Индустриальный туризм в Волхове
Если уж и прокачивать тему индустриального туризма в Ленобласти, то начинать следует с Волхова!
Один из самых молодых городов Ленобласти, районный центр, выросший на месте старинных погостов и рабочих поселков железнодорожников и строителей, сегодня по-прежнему является крупным промышленным центром.
Волхов как город «Трудовой Доблести и Славы», производит приятное впечатление, несмотря на частокол дымящихся труб.
Население города составляет около 44 тыс. человек, действует 3 храма, построено 6 отелей, десяток ресторанов и кафе. Самая престижная гостиница «Металлург» находится на центральной площади Ленина в окружении важных учреждений и архитектурных доминант в стиле сталинского ампира.
Чего только стоит Волховский дворец культуры с памятником Владимиру Ильичу в уютном скверике! Чуть дальше по проспекту Кирова так же торжественно смотрится Алюминиевый колледж с гипсо-бетонными пионерками и здание администрации с фонтаном и почти смольнинским портиком. Все чистенькое, свежевыкрашенное.
Если убрать все современные вывески, то в этом квартале можно запросто снимать ностальгический сериал о счастливой жизни райцентра в эпоху развитого социализма.
Что касается гостиниц в Волхове, то они прежде всего рассчитаны на гостей, приезжающих с деловыми целями – 2-х и 3-х звездочные, оформленные в лучших советских традициях, за исключением совсем новой – «Легенды», где уже присутствует современный дизайн типа скандинавского минимализма. Двухместный номер здесь обойдется в 2 800 руб., в «Металлурге» – 3400 руб. Самое доступное и экологичное размещение предлагает гостиничный комплекс «Отдохни» на окраине города (от 1 500 руб.). Поскольку хозяин этого отеля является большим поклонником спорта и здорового образа жизни, он оборудовал великолепный тренажерный зал. Пожалуй, лучший в Волхове!
Туристический объект номер один в Волхове – Волховская ГЭС – уникальный памятник истории и культуры федерального значения. Сегодня попасть на старейшую действующую ГЭС России совсем не просто. Списки группы экскурсантов согласовывают за 2 недели, вход строго по паспортам, съемка разрешена только перед входом и в музее станции.
В прошлом году мне удалось снять самый эффектный вид с левого берега Волхова, а нынче я стою в створе судоходного шлюза, прямо на пороге эпохального сооружения и рассматриваю почерневшие за сто лет бетонные блоки.
Здание Волховской ГЭС строилось с 1918 по 1926 гг., оно расположено под углом к руслу реки и прикрыто специальной ледозащитной стенкой. От него отходит водосбросная бетонная плотина длиной 212 м., с другой стороны – проходная и центральный вход, увенчанный барельефом В.И. Ленина – его имя станция легендарный первенец ГОЭЛРО носит до сих пор.
В музей на 3-м этаже нас сопроводил начальник ГЭС и показал некоторые, ставшие уже раритетными приборы с шведскими табличками от 1923 года. Кстати, в условиях разрухи наши прадеды с задачей импортозамещения справились за 4 года, о чем свидетельствует памятная доска: Ленинградский завод «Электросила» выполнил впервые из русских материалов и русскими силами мощные генераторы и моторы для Волховского гидроузла.
С той поры ГЭС исправно дает ток! Она останавливалась всего один раз во время ВОВ, и то ненадолго, вскоре станционное оборудование частично подключили, проложив по дну Ладожского озера кабель, по которому подавалась электроэнергия в блокадный Ленинград.
В музее Волховской ГЭС воспроизведен рабочий кабинет Г.О. Графтио с описанием важных решений, принятых здесь, проектами по использованию гидроэнергии Волхова, мемориальными вещами и фотографиями соратников главного инженера на Волховсторое. На центральной витрине представлен фрагмент того самого кабеля периода ВОВ в разрезе, у стен стоят рэтро-аппараты – шведский мотор постоянного тока, тахометр. Эффектно выполнен и макет станции, работающей уже более 90 лет. Что и говорить, шедевр гидроэнергетики!
Уже в наше время станция была модернизирована с увеличением мощности до 86 МВт (против 58 МВт на момент открытия). Сейчас она входит в состав Каскада Ладожских ГЭС вместе с Нижне-Свирской и Верхне-Свирской. В этой компании Волховская красавица самая посещаемая и для своего молодого города является туристическим объектом номер один!
Как правило, все экскурсии на ГЭС или обзорные по городу не обходятся без посещения дома главного инженера Волховской ГЭС Генриха Осиповича Графтио.
Деревянный дом в стиле скандинавский модерн сохранился в неизменном виде, включая оконные рамы, ручки и даже водосточные трубы с зубчатым декором.
Говорят, главный инженер Волховской ГЭС сам проектировал особняк и выбирал место на высоком берегу, так, чтобы в любое время суток из окон хорошо просматривалась панорама строительства его детища.
Стены этого колоритного дома помнят многих великих людей и жаркие споры на совещаниях о судьбе первенца ленинского плана ГОЭЛРО. Здесь побывали многие партийные лидеры и члены правительства, высокие гости и знаменитые: И.В.Сталин, Г.М.Кржижановский, М.И.Калинин, А.И.Микоян, Г.К.Орджоникидзе, С.М.Киров, Ф.Э.Дзержинский, В.В.Куйбышев, Д.Бедный, А.Толстой, Э.Тельман и др.
После отъезда Графтио, дом сменил несколько владельцев и организаций. Любопытно, что в нем одно время базировался Волховский филиал Ленинградского бюро путешествий и экскурсий, а в 1969 году здесь обосновался Музей истории промышленного города.
Рабочий кабинет – это единственное помещение дома, сохранившее свои подлинные очертания и предметы обстановки. Биография основоположника российского гидростроительства отражена в фотографиях и документах; в витринах представлены его ордена и награды, на отдельном постаменте – башмаки академика Графтио. Но самым уникальным экспонатом является персональный автомобиль, подаренный Генриху Осиповичу советским правительством в 1946 году. Представительный «ГАЗ М-11-73» относится к первым выпускам отечественных легковушек.
Другую часть экспозиции музея представляют материалы по истории становления молодого промышленного центра на Волхове, вошедшего в историю как столица первых ударных строек СССР.
Здесь можно увидеть шведские и советские агрегаты, высоковольтные выключатели, образцы кабеля, инсталляции, посвященные строительству железной дороги, Волховской ГЭС, алюминиевого комбината. предметы городского быта разных эпох. Всего более 11 тысяч единиц хранения! Каждый музейный предмет раскрывает частичку истории города и его самого знаменитого жителя.
Многое из осуществленного Г.О. Графтио являлось уникальным, первым в стране или мире. Так, он впервые спроектировал и организовал движение электрического трамвая в Петербурге, под его руководством построено и оборудовано множество электростанций, трамвайных подстанций. Но проектом, сыгравшим ключевую роль в его жизни, стала Волховская ГЭС.
Через два года, в 2024 году дому Графтио исполнится сто лет, и музейщики не теряют надежды, что свой юбилей он встретит все-таки в отреставрированном виде.
Что нужно обязательно увидеть в Волхове?
Я бы даже сказала, специально съездить всей семьей! Это Музейно-выставочный центр «Пятнадцатый элемент», созданный в правобережной части города одним из ведущих мировых производителей фосфорсодержащих удобрений – компанией «ФосАгро». Несколько лет назад предприятие серьезно вложилось в благоустройство большой территории вокруг корпоративного музея и сквера Кирова, построила Андреевский собор, а в отреставрированной водонапорной башне – открыла современный интерактивный познавательный центр. Напомню, пятнадцатый элемент – это фосфор в Периодической таблице Менделеева. Собственно, ему, занимательной науке химии и технологиям будущего посвящена мультимедийная экспозиция башни.
Музейно-выставочный центр призван популяризировать науку и производство местных градообразующих предприятий, что сделано весьма изобретательно, красиво и наглядно.
Экскурсия начинается в зале, посвященном первенцу алюминиевой промышленности страны — Волховскому алюминиевому заводу, запущенному в 1933 году. До этого момента алюминий в России вообще не производился. В витринах хранятся сверкающие серебристые слитки, которые выплавлялись по особым случаям – к юбилеям и праздникам.
Главным фактором для строительства здесь завода была ГЭС – источник дешевой энергии и крупная железнодорожная станция. К тому же, недалеко нашли залежи бокситов, необходимых для производства легкого металла.
Завод отслужил верой и правдой шестьдесят лет. К сожалению, в годы перестройки выживать было трудно всем без исключения, процесс приватизации происходил весьма болезненно, несколько раз ВАЗ переходил из рук в руки, менял название, пока не закрылся насовсем.
После распада ВАЗа в 90-е промышленный город мог бы тихо умереть, но прошло время и на бывших заводских площадях возник филиал АО «Апатит» (группа компаний «ФосАгро»), и это вдохнуло вторую жизнь в Волхов. Как бы не сетовали волховчане по поводу труб-курильщиков и экологии, они не готовы отказаться от предприятия-кормильца. Тем более, что его руководство прислушивается к голосу народа и старается решать возникающие проблемы, внедряя все новые очистные технологии.
Сегодня на представленной в музее карте мира отмечены точки, куда «ФосАгро» отправляет производимые удобрения. Всего – 95 стран! Кстати, контракты пока не расторгла ни одна компания из этого списка.
Еще немало интересного можно узнать, нажимая на кнопки панелей и мультимедийных установок в зале, которые знакомят посетителей в увлекательной форме со сложными производственными процессами.
Приятно, что все экскурсии в МВЦ, а также познавательные программы, мастер-классы, квесты проводятся совершенно бесплатно! Но предварительная запись обязательна!
Любая экскурсия на тему промышленного туризма должна включать посещение действующего предприятия. На «ФосАгро» мы не попали, но по пути в Санкт-Петербург заглянули в промзону города Кировска.
Даже если не вникать в суть производства электрораспределительных устройств низкого напряжения, мне было интересно просто погулять по светлым цехам ООО «Ладога-Энерго», порадоваться цифровизации производства, любоваться красотой мощных машин и катушками разноцветного кабеля, наблюдать за работой увлеченных людей и перекинуться парой фраз с «королевой» сборочного цеха. Меня восхитила энергия и настрой молодого директора Артема Баранова, уверенно ведущего свое предприятие в светлое будущее, успешно решая проблему импортозамещения, и теперь настроенного на рост и расширение за счет строительства нового цеха.
Мы не первая группа, посетившая предприятие, сюда водят школьников и корпорантов. В плане индустриального туризма, объект очень достойный, я бы даже сказала, показательный. Хотите увидеть современное, компьютеризированное, успешное предприятие в действии? Вам сюда!