 11 000 членов.  Традиционные места жительства староверов в Пейпсимаа – Муствеэ, Калласте, Колькья, Казепяэ, Варнья, Пийриссаар.

Старообрядческая молельня в поселке Колькья, Причудье.

Старообрядцам запрещено строить церкви, у них молельни – аскетичные дома Бога без архитектурных украшательств и доминант, построенные на деньги общины. Внутри молельня выглядит также скромно, без золотых вензелей, но оптимистично – стены цветные, светлые, иконостас лаконичный.  Интересно, здесь за каждым прихожанином закреплено его личное место, где он разворачивает специальный коврик – подручник и совершает земные поклоны во время службы. Священников у старообрядцев тоже нет, они выбирают наставников из своей среды, которые и проводят богослужения.

В молельном доме предусмотрен второй этаж для иноверцев и долго отсутствовавших  соплеменников. Несмотря на простоту, подобные деревянные молельни являются уникальными памятниками народной сакральной старообрядческой архитектуры.

Увы, ни одна из первозданных молелен в Причудье не дожила до наших дней, т.к. в период очередных гонений на староверов в середине XIX века, их храмы закрывали или уничтожали.  Самая старая из сохранившихся молелен на территории Эстонии датируется 1865 годом и находится в городе Калласте.

После указа Александра 3 от 1883 года, позволившего староверам совершать общественные моления, богослужения, использовать в храмах иконы, кресты, а также на законных основаниях заниматься иконописью, молельни стали приобретать более декоративный вид.

Сегодня в Эстонии сохранилось 11 молельных, 8 из них – в Пейпсимаа.

Краеведческий музей в Муствэе.

В городке Муствэе в XVII веке обосновались раскольники-переселенцы с новгородских земель. О том как это было и какой след оставили они в истории Причудья рассказывает экспозиция в местном Краеведческом музее. Рядом со стеклянными витринами соседствуют интерьерные экспозиции, где воссоздана оригинальная обстановка традиционного старообрядческого дома, его утварь, мебель, текстиль, одежда, аккуратно разложенная или представленная на манекенах. Все это энтузиасты собрали  у жителей городка – прямых потомков староверов. Особенно много здесь старинных самоваров, из которых сложилась еще одна интересная выставка традиционного русского чаепития.

Но главная фишка Муствеэ заключается в его толерантности и многоконфессиональности. С середины 19 века здесь стали появляться единоверы, перешедшие из старообрядцев, они сформировали самую большую в Эстонии общину и построили церковь с 5-ю куполами и колокольней. Потом в Муствеэ начали возникать и другие храмы. Сегодня его называют «городом пяти церквей», подчеркивая тем самым уникальное религиозное разнообразие на 1 200 жителей – старообрядческий храм, православная, единоверческая, лютеранская и баптистская церкви.  Все мирно соседствуют и честно несут свою духовную миссию.

На картинах музея Муствеэ изображены все пять церквей городка.

Деревни староверов в Эстонии имеют выраженный прибрежно-рядовой тип планировки. Это было связано с организацией рыболовного промысла и дешевизной прибрежных земель, которые поселенцы арендовали у местных помещиков. Села растягивались в одну длинную улицу и со временем смыкались, переходя одно в другое.

Например, местечко Рая представляет собой три староверческие деревни, протянувшиеся от Муствеэ вдоль озера, с добротными домами, ухоженными огородами, теплицами, в которых выращивают знаменитые огурцы.

В границах сел выделяются молельные дома и опрятные кладбища, с семейными погребениями. На могилах – восьмиконечные кресты со старославянскими символами и такими же именами погребенных: Акулина, Гликерия, Евтихиан, Мефодий, Евфалия, Порфирий, Феофил, Агриппина, Гурий и т. п.

Кладбище старообрядцев в Рае на берегу Чудского озера.

В Эстонии старообрядцы занимались рыболовством, подрабатывали наемным трудом – каменщиками, плотниками, строителями. Развитию навыков огородничества, особенно выращиванию лука, способствовали местные природные условия: песчано-торфяные почвы и близость грунтовых вод.

Вообще, староверы всегда отличались терпением, редким трудолюбием,  дисциплиной, поддержкой общины и наставников. При всех царях, революциях и при советской власти.  семьи жили достаточно благополучно, о чем говорят их крепкие, просторные дома, вырытые каналы к озеру, налаженные хозяйства.  Богатые рыбные ресурсы Чудского озера позволяли вести доходный рыбный промысел и разнообразить повседневное меню. Что только здесь ни делают с местной рыбой: и жарят, и варят, и коптят, и солят, и вялят! Не случайно самая любимая рыбка – ряпушка стала одним из символов Пейпсимаа.

Еще один символ Причудья – лук. Говорят, убегая от преследований, старообрядцы брали с собой только самое необходимое, в том числе и лук.  Болотистая почва прибрежных территорий требовала кропотливого труда и поднятия луковых  грядок до метровой высоты, что способствовало превосходному качеству созреваемых головок.  Чудской лук высоко ценился на рынках Балтии, только для Питера его выращивали по 3-4 тонны от каждого двора, а луковые поля простирались на многие километры, занимая все  пространство на берегу между каналами. Блюда из лука – супы, пироги, лепешки стали частью традиционной кухни староверов.

Закрытие границ с Россией привело к обрушению основного рынка сбыта, а введенные европейские нормы и правила староверам просто не потянуть. Вот и затух отлаженный бизнес, сегодня площадь обрабатываемой земли уменьшилась в восемь раз!

С рыболовством тоже все не просто. Заниматься этим промыслом теперь разрешается только на расстоянии 12 километров от эстонского берега и в определенное время года. Отсутствие перспектив заставило многие семьи и особенно молодежь покидать деревни. Процесс ассимиляции староверов происходит очень быстро, размывая их культуру.  Количество членов общины, помнящих и соблюдающих старые обряды, сегодня не много – по 10-15 человек на одну молельню.

Лук в Причудье выращивают на высоких грядках.

Лет десять назад эстонское правительство начало оказывать поддержку старообрядческим общинам – восстанавливать молельни, создавать музеи, издавать литературу; активизировались исследования по традициям и языку старообрядцев.

Кроме того, был запущен туристический проект «Луковый путь», который призван сохранять и демонстрировать особенности традиций старообрядцев, проживающих на западном берегу Чудского озера. Маршрут по местам самобытной культуры начинается в городе Калласте грандиозным Рыбно-луковым фестивалем в конце лета. Очевидно, что героями этого праздника являются рыба и лук.

Отчасти новый туристический маршрут совпадает с историческим «луковым путем» – дорогой, вдоль которой староверы веками выращивали на песчаных землях замечательный лук, сушили его, сплетали в косы и возили продавать на дальние ярмарки.

Директор музея старообрядцев в Колькья Лилия Тараканова.

Сегодня центром причудских старовером считается поселок Колькья, где еще можно увидеть бескрайние луковые поля, большую молельню и  кладбище русских староверов, основанное в XVIII веке.

Здесь находится самый представительный музей старообрядчества, воссоздающий оригинальные интерьеры типичного дома прошлого века.

Директор музея Лилия Тараканова рассказывает, что еще в 50-х годах староверы заключали браки лишь с представителями своей веры, называли детей строго по святцам, а покаяние было обязательным для всех, в том числе школьников и стариков.

Можно сказать, сейчас в Причудье существует своеобразная вольница староверов, но строгая и на самоконтроле.

Дома староверов стали оснащаться благами цивилизации – у многих проведен водопровод, появилась бытовая техника: стиральные машины и, разумеется, интернет. «Единственное, что у нас осталось – это Вера», – констатирует Лилия.

У эстонских староверов есть свой лидер и подвижник – Павел Варунин. Он пишет замечательные книги про сказочные похождения чудского Ряпуша, оформляет их своими лубочными картинками, а также выступает инициатором летнего лагеря для детей, где они изучают традиции, старославянский язык и ремесла отцов. И в деревенской школе регулярно проводятся занятия по изучению культуры староверов.

Среди прочего, староверы Причудья до сих пор сохранили архаичное нотное письмо, и «знаменное» (крюковое) церковное пение. К сожалению, в храмах его уже не услышать, только из уст местного детского хора.

Все понимают, что сегодня речь идет о сохранении корней, языка, некой этнокультуры, нежели глубокой Веры предков. Ведь община Колькья заметно поредела (около 900 человек), многие переезжают в Тарту, на учебу в Санкт-Петербург, а в деревне остается в основном старшее поколение.

Музей староверов в Колькья отличается богатством коллекции и высоким качеством собранных вещей – вышитые косоворотки,  рубахи, рушники, фарфоровая посуда, кружевные подзоры и гора подушек на панцирных кроватях.

Чистоту и порядок в доме с маниакальным рвением ежедневно поддерживают женщины. До сих пор каждое лето, между огородными работами они в обязательном порядке делают косметический ремонт дома – белят потолки, переклеивают обои, стирают в озере половики. Светлые половики-дорожки меняют довольно часто, поэтому их ткут много, чтобы хватило на десять смен.

Зимой хозяйки занимаются рукоделием,  вяжут роскошные кружевные скатерти, салфетки на комоды, стулья и шкафы. В красном углу – образа тоже украшены вышивками, а под ними, на отдельном столике – молитвенник с лестовкой. Это такая версия старообрядческих четок.

Нионила Баранина – хозяйка рыбно-лукового ресторана в Колькья.

Всю жизнь Нионила Баранина выращивала по 8-9 тонн овощей в год и возила их продавать в Санкт-Петербург.  Сегодня она с сожалением говорит о минувших временах и верит, что все еще возродится, а пока – земля Причудья отдыхает. Несмотря на возраст (Ниониле Иосифовне 70 лет), она полна предпринимательских сил и недавно, получив деньги от Евросоюза, она запустила свой проект – рыбно-луковый ресторан в центре Колькья.

Общаться со староверами огромное удовольствие! Во-первых, вы услышите много архаизмов, устаревших слов и ярких оборотов русского языка. Бальзам на уши! Во-вторых,  почувствуете невероятно позитивную энергетику, излучаемую этими людьми.  Они искренни, приветливы и доброжелательны, при этом полны внутреннего благородства.

В ресторане стоит непременно попробовать простые и очень вкусные блюда по традиционным рецептам старообрядцев: луковую похлёбку, луковый хлеб, пирожки с луковой начинкой и, разумеется, чай с кусочком староверческого сахара, который они сами готовят, переваривая с молоком.

Чаепитие для староверов – это святое! Они считают, когда человек сидит за столом он не грешит и чем дольше сидит, тем больше времени проведет в раю, поэтому никто не торопится. Чай пью утром, им же запивают обед, в промежутках между обедом и ужином, и ужин тоже сопровождается чаепитием.

Чайная церемония обязательно проводится за красивым столом с самоваром, пирогами и с головкой коричневатого сахара, от которой специальными щипчиками откалывают кусочки, закладывают их за щеку и так «в прикуску» запивают несколькими чашками чая. Традиционно заваривают травяной чай – сложный сбор самых разных растений и ягод. Староверы обожают фарфоровую посуду и никогда не жалели денег на большой чайный сервиз Ломоносовского завода. Такой есть в каждом доме.

Староверы очень ревностно относятся к чистоте дома и посуды, поэтому гостям дома чай наливали не в чашку, а в стакан. Даже своим родичам, вернувшимся после долгой отлучки, первое время еду и питье подавали на гостевой посуде. Эта традиция уходит корнями в средневековье, период смертоносных эпидемий, когда оградить семью от чужих болезней можно было лишь, соблюдая жесткий карантин.

Туристско-информационный центр Причудья тоже находится в Колькья, он позиционируется как центр поддержки и развития традиционного рукоделия и истории староверов.  В огромном старинном доме обустроены помещения для проведения мастер-классов, творческих мастерских, есть сувенирная лавка, где продаются изделия ручной работы, стойка туристической информации, отдельный зал отведен для организации тематических чаепитий с пирогами и прочими сладостями.

В цокольном этаже постоянно размещаются интересные временные выставки, посвященные основным ремеслам и промыслам староверов в Пейпсимаа.

Летом в хорошую погоду занятия переносятся на свежий воздух в аккуратный сад вокруг дома, с гамаками, скамейками, интересными хозяйственными сооружениями и забавными креативными композициями в деревенском стиле.

Мастер-класс по набойке ткани в гостевом центре Пейпсимаа.

Гостям предлагается приобрести холщевую сумку или другое изделие-заготовку и собственными руками набить разноцветные рисунки из предложенных шаблонов и цветов. Дело это совсем нехитрое и захватывающее. Все стремятся использовать в дизайне основные символы Причудья – лук, рыбу, самовар и т.д.

Радушные сотрудники гостевого центра всегда рады туристам, они умеют их занять, увлечь, помочь советом, где лучше остановиться и что посмотреть. Здесь же можно арендовать велосипед, а зимой –  финские сани.

В гостевом доме “Mesi Tare” встречают по-русски.

В Колькья начинается  еще одна улица-деревня русских староверов, простирающаяся на десяток километров вдоль берега, перетекая в Малую Колькья, Кассепяэ и Варнья.

Сегодня почти в каждом старообрядческом поселении есть небольшой музей, ресторанчик или гостевой дом. С одним из них мы познакомились на хуторе Мэзи Таре, что на самом краю рыбацкой деревушки Варнья. Хозяева – молодая пара (она эстонка, он – из староверов), решили создать аутентичную домашнюю гостиницу, предложив гостям пожить в традиционном доме старообрядцев на берегу Чудского озера. Да, здесь выгребной туалет, нет водопровода, зато присутствует медный рукомойник, аромат печи и березовых дров, уютные спальни в мансарде и настоящий самовар, который ежедневно растапливают, чтобы угостить гостей настоящим староверческим чаем. Размещение обходится в 30 евро с человека.

Дом “Mesi Tare” окружает ухоженный сад, где приятно поиграть с детьми, помедитировать в тишине или устроить водные процедуры в бочке для купания, и, наконец, никто не откажется от  баньки. Чего-чего, а вариаций на тему парения здесь предлагается масса: финская, баня по-черному, баня из полиэтилена, есть также катер-СПА, а зимой – переносной чум-СПА.

В летнее время гости любят отдыхать на местном пляже, а зимой их катают на “каракатице” по льду озера к местам рыбалки. Любое желание активности будет удовлетворено соответствующим предложением, будь-то финские сани, велосипеды, лодки, разные снасти для рыбалки т.п.

Кроме того, «Mesi tare» в сотрудничестве с портом Варнья предлагает туристам богатые впечатлениями круизы по Чудскому озеру на прогулочном корабле Diora. Это могут быть короткие трансферы или многодневные круизы с посещением различных портов и центров староверческой культуры, так трепетно сохраняемой ныне пожилыми и молодыми потомками наших непокорных соотечественников.

Полиэтиленовая банька и бочка в саду “Mesi Tare”.