Календарь-головоломка: встреча в Кижах

Очень радует в Кижах качество сувенирной продукции. Вместо всякого ненужного хлама в витрине красуются фигурные доски с хорошей живописью – пейзажи, виды основных храмов. Совсем недурно!
Возле дома Елизарова (конец XIX века), мое внимание привлекла стайка ярких фигурок расписной глиняной игрушки, и рядом с ними очень необычная вещь – то ли метр, то ли массажер, то ли …
«Календарь!», – помог мне мастер-демонстратор музея-заповедника «Кижи» Валерий Кирьянов, – «Я сделал его точно по одному музейному оригиналу. Таких всего 4 сохранилось»!


Шестигранный деревянный резной календарь с рукой-крючком для подвешивания устроен очень просто: три рабочие грани означают три времени года, на каждой грани помещается по три месяца, зарубками отмечены дни, а знаками, похожими на иероглифы -православные и сельскохозяйственные праздники. При пользовании календарем, необходимо было поворачивать отдельные части вокруг своей оси.
Оказывается, славянский календарь допетровской эпохи, так же, как и древнеегипетский, был основан на 16-тиричной системе, т.е. 16 лет – это один круг, и проходя через 9 стихий, создает периодичность 144 лета (Круг Жизни). Каждое Лето занимало 365,25 дней. Позже в юлианском календаре ввели вековую систему, т.е. считали столетиями, и в этом кроется ошибка. К 1582 году юлианский календарь убежал аж на 10 дней, а сейчас даже на 13 дней. По мнению специалистов, календарная система не вписывается в десятичную, более правильная периодичность – круговая, т.е. 15 лет идут по 365 дней, а 16-ое лето 369 дней. У христиан каждый четвертый год високосный, и у славян добавляется 4 дня на 16 лет. В григорианском календаре эту ошибку учли, наши предки ее вообще не допускали, многие тысячи лет назад они четко высчитали полную периодичность и создали определённую систему Круг Лет = 16 годин (периодов). Отсюда и «летопись», «летописец», обычный вопрос: «Сколько вам лет?».


Наши предки делили годичный цикл на 3 периода – Осень, Зима, Весна, и все вместе они назывались одним словом Лето. Каждое время года (лета) было разделено на 3 месяца, т.е. лето составляло 9 месяцев. Неделя состояла из девяти дней: понедельник, вторник, тритейник (а не «среда», т.е. середина христианской недели), четверг, пятница, шестица, седмица, осьмица, неделя (нет дел). Помните, в сказке Ершова «Каменная чаша»: «Вот осьмица уж прошла и неделя подошла…».
Помимо простого и удобного счета дней, у наших предков существовала очень удобная структурированная система труда и отдыха – два дня трудились, один отдыхали. При девятидневной неделе получалось три дня отдыха, т.е. человек не перетруждался.
Что касается знаковой системы календарей, то на карельских экземплярах больше всего встречается крестов различной формы, при этом крестами в круге обозначены все церковные двунадесятые и почти все великие праздники, дни памяти особо почитаемых святых: Иоанна Богослова (26 сентября; 8 мая); Николая Чудотворца (6 декабря, 9 мая), пророка Илии Фесвитянина (20 июля). Другие праздники и дни памяти святых обозначены крестами разного начертания и иными графическими знаками.
Иногда на подобных календарях встречаются буквы кириллического письма. Например, в карельских календарях буквой «Б» обозначали праздники, посвященные Богородице и ее почитаемым иконам, буквой «А» – день памяти Антония Римлянина, Афанасия Афонского, буквой «З» – день памяти Зосимы, игумена Соловецкого, буквой «К» – день памяти Кирилла Белозерского, буквой «М» – Михаила и Матфея.


Расшифровать все «иероглифы» на каждом деревянном календаре можно лишь, зная важнейшие праздники той деревни, откуда он происходил. Например, часто всадник на коне означал Егория Храброго, а соха изображала Еремея Запрягальника. На календаре могли отмечаться и семейные даты. Таким образом, чем старше календарь, тем больше знаков на нем было вырезано.
Для неграмотных крестьян такой календарь-святцы являлся, буквально, палочкой-выручалочкой. Он никогда не продавался и передавался из поколения в поколение.
Чем больше я узнавала о причудливом деревянном устройстве, тем больше мне хотелось его приобрести в качестве интеллектуального сувенира из Кижей. Увы, не продается! Валерий сделал единственную копию специально, чтобы показывать и рассказывать туристам о забытых традициях русского народа. Замечательная идея!
Если будете в Кижах, обязательно пообщайтесь с мастерами-демонстраторами на территории заповедника. Узнаете много интересного!