Must Sea – Rick’s Cafе в Касабланке

Бездонные глаза Ингрид Бергман, остросюжетная история любви, элегантный ночной клуб, где тосковал Хэмфри Богарт и разворачиваются основные сцены фильма «Касабланка» (1942 г.) – вот, что мне больше всего запало в душу во время студенческих просмотров в ленинградском «Кинематографе». Благодаря фильму я тогда узнала и о существовании далекого марокканского города с красивым названием – Касабланка.

Вот вам еще один пример великой силы киноискусства и другой – ни один кадр культовой кинокартины не был снят в Марокко, а прототипом Rick’s Café послужили импровизированные декорации отелей в Танжере. Тем не менее, многочисленные туристы – поклонники фильма все время пытались найти нечто похожее в Касабланке.

Как известно, спрос рождает предложение и в 2004 году предприимчивая американка Кэти Кригер, много лет отработавшая коммерческим атташе в консульстве США, решила воплотить в жизнь туристическую мечту и открыть Rick’s Cafе в «белом доме», как переводится с испанского название древнего города на берегу Атлантического океана.

Критики характеризуют фильм «Касабланка» следующим образом: «классический гангстерский фильм, герои которого заменены деятелями Сопротивления, одурачившими в Марокко гестаповцев при помощи вишиста, ведущего двойную игру».

«Касабланка» получила три «Оскара», и лестный титул «лучшая мелодрама всех времён» от американской Киноакадемии, он считается знаковым фильмом в истории Голливуда.  Его персонажи и музыка стали классикой, а диалоги разошлись на цитаты. Даже сегодня реплика «За тебя, малыш» (англ. «Here’s looking at you, kid») входит в десятку самых любимых реплик из кино среди американских зрителей.

В первый же год проката «Касабланка» имела большой успех, но со временем ее популярность только росла. Во многом благодаря талантливо воплощенной истории любви и атмосфере фильма, его своевременности и замечательной способности  Голливуда создавать магию кино.

В начале 2000-х в Касабланке у госпожи Кригер ушли месяцы на получение различных разрешений и лицензий, плюс инвестиции в миллион долларов, еще  два года – на работу, прежде чем аутентичное кафе Рика появилось именно в том месте и том виде, как это придумал режиссер фильма Майкл Кёртис.

Во время нашей встречи в Rick’s Cafе Касабланки, Кэти Кригер призналась, что она надеялась привнести немного американской мечты в североафриканское королевство, которое простирается от Средиземного моря до Сахары, показать положительный имидж американцев, и доказать на собственном примере, что эта страна созрела для инвестиций и открыта для женщин-предпринимателей.

«Мне предстояло превратить миф в реальность, и результат оправдал ожидания – Рик  привлек не только иностранных туристов, но и местное население», – сказала Кэти.

Все чаще Марокко для жизни выбирают богатые иностранцы, влюбленные в Маргиб, его 1001 ночь, джинов, риады и удивительный замес арабско-французской культуры, сохранившейся со времен протектората. Здешнее телевидение в течение дня транслирует выпуски новостей на испанском, арабском, французском и тамазихском языках. Современные марокканцы весьма космополитичны, их связывают родственные узы со многими государствами Европы и Америки – у многих семей близкие живут в зарубежных странах. Марокканцы считают, что у них к иностранцам отношение лучше, чем к «своим». Когда в 2011 году в результате взрыва в кафе на площади Джемаа аль-Фна Марракеша пострадали туристы (погибло 17 человек, более 20 были ранены), вся страна консолидировано поднялась на борьбу с терроризмом.

Кстати, сегодняшние международные рейтинги включают Марокко в 10-ку самых комфортных для туристов стран.

Но вернемся в Касабланку. Для легендарного Rick’s Cafе местные власти предоставили традиционный марокканский риад – грандиозный особняк с центральным внутренним двором, построенный в 1930 году на окраине Медины.

Фасад здания со стороны улицы украшают тяжелые деревянные двери, как в фильме, ориентированные на порт и Атлантический океан.

Кроме того, новый туристический объект города выгодно расположился неподалеку от мечети Хасана II, что позволило гидам разнообразить свои маршруты и после посещения главной достопримечательности Касабланки, приводить туристов на обед или чашку кофе в культовое кафе.

Старый особняк – риад был полностью восстановлен и реконструирован американским архитектором- дизайнером Биллом Уиллисом, который добавил в интерьер   декоративные детали, напоминающие Rick’s Cafе из фильма – изогнутые арки, скульптурный бар, балконы, балюстрады, а также трафаретное освещение и растения, которые отбрасывают волнующие тени на белые стены.

Резные и инкрустированные деревянные ширмы, столы и стулья привезли из Сирии, они привнесли декоративности, уюта и напоминают мебель в знаменитой киноленте.

Кэти Кригер пришлось посмотреть фильм «Касабланка» сотни раз, чтобы детально изучить атмосферу, освещение и линии помещения.

Кроме того, она украсила свое Rick’s Cafе элементами декора, представляющими ремесленную индустрию Марокко. Например, камины из резного мрамора, цветная марокканская штукатурка «таделакт», традиционная для мавританской архитектуры терракотовая плитка «зулляйдж» на стенах и полах, не говоря уже о текстиле, посуде и светильниках. Замысловатые антикварные латунные напольные и настольные лампы с ажурновырезанными металлическими плафонами создают в помещении сказочные световые эффекты.

А каждый стол заведения украшают роскошные лампы с медным абажуром и бахромой из бисера, специально разработанные для проекта Биллом Уиллисом, и ставшие символом кафе.

В результате творческой синергии многих увлеченных людей получился интерьер, который имитирует Rick’s Cafе из фильма «Касабланка», но гораздо уютнее, креативнее, роскошнее киношного (к тому же черно-белого), с ностальгической ноткой и романтическим дифирамбом ушедшей эпохе. Впрочем, о ней ежесекундно напоминает сама кинолента – в каждом зале установлены панели и идет трансляция фрагментов культового фильма.

Столики для двоих, четверых и больших компаний рассредоточены по всему пространству риада весьма продуманно, так чтобы никто никому не мешал и получал удовольствие от пребывания в этом месте. Учтивые официанты в традиционных фесках и широких шароварах обслуживают клиентов за столами при свечах.

Эмоциональный центр всего заведения находится в нижнем ярусе риада, где стоит рояль, а за клавишами тапёр наигрывает знакомую мелодию, которая для миллионов зрителей ассоциируется с кинематографичным образом  Сэма. Реального пианиста зовут Иссам Чабаа – уроженец Рабата, ради интересного проекта перебрался в Касабланку. Он играет очень вдохновенно, по стандартам 40-х и 50-х годов.

Сегодня Rick’s Cafе Casablanca позиционируется как ресторан-пиано-бар в стилистике голливудского шедевра 40-х годов  «Касабланка».

Адрес: 248, Bd Sour Jdid. Place du jardin public. Ancienne médina. Casablanca. Morocco

Меню Rick’s Cafе изобилует блюдами из рыбы и морепродуктов, в нем также присутствуют стейки, фуагра, салат из козьего сыра со свежим инжиром и американский краб-луи.  Чизкейк и пирожные Рика фигурируют в десертном меню вместе с более экзотическими позициями и местными свежими фруктами.

Во время ужина Кэти угощала нас фаворитами –  телятиной Chili Con Carne, стейком из рыбы-меч (улов дня), и кус-кусом из марокканского тажина.

Цены от 100 до 200 дирхамов (10-20 долларов США) за блюдо. Средний чек в Rick’s Cafе  – около 30 долларов США, что несколько выше, чем в обычном ресторане этого уровня Марокко, но такова плата за легенду.

Как добраться

Сегодня долететь до Касабланки из Санкт-Петербурга можно на стыковочных рейсах авиакомпаний S7 Airlines и национального авиаперевозчика Марокко — Royal Air Maroc, которые заключили код-шеринговое соглашение о партнерстве.  Это значит, что вся дорога состоит из двух перелетов:

Санкт-Петербург – Москва (S7 Airlines)

Москва – Касабланка (Royal Air Maroc)

Пассажирам оформляется единый авиабилет на весь перелет, а багаж регистрируется сразу до конечного пункта следования.

Важно! В 2020 году авиакомпания Royal Air Maroc планирует открыть прямой рейс в Касабланку из города на Неве.