За чудом в Ферапонтов монастырь
Придется проехать 120 км на северо-запад от Вологды, чтобы увидеть великое чудо – Ферапонтов монастырь на высоком холме над голубыми водами Бородаевского озера, стройную церковь Рождества Богородицы и великие фрески Дионисия, которые хранятся здесь в неизменном виде с XV века.
Мы посетили монастырь в те же августовские дни, что и Дионисий с сыновьями, когда расписывали каменный собор, только с разницей в пять веков.
Поразительно, но для того чтобы укрыть шедевральной живописью 600 квадратных метров стен и сводов у мастеров ушло всего 32 дня. Высший пилотаж!
Удивительно гармоничный, камерный, подлинный архитектурный ансамбль и стенописи Дионисия относится к числу наивысших достижений древнерусской художественной культуры, символизируют вершину «Золотого века» русского изобразительного искусства, начатого еще Андреем Рублевым в эпоху Епифания Премудрого.
Ферапонтов монастырь – единственный памятник Вологодщины внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня в его стенах действует музей – филиал Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника и параллельно с ним – архиерейское подворье Вологодской митрополии.
Монастырь идеально вписан в ландшафт и если представить, что ничего здесь не менялось с XVII века, то мурашки поползут по спине от восторга и ощущения гения места.
Как туристический объект “must see” Ферапонтов монастырь выглядит идеально: полностью отреставрирован, с организованным внутренним пространством, очень корректно для культовых сооружений размещены экспозиции, подсветка, климатконтроль. Территория вокруг монастыря и внутри его стен благоустроена – подстрижены газоны, спрятаны в кустиках чистенькие биотуалеты, ненавязчивые сувенирные палатки и кафе. Все выглядит так, как и положено памятнику всемирного значения.
Монастырь был заложен в 1398 году между озерами Паским и Бородаевским в 20 км на северо-восток от Кириллова. Он имел двух основателей – Преподобного Ферапонта и Мартиниана, которые с десятком иноков уединились от мира в этом глухом, но красивом месте.
Каменный собор Рождества Богородицы возвели в 1490 году ростовские зодчие на месте обветшалой деревянной церкви, и было это настоящим событием, ибо на Севере в те времена из камня почти не строили.
Храм отличается типичными древнерусскими чертами: крестово-купольный, четырехстолпный, трехапсидный. Фасады и барабан украшены узорной кирпичной кладкой.
Более десяти лет храм стоял в ожидании росписи. Каким ветром занесло сюда главного художника Московии XV века, и почему он согласился расписывать провинциальный храм в далеких северных лесах, остается загадкой. Впрочем, есть мнение, что Дионисий в конце жизни решил сотворить благое дело (в Ферапонтово он работал бесплатно) и увековечить свое творчество. Дело в том, что Москва часто горела и воевала, поэтому многие труды зодчих часто уничтожались, а здесь, вдалеке от политических дрязг, было больше шансов оставить «нетленку».
О Дионисии мы до сих поре не знаем: когда и где он родился, когда умер и где погребен, зато известно, что в 1470-х годах он считался самым «пресловущим» (т.е. прославленным) среди русских иконописцев. Его работы ценились очень высоко. Например, за большую икону давали тысячу рублей, притом, что корову в те времена можно было купить за три рубля.
Можно только гадать, сколько бы стоили ферапонтовские росписи, но Дионисий денег за них не взял, зато подписался. Для нас великая ценность заключается в документально подтвержденном авторстве великого мастера – в арке Северного входа сохранилась надпись, указывающая на начало работы – 6 августа 7010 лета (1502-й год), и ее завершение 8 сентября, к храмовому празднику: «А писцы Дионисий иконник со своими чады Феодосием и Владимиром».
Главное посвящение собора – «Рождество Богородицы» заявлено на фресках фасада вокруг входа и раскрывается дальше, внутри. Когда попадаешь в храм, перехватывает дыхание от невероятной, первозданной красоты и «живого» цвета.
Дионисий с гениальной легкостью пишет циклы: Акафист Богородице, Вселенские соборы, Страшный суд и другие библейские сюжеты, объединенные темой прославления Божьей Матери. Как положено, в куполе главенствует Господь Вседержитель с архангелами и праотцами, в парусах – евангелисты, в сводах – евангельские сюжеты, в алтаре – Богоматерь с младенцем на престоле, в жертвеннике – Предтеча и Креститель Господень Иоанн, в южном приделе – великолепный Николай Чудотворец.
Одухотворенные лица, удлиненные пропорции фигур, согласованные с архитектурой храма, удивительно гармоничны и производят сильнейшее впечатление.
Сразу бросается в глаза неповторимая тональная палитра мягких цветов, ритмическая композиция отдельных сюжетов, вписанных в простенки, ниши и своды собора.
Чем больше находишься в храме, тем больше погружаешься в невыразимую глубину Божественной идеи и начинаешь не только видеть, но и «слышать» библейские песнопения.
Только вдумайтесь – это единственный в России сохранившийся храм и фрески XVI-го века, которые уцелели в авторском исполнении и никогда не поновлялись.
На паперти перед входом в храм сегодня разместилась экспозиция, рассказывающая о сложном процессе реставрации и консервации памятника, начатого в 1980-х годах Государственным научно-исследовательским институтом реставрации. В результате титанических усилий ученых была выработана уникальная техника очистки поверхности красочного слоя фресок щадящими методами, позволяющая сохранить росписи Дионисия в неповрежденном виде.
Как выяснили ученые, Дионисий для изготовления красок в основном использовал разноцветные минералы, которые собирал в окрестностях Ферапонтова монастыря.
В витринах представлены образцы пигментов и выкраски, полученные из ферапонтовских галек – около 70 оттенков! Любопытно, что когда в 1924 году открылись их красящие свойства, это вылилось в настоящий бум по собирательству камней на холмах Белозерья. Помимо частных старателей, снаряжались научные экспедиции, исследовавшие древние живописные технологии.
Результаты изучения красок Дионисия позволили специалистам создать сложную методику восстановление фресок – почти точечное укрепление красочных слоев, максимально сохраняя авторскую структуру и подлинность росписи.
Безусловно, собор Рождества Богородицы является стержнем ансамбля Ферапонтова монастыря, который начал формироваться после того, как его посетила царская чета, вымолившая у Богоматери долгожданного наследника – Иоанна IV. На щедрый вклад царя была построена Церковь Благовещения с Трапезной палатой – самые ранние из сохранившихся в подлинном виде на Русском Севере постройки подобного типа.
Сегодня в Трапезной палате устроена интересная выставка, посвященная истории и укладу жизни русского монашества с реконструкциями братской трапезы по уставу Кирилло-Белозерского монастыря и аскетичной кельи.
«От всяких пристрастий пребывая свободными, одно попечение имея – Богу угодить, друг ко другу смирении и любовь сохранить, и ради общих нужд трудиться …И всякий неленностью, но по силе своей трудился, не как для людей, а для Бога», – указано в Житие Кирилла Белозерского.
Трапезная церковь строилась под колокольней и имела специальные камеры-резонаторы, позволяющие многократно усиливать звук. Говорят, когда звонили в Ферапонтове, его колокола слышали в Кириллове. Сегодня ярус звонов над церковью замурован, но акустика помещения по-прежнему поражает.
Расцвет монастыря приходится на XVI столетие, когда его чудодейственную силу испытали на себе после богомолья Василий III и Елена Глинская, потом – Иван Грозный. Вкладная книга монастыря перечисляет немало других известных посетителей и дарителей – «князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Бельских, Шуйских, Воротынских … Годуновых, Шереметевых» и других. Упоминаются также многие епископы земли Русской, которые, побывав в монастыре на богомолье, щедро одаривали его деньгами, землями, утварью, льготами.
Все это способствовало продолжению строительства на территории монастыря монументальной церкви Благовещения с трапезной, казённой палаты и служебных построек.
Вплотную к собору Рождества Богородицы в 1641 построили небольшую шатровую церковь, дабы выделить захоронение второго основателя Ферапонтова монастыря – Преподобного Мартиниана. Сегодня редкая по своей форме церквушка является его усыпальницей и хранительницей мощей. Стены вокруг надгробия украшены росписями в духе Дионисия и изображают сцены из Жития святого. На могильной плите – деревянная резная рака с серебряным окладом.
С момента канонизации Преподобного Мартиниана, популярность монастыря возросла, что способствовало и росту его доходов. Кстати, в наши дни тоже хватает желающих приложиться и помолиться возле святых мощей.
Еще одно шатровое сооружение уравновешивает ансамбль – трехъярусная Колокольня с квадратным планом звона, 17-ю колоколами и башенными часами. Между прочим, этот уникальный и самый ранний из сохранившихся в России часовых механизмов с боем (1635 г.), полностью отреставрирован и показывает точное время.
В середине XVII в. Ферапонтов монастырь обзаводится Святыми вратами и небольшой Надвратной церковью Богоявления с приделом во имя Преподобного Ферапонта. Сегодня только она является действующим храмом на территории монастыря.
Что касается Святых ворот, то они уникальны и легко узнаваемы по двум вытянутым конусовидным башенкам. Такого в русской сакральной архитектуре больше нигде не встретите! Говорят, проходя через Святые ворота, следует загадать желание и оно обязательно сбудется!
Во второй половине XVII века звезда Ферапонтова монастыря покатилась к закату. В какой-то степени это было связано с десятилетним пребыванием здесь опального патриарха Никона и не только. В течение последующего столетия отдаленный монастырь становится местом ссылки и для других отцов церкви, впавших в немилость – митрополита Литовского и Киевского Спиридона-Саввы, а также святителя Арсения Мацеевича, митрополита Ростовского и др.
Постепенно Ферапонтов монастырь хирел, пока в 1798 году указом Синода не был упразднен вовсе, а его знаменитые церкви стали приходскими. Последние строительные работы производились здесь в XIX веке, когда небольшую монастырскую территорию обнесли каменной оградой с двумя башенками по углам.
В начале прошлого века в стенах обители был образован женский монастырь, просуществовавший до 1925 г., затем советская власть монахинь разогнала, а весь архитектурный ансамбль с фресками Дионисия передала министерству культуры СССР. Так, Ферапонтов монастырь стал филиалом Кирилловского краеведческого музея.
Сегодня его чудодейственная энергетика, дремавшая несколько веков, похоже, начинает проявляться с новой силой, заряжая современных паломников и тысячи туристов. Это особенно чувствуется возле раки Преподобного Мартиниана, в Музее фресок Дионисия и мерцающего в живом пламени свечей алтаря Надвратной церкви. Молитвы здесь так легко возносятся к небу!
Если охарактеризовать Ферапонтов монастырь одним словом, то, несомненно, это будет ГАРМОНИЯ. Она живет в каждом камне, лике святого, единении храма с окружающей природой и духовности людей, некогда создававших и теперь сохраняющих это великое чудо для потомков.