Турфирмы массово закрываются, кому же верить?

Несмотря на бравурные отчеты правительства, бизнесу в России всё тяжелее не только развиваться, но и банально сводить концы с концами, и к туристическому бизнесу это относится вдвойне.

Минувший сезон ознаменовался очередной серией банкротств турагентств и туроператоров – кто-то закрывался по-тихому, а кто-то банкротился с большим скандалом и множеством пострадавших. Так, за полгода в 2018-м, согласно отчету Росстата, туристический рынок России покинуло около 3 тыс. компаний, что на почти на 25% больше, чем годом ранее. При этом число новых компаний, открывшихся за этот же период на 13% меньше, чем в 2017-м.

Впрочем, эксперты подчеркивают, что на данный момент в нашей стране наблюдается общий тренд на сокращения числа юридических лиц не только в турсекторе, но и во всем сегменте малого бизнеса. «Всеобщая фискализация, внедрение онлайн-касс, жесткое обеление расчетов, повышение налоговой нагрузки опять же вследствие обеления, а также множество прочих факторов приводят к снижению доходности. В итоге собственники закрывают неэффективные юрлица, снижая издержки.

В туризме каждый год фирмы открываются и закрываются – это постоянное движение. В последнее время часто возникает ситуация с перерегистрацией юрлиц – это не настоящий уход с рынка. Поскольку рентабельность в туризме уменьшается в связи с промо-тарифами, некоторые собственники компаний переходят в другие отрасли, где они могут заработать больше.

Есть мнение, что количество турагентств меньше не становится. Дело в том, что часть из них прекращает работать как компании, но продолжают работать как фрилансеры, что по сути одно и тоже. Хотя само по себе сокращение может быть это и неплохо – некоторое оздоровление рынку никогда не вредило. Уходят слабые, остаются сильные.

По мнению экспертов, сегодня на рынке происходит «естественный отбор» и он становится более профессиональным.

Все это хорошо, но как не искушенному потребителю разобраться с массой предложений на маркете и выбрать надежное турагентство?

Во-первых, следует обратиться к «Открытый Каталог Турагентств России», в который вступили уже более 10 тысяч наиболее ответственных турфирм. Цель этого независимого проекта — обеспечение доступа туристов к полному и объективному перечню турагентств России, с которыми туроператоры имеют официальные договорные отношения, как того требует Закон о туризме N132-ФЗ.

Каталог сформирован при поддержке Ассоциации Туроператоров России (АТОР),  Альянса Туристических Агентств (АТА) и Роспотрбнадзором (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека).

Данный Каталог формировался из базы агентств АТОРа, а также членов АТА, поэтому в него попали далеко не все агентства. Но все серьезнонастроенные агентства могут совершенно бесплатно в него попасть, прислав заявку.

Дальше всё прозрачно: пришедшая заявка на добавление в Каталог пересылается юристам АТОРа, которые запрашивают у одного из указанных в заявке туроператоров наличие действующего договора с данным турагентством. Именно для этого в заявке и создано обязательное поле «основные туроператоры, с которым турагентство имеет договорные отношения», которое в интересах само турагентства надо заполнить как можно подробнее – это облегчит работу юристов и ускорит проверку.

Если агентство, в которое вы пришли не состоит и хочет вступать в Каталог, то это повод насторожиться.

Насколько легально работает ТА и его членство в в Каталоге Турагентств России можно узнать по именному виджету — эмблеме Каталога, который содержит название турагентства и ссылку на его страницу в Каталоге. Как правило, значок Каталога размещается на главной странице ТА и является подтверждением его договорных отношений с туроператорами, как того требует Закон о туризме N132-ФЗ.

Что касается туроператоров, то их законная деятельность со всеми гарантиями подтверждена в Реестре ТО, размещенном на сайте Ростуризма.

Кстати, недавно ведомство отправило в Министерство культуры список туроператоров, которые подозреваются в предоставлении недостоверных сведений о количестве обслуживаемых туристов и общей цене реализованного ими турпродукта.

Несмотря на громкие заголовки СМИ о том, что в ближайшее время с рынка могут уйти минимум 100 компаний, на самом деле в «черном списке» Ростуризма значатся 43 туроператора. Более того, направленный в Минкульт список не будет нести за собой каких-либо карательных последствий. Данные о компаниях собраны для включения в график проведения территориальными органами Минкультуры России плановых проверок на 2019 год.

И еще — в списке Ростуризма значатся исключительно те туроператоры, страховые гарантии которых были продлены на весь 2019 год.

По материалам СМИ.

Как выбирать турфирму

Турфирма или самодеятельность?