Удивительное рядом: этно-путешествие к вепсам
В двадцать пятый раз деревня Тервеничи Лодейнопольского района встречала гостей на областном празднике вепсской культуры «Энарне Ма», что в переводе на русский означает “Родная земля”.
Его проводят во имя сохранения традиции и языка, объединения представителей этой народности, коих осталось не так уж и много – чуть более 8 тысяч по всей стране (2 тысячи живут в Ленинградской области).
Вепсы – православные потомки древнего финского племени, до 1920-х годов официально назывались чудью. Основная территория их расселения: Прионежский район Карелии, Бокситогорский, Лодейнопольский, Подпорожский, Тихвинский районы Ленинградской области, Бабаевский район Вологодской области. С конца 1980-х годов началось движение сторонников возрождения вепсского этноса и его культурных ценностей – сельская община (суйм) и большая семья. Тогда же сформировалась своя интеллигенция, сегодня около половины всех вепсов живет в городах.
Праздник «Энарне Ма» традиционно начинается с литургии в Храме Покрова Божьей Матери на берегу живописного озера, затем проходит молебен на святое дело и духовные песнопения у Водосвятной часовни, а затем его участники торжественно шествуют по деревенским улицам на поляну Зайцевская лядинка.
«Зов родной земли» – такова была тема праздника 2017 года. Его открыл обряд встречи гостей, вепсская беседа «Kaikuttušt ičeze Kodimale vedäb» — «Каждого на свою родину тянет». Танцевальную зарисовку с красными фартуками показали взрослые участники фольклорного коллектива «Оятская вечорка» и совсем юные девочки ансамбля «Айюшки». Этот танец стал символом преемственности традиций древнего народа.
На праздник приехали многочисленные гости из Санкт-Петербурга, Республики Карелия, Ленинградской области. Среди них творческие коллективы и официальные лица. Они первыми прошли через березовую звонницу, на которой разместились двадцать пять оятских глиняных колокольчиков. Любой желающий мог позвенеть в колокольчик, напомнив таким образом, о зове родной земли.
Участники тервенических коллективов показали театрализованную постановку по легенде писателя Петра Васильева «Дети березы» – так называли себя жители, живущие у берегов Ояти.
Маленькие участники вепсской языковой школы «Дар слова» деревни Тервеничи исполнили частушки и станцевали кадриль, из Алеховщины приехали дети, занимающиеся на вепсских языковых курсах «Вепсяночка», они тоже продемонстрировали, как научились общаться по-вепсски.
На празднике выступили многочисленные гости, фольклорные коллективы из Бокситогорского района «Vepsan paio» и «Varasta», вепсский фольклорный коллектив из села Винницы Подпорожского района, вокальная группа «Гармония» Мегрегского сельского Дома культуры республики Карелия. Старинные обрядовые песни, пляски и наигрыши Русского Севера исполнили участники фольклорного коллектива Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова.
Тервенический коллектив «Оятская вечорка» провел для зрителей дефиле «Куклы из бабушкиного сундука», народные игры, хороводы, конкурсы, аукцион.
На поляне Зайцевская лядинка развернулись торговые ряды «Оять мастеровая», где были представлены изделия народных промыслов. Здесь же работали мастера Лодейнопольского центра ремесел и проводились мастер-классы по вышивке, гончарному делу, плетению из бересты и т.д.
Под кронами высоких березок обустроились соблазнительные столики с традиционной национальной снедью, где проходила дегустация блюд вепсской кухни. «Оятские хлебосолы» потчевали гостей ароматным «олудом» и медовухой, пышущими жаром «калитками» и рыбными пирогами.
Чествовали на празднике и победителей конкурса деревенских подворий «Kel’ küla paremb» – «Чья деревня краше».
Завершится праздник зажиганием купальского костра, вепсскими игрищами и большим обрядовым хороводом «Kävelda päiveigenke» – «Хождение за солнцем». Самые стойкие продолжили веселье на этнодискотеке.
На следующий день праздник продолжился в сельском клубе деревни Вонозеро, где двадцать пять лет назад и зародился. Его ознаменовал конкурс летних кукол-травниц «Оятское разнотравье», и веселый мастер-класс «Вепсская кадриль — Вонозерская».
Побывав на таком празднике, да и просто общаясь с вепсами, до глубины души проникаешься симпатией к этим простым и неравнодушным людям, большим труженикам, до самозабвения влюбленным в родные края и сумевшим сплотиться ради сохранения собственной культуры. Их стараниями существуют многочисленные деревенские музеи вепсской культуры, где бережно хранят предметы быта и народного искусства. Оно представлено резьбой по дереву, плетением из бересты, керамикой, глиняной скульптурой малых форм, вышивкой, лоскутным шитьем, ткачеством.
В древней столице Вепсарии – живописном селе Винницы на берегах красивейшей реки Ояти, что в центре Подпорожского района, бережно сохраняют нематериальную культуру и традиции вепсского народа. Например, известно, что вепсы до сих пор живут в тесном взаимодействии с силами природы, они почитают ель, можжевельник, рябину, ольху. В их фольклоре живы древние мифологические представления о медведе, волке, ласточке, бекасе, ястребе, щуке, змейке счастья. Существуют поверья в домового, дворового, хлевяного, лесного, водяного, земляного, банного, гуменного хозяев, которые выступают как главы семей, имеющие супруга и детей. Из фольклорных жанров популярны пословицы, былички, частушки, колыбельные песни и т.д.
Вепский центр фольклора гордится своим национальным театром кукол, где занимаются десятки юных и взрослых жителей села. Они изучают вепсское наследие, ставят спектакли, поют народные песни, танцуют традиционные для вепсов и современные танцы. На кадриль приглашают и туристов.
В Винницком музее собрана уникальная этнографическая коллекция, в основном домашняя утварь и одежда вепсов. Многие вещи прожили не одну сотню лет, имеют интересную историю. Здесь же работает центр по возрождению исконных вепсских ремесел. А продемонстрировать свои достижения участники вепсской самодеятельности села Винницы стараются во время проведения собственного ежегодного большого фольклорного праздника “Древо жизни” в июне.
Еще одно вепсское поселение – Алеховщина и тоже на реке Оять с XVIII века славится производством самобытной керамики, которая то расцветала, то приходила в упадок. Благодаря открытому в 2002 году Центру возрождения ремесел, это производство получило стабильную базу и объединило оятских гончарных мастеров, передающих свои навыки и секреты взаимодействия с глиной подрастающему поколению.
Музей Алеховщины собрал редкие образцы подлинной оятской керамики, здесь отражена культура и быт местных жителей в коллекции старинной деревенской мебели, утвари, подборке краеведческой литературы и словаре языка вепсов.
В старинном деревянном доме Центра необыкновенно тепло и радостно, здесь витает дух творчества. Вепсы с удовольствием приобщат вас к любому полезному делу и основательно «разложат все по полочкам». Они гостеприимны, скромны и знают толк в добром «олуде» и хорошей беседе. Их трогательная любовь к малой Родине заставляет о многом задуматься и, возможно, даже где-то подтянуться.