Проблемы сохранения традиционных ремесел обсудили в Петербурге
Так масштабно эту тему еще не поднимали. В рамках секции «Нематериальное культурное наследие и народное творчество» Санкт-Петербургского международного культурного форума, состоялось, как минимум три мероприятия, посвященные этнографии и сохранению традиционных ремесел.
Международный ремесленный конгресс собрал на площадке Петропавловской крепости представителей большинства субъектов РФ, а также заинтересованных экспертов из других стран. Уровень правительственного мероприятия по выявлению потребностей ремесленников и народных художественных промыслов задавали официальные лица: губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, замминистра Минпромторга Гульназ Кадырова и замминистра культуры, депутаты Госдумы и представители ТПП и ряда общественных организаций, которые выступили с трибуны конгресса и обещали поддержать развитие ремесленничества.
Перво-наперво его классифицировали как вид предпринимательской деятельности, который способствует развитию культурного достояния, поддержанию традиций, возможность для человека проявить свои таланты. Зачастую ремесленников трудно отнести к предпринимателям по духу – они скорее попадают в категорию «самозанятых граждан».
По мнению чиновников, начать следует с определения понятий ремесленной деятельности. В законе 209 «О развитии малого и среднего бизнеса» оно не дается – это надо исправить, определить перечень видов деятельности и критерии, которым должен соответствовать ремесленник. Введение такого определения поможет не только расширить оказываемую поддержку, но и легализовать ремесленные палаты, передав им часть полномочий по поддержке ремесленничества, а также подвести ремесленников под термин “самозанятые”, который вскоре должен появиться в законодательстве РФ.
На конгрессе также выступила вице-президент Всемирного ремесленного совета по Азиатско-тихоокенскому региону ( WCC APR), председатель Союза ремесленников Казахстана, Айджан Беккулова. Она в частности, поделилась опытом взаимодействия ремесленников с властными структурами и организации мероприятий поддержки ремесел. В качестве показательного примера Айджан привела Иран, в экономике которого на втором месте после нефти стоит экспорт ремесленной продукции, прежде всего, ковров. Знаменитые персидские ковры ткут по всей стране, но центром этого ремесла считается город Тебриз, где более 300 мастерских занимаются ковроткачеством. Местный ковровый рынок Моззафарийе с древности слыл лучшим местом для покупки ковра. Сегодня он занимает площадь 7 кв. км и представляет собой 22 больших крытых торговых ряда, 24 караван-сарая, и внесен в список материального наследия ЮНЕСКО. Современный ковровый бизнес в Иране поставлен на международные рельсы, помимо традиционных персидских орнаментов, мастерские изготавливают ковры-вазы, по заказу европейцев – ковры с библейскими сюжетами, ковры с изображением мировых политиков, звезд, членов семьи или отдельных людей по присланной фотографии.
Учредитель Прибалтийской Гильдии мастеров и торговцев «Старая Нарва» Сергей Дружинин поведал участникам конгресса об успехах своего сообщества, которое существует уже 8 лет и объединяет 40 мастеров по всей Прибалтике. Вместе им проще решать свои проблемы и продвигаться. Гильдия имеет опыт реализации обучающих проектов по разным ремеслам и предпринимательству в сфере ручного труда, которые помогли многим людям найти себя и стабильный заработок.
Представители итальянской ассоциации AAIR Марко Пьетри и Ренато Баркези говорили о проблемах ремесленного производства в эпоху глобализма и продвижения товаров ручной работы на международном рынке. Оказывается, в Италии тоже исчезают многие традиционные ремесла, молодежь больше не хочет продолжать дело предков и зачастую покидает семейный бизнес. Кроме того, за последние 20 лет существенно изменились условия труда, выросли цены на сырье и ресурсы, поэтому многие мастерские прославленных итальянских династий вынуждены были закрыться. Кто не знает знаменитую итальянскую обувь ручной работы? Сегодня небольшие семейные мастерские выживают исключительно за счет огромной наценки и индивидуальной работе с высокопоставленными клиентами, способными выложить кругленькую сумму за «хэнд мэйд».
В современном мире новых технологий ремеслу остается все меньше места и в итоге мы получаем товары ниже качества, чем могли бы, – считают итальянские эксперты. Увы, процесс вытеснения кропотливого ручного труда необратим. Для того, чтобы кустарной мастерской выжить необходимо: иметь историю, обладать уникальным дизайном, узнаваемым брендом, использовать web-технологии для продвижения на рынке.
Итальянские коллеги привели и другие формы выживания. Например, слияние кустарей с крупными корпорациями, где у ремесленников появляется очень важная миссия – «облагораживание» промышленных изделий ручной отделкой, скажем художественная гравировка по оружию. Это пример успешной синергии новой экономики и ремесленников, хотя и редкий. К сожалению, государство в деле поддержки традиционных ремесел и в Италии остается в стороне.
Параллельно с конгрессом в Государственном Эрмитаже представители науки и музеев обсуждали особенности и уникальность этнокультуры России, которая активно начала проявляться еще в 18 веке с разрастанием империи. По словам директора Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН Андрея Головнёва, большая страна начала исследовать себя, отправляя экспедиции и составляя карту народов России. Известно, что мода на этничность проявлялась еще во времена Анны Иоановны, которая проводила карнавалы на тему дружбы народов, дабы продемонстрировать заморским послам величие и богатство Российской Империи. С той поры этничность расценивалась как цивилизационное преимущество России, в контексте установки – жить вместе, оставаясь разными.
Для этнографов, обычно глубоко «заныривающих» в разные этнокультуры, этничность – это не только сувениры или пляски в костюмах, это еще и духовность, разные проявления идентичности народа, позволяющие раскрыть его потенциал.
По словам директора московского Музея декоративно-прикладного и народного искусства Елены Титовой, сегодня интерес к этнокультуре в мире велик и продолжает расти. Любой креатив на базе «этно» принимается с восторгом; существует отдельное направление – этномода в одежде, этнодизайн в интерьере и т.д. Музеи все чаще выставляют коллекции современных художников, работающих в теме разных этнографических материалов.
И, наконец, настоящим парадом ремесел стал Всероссийский конкурс народных мастеров «Русь мастеровая», организованный Министерством культуры РФ, Государственным Российским Домом народного творчества имени В.Д. Поленова и Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной Академией имени А.Л. Штиглица.
Отбор участников мероприятия производился согласно предварительным заявкам на основе конкурса. Особое внимание было уделено привлечению молодых художников и мастеров. В итоге из 200 желающих оргкомитет отобрал 86 мастеров из 40 регионов России, которые приняли участие в финальной части конкурса в Санкт-Петербурге.
В течение двух дней в световом зале Мухинского училища лучшие народные мастера и художники декоративного искусства представляли свои работы, проводили мастер-классы и соревновались в 10 номинациях по традиционным видам ремесел. Каждый из конкурсантов выступил как хранитель традиционного ремесла и своего локального промысла. Были и открытия. Например, возрожденное плетение из сосновых иголок. Кто бы мог подумать, что из такого распространенного подручного материала можно сплести шкатулки, корзинки и даже лебедушек.
Конкурс традиционно проводился в форме открытого соревнования на глазах у многочисленных зрителей и под строгим надзором членов команды всероссийского жюри, объединившего известных художников и искусствоведов нашей страны.
По условиям конкурса, каждый участник соревнования в режиме реального времени должен был создать произведение, соответствующее конкурсной теме. Она была объявлена лишь накануне состязания, что сделало конкурс динамичным, а результат почти непредсказуемым. В этот раз в течении 8 часов мастерам нужно было создать работу на тему – “Классика”. На каждом стенде работа шла спокойно, мастера уверенно выводили свои творения, успевали шутить с посетителями, позировать на камеры и даже показывать отдельные приемы по несколько раз. Профессионалы! География победителей широка как сама Россия: лучшая глиняная игрушка из Липецка, гончарство из Рязани, лоскутное шитье из Алтайского края, печать по ткани из Санкт-Петербурга, роспись и резьба по дереву из Ленобласти, текстильная кукла из Брянской области, ткачество поясов из Ижевска, художественная обработка растительных материалов из Краснодара, а лучшая береста из Югры. Все победители получили памятные медали.
В России конкурс проходит с 2001 года, но в этом году он впервые состоялся в рамках Культурного форума. Организаторы остались очень довольны приемом, уровнем подготовки участников, их работ, уже сегодня обсуждаются возможности проведения и расширения конкурса в 2018 году.