Наше все: Кирилло-Белозерский монастырь

Можно с уверенностью сказать, что кирилловское направление – самый популярный туристический маршрут в Вологодской области. Причем, на протяжении нескольких столетий, когда туризма еще в помине не было, а вот паломники были, которые стройными рядами шли на богомолье по оживленному торговому маршруту со всех концов Руси в ее духовную столицу – Кирилло-Белозерский монастырь.

Сегодня до него можно добраться всего за полтора часа из Вологды (129 км) или Череповца (100 км) и совместить это путешествие с посещением как минимум, двух достойнейших объектов – Ферапонтова монастыря и историко-этнографического комплекса «Сугорье».

Основная часть Кирилло-Белозерского монастыря сегодня – это памятник федерального значения, включенный в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, первый музей-заповедник на территории Вологодской области, который ежегодно посещает 200 тысяч человек и почти половина из них – иностранные туристы. Они приезжают, чтобы увидеть «настоящую Россию», ее древние памятники, так гармонично вписанные в величественную природу Севера.

В средние века Кирилло-Белозерский монастырь слыл не только центром духовной жизни России, но и одним из крупнейших и богатейших монастырей страны. Многое пришлось ему пережить за свою длинную историю, но главное – без серьезных потерь выстоять и сохранить свои святыни.

В первые годы советской власти  на территории монастыря был создан историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, что отчасти способствовало спасению памятника от уничтожения. А в перестроечный период часть территории монастыря была возвращена Русской Православной Церкви для возобновления монашеской жизни. Сегодня здесь действует храм в честь Преподобного Кирилла Белозерского, а в некоторых других — совершаются службы по определенным случаям.

Вериги носились монахами на голом теле для смирения плоти.

Обитель ведет свою историю с 1397 года, когда «по указанию Пресвятой Богородицы, бывшей ему в видении», пришел в обширную область Белоозера архимандрит Симонова монастыря, последователь Сергия Радонежского — Кирилл с иноком Ферапонтом, и здесь на пустынных берегах Сиверского озера положил основание монастырю, ставшему впоследствии известным под именем Кирилло-Белозерский.

Кириллу на тот момент было 60 лет, он выкопал землянку на холме и начал в аскезе совершать свой молитвенный подвиг. Ферапонту такая жизнь показалась слишком суровой, и он пошел дальше, основав свою обитель со своим уставом.

Со временем вокруг Преподобного Кирилла образовалась небольшая братия, и расширились пределы монастыря, прослывшего весьма строгим уставом. По этим землям проходил очень активный торговый путь из Москвы на север к Белому морю, не мудрено, что просветленным старцам удалось поднять строительство, вести хозяйство, отчаянно молиться и писать постулаты святой жизни для братии.

Церковь Сергия Радонежского и котельная башня в Ивановском монастыре.

Придя на холм на берегу Сиверского озера, преподобный Кирилл первым делом водрузил крест на месте, указанном Пречистой Богородицей. По преданию, второй крест тоже был изготовлен из падшей ели самим старцем сразу после основания обители. Вскоре по какому-то странному стечению обстоятельств верующие стали использовать кору крестов и деревянной хижины святого в качестве снадобья от зубной боли (!). В XIX веке, согласно свидетельствам очевидцев, кресты были «…сильно испорчены и изгрызены…», так как богомольцы получали «от них исцеление от зубной боли». Еще при архимандрите Варлааме крест внутри часовни был помещен в деревянный футляр, дабы защитить от «истребления» верующими. Сегодня Чудотворный крест хранится в экспозиции музея и тоже в защитном футляре. На всякий случай.

Зуболечебный чудотворный крест (XVII век).

Прежде, чем начать знакомство с огромным комплексом Кирилло-Белозерского монастыря, стоит изучить карту-схему, размещенную у входа и наметить оптимальный маршрут следования. Кирилло-Белозерский монастырь, считается крупнейшим в Европе: 11 храмов, 11 сторожевых башен, древние крепостные стены и множество жилых и хозяйственных построек.

Есть смысл немного свернуть от проторенного пути налево и сразу проследовать на территорию Малого Ивановского монастыря, где царит совершенно дивная атмосфера – это место рождения обители, его самое чтимое место. Именно здесь на северном склоне холма сохранились основополагающие святыни: часовня и землянка Кирилла.  Над ней установлена деревянная сень на резных столбах, а сверху еще одна защита – каменная.

Каменная сень над землянкой Преподобного Кирилла.

Слава о высоком духовном подвиге Преподобного Кирилла, чудесах исцеления и великой христианской силе этого места быстро распространилась по Руси и привлекла именитых покровителей. Сюда на богомолье приходили царские семьи, оставляя богатые вклады — Василий III, Иван Грозный, представители династии Романовых, многие князья и бояре. Постепенно владения монастыря расширяются, строятся в камне храмы, служебные и защитные сооружения.

Преподобный Кирилл прожил долгую жизнь (до 90 лет), он прославился многими богоугодными делами и потому после кончины был канонизирован. Его мощи и ныне хранятся под спудом в монастырском храме, носящем его имя, а в экспозиции музея можно увидеть удивительные вещи, которые связывают с именем святого Кирилла Белозерского.

Структура и архитектура Кирилло-Белозерский монастыря не менялась с XVI века. Его делят на три части. Центральная и густо застроенная — это Большой Успенский монастырь, где сосредоточены основные храмы и службы обители, кельи монахов. Вторая часть – это Малый Ивановский монастырь – часовня и землянка старца, храмы и служебные здания монастыря. Третья часть – это поздняя застройка — Новый город с толстыми крепостными стенами, высокими башнями в которых размещались различные хозяйственные службы и монашеские кельи. На просторных угодьях между Старым и Новым городом когда-то размещался Острог, несохранившийся до нашего времени. Сегодня на лугу установлена сцена, где проводятся фестивали и другие массовые мероприятия.

Лодка – туристический аттракцион, в память об основном промысле монахов.

Первой каменной постройкой монастыря и всего Русского Севера стал Успенский собор, возведенный в 1496 году в лучших традициях средневекового московского зодчества — кубический, одноглавый, четырехстолпный. Правда, сегодня он окружен придельными храмами Владимира и Епифания, более поздней постройки, и не очень-то читается в этом плотном хороводе.

Собор дал имя сформировавшемуся вокруг него комплексу Большого Успенского монастыря. Его сердце — Соборная площадь, в плотном кольце замечательных архитектурных памятников: девять храмов, здания Архимандричьих и монашеских келий, Трапезная и Казённая палаты. Попадая сюда, глаза разбегаются от пестроты сооружений, красоты каждого в отдельности и неожиданного «звучания» в ансамбле.

Выход на Соборную площадь через Святые врата.

В центре Успенского монастыря — грандиозная трапезная палата с церковью Введения, где сегодня размещены музейные экспозиции по истории монастыря, этнографии, археологии. К счастью, в храмах сохранилось большинство древнерусских икон и настенной живописи, а в витринах музея собраны коллекции рукописных и старопечатных книг, вещей монашеского быта, декоративно-прикладного искусства.

Научные сотрудники музея-заповедника и сегодня ведут серьезные научные изыскания на территории Кирилловского района и самого монастыря. Их ценные находки, добытые в ходе археологические экспедиций, украсили постоянные и временные выставки.

Экспозиция музея в Трапезной палате.

Как правило, экскурсия по музею завершается подъемом на третий ярус звона колокольни, откуда открываются потрясающие виды на Сиверское озеро и монастырские пространства. Проходя по лабиринту коридоров и лестниц, туристы еще успевают посмотреть на втором и третьем ярусе выставку «Колокольный мир».

Колокольня была, буквально встроена между Трапезной и храмами в середине XVIII века, став самой высокой доминантой в сложном силуэте ансамбля древнерусского зодчества. Мощное основание здания в стиле северно-русского барокко и шестигранный барабан звонницы с большими нишами обеспечивали раздольное звучание колоколов Кирилло-Белозерского монастыря на многие километры вокруг.

Вид с колокольни на Водяные врата,  храм Преображения Господня и Сиверское озеро.

Еще одна необычная церковь Преподобного Иоанна Лествичника сооружена над Святыми вратами в 1572 году на вклад царевичей Ивана и Федора – сыновей Ивана Грозного. Именно поэтому ее главный престол и придел были освящены во имя тезоименитых царевичам святых Преподобного Иоанна Лествичника и Великомученика Феодора Стратилата. На паперть можно подняться по боковой лестнице, которая сегодня проходит внутри стены. Церковь никогда не расписывалась, зато своды арок Святых ворот под ней так пышно украшены фресками, что заставляет замедлить шаг каждого входящего. Разглядывая эту красоту, не забудьте загадать желание. Говорят, сбывается!

Святые врата и церковь Иоанна Лествичника, вид с колокольни.
Росписи Святых врат в Успенском монастыре.

Расцвет Кирилло-Белозерского монастыря начинается с середины XV века, после того, как настоятель снял клятву об отказе от трона с Василия Второго, который был свержен, ослеплен и сослан на Север. Получив благословение в святом месте, опальный царь вдохновился на отчаянную борьбу и в результате вернул себе трон. Разумеется, благодарность и щедроты царя в сторону Кирилло-Белозерского монастыря не имели границ!

В XVI веке масштабные строительные работы начали формировать современный облик обители. С точки зрения экономики, Кирилло-Белозерский  монастырь превратился в хорошо отлаженное предприятие. Помимо приема паломников и совершения духовных обрядов, иноки много работали на полях и фермах, выращивая хлеб и скот, занимаясь промыслом рыбы и дичи. В допетровское время монастырь вёл активную торговлю, особенно солью и рыбой. Словом, он представлял собой серьезную силу, на которую  опиралась Москва на Севере.

Церковь Евфимия Великого и комплекс у Водяных врат.

Пожалуй, наиболее интересной постройкой в Кирилло-Белозерском монастыре считаются Водяные врата с надвратной церковью Преображения Господня. Так был оформлен парадный выход из монастыря на озеро, ведущий к причалам небольшой бухты, где швартовались ладьи и рыбацкие лодки.

Освященная в 1595 году надвратная церковь имеет ассиметричную композицию, внутри нее не четыре, а два столба, вследствие чего барабан сильно сдвинут в сторону и венчают его опять же ассиметричные три главы. Сохранилось внутреннее убранство церкви, пощипцовое покрытие алтаря.

Летом через Водяные ворота можно выйти к озеру, прогуляться вдоль крепостных стен и ощутить величие древнего сооружения.

Территория Кирилловой обители существенно увеличилась в XVII веке, когда началось сооружение высоких стен и башен Нового города, ставшего одной из сильнейших крепостей того времени. Русский царский двор уделял огромное значение своему духовному центру, вкладываясь в его развитие и называя Кирилло-Белозерский монастырь «великой государевой крепостью».

Как известно, при Петре I монастыри утратил прежние позиции, а с выходом на Балтику и строительством Санкт-Петербурга, развернулись в другую сторону и выгодные торговые пути. Кирилло-Белозерский монастырь начал приходить в упадок – поредела братия, разрушались пустующие стены. С той поры обитель воспринималась уже не как благо, а наказание в прямом смысле – она стала местом содержания высокопоставленных заключенных. Довершила дело Екатерина II, лишив обитель крестьян и угодий, а из монастырской слободы повелела образовать город Кириллов. Впрочем, в усеченном варианте монастырь продолжал жить.

Крепостные стены и башни Нового города перестраиваются под отель.

Точку поставили большевики, они расстреляли настоятеля Варсонофия, епископа Кирилловского и упразднили Кирилло-Белозерский монастырь.

В 1924 году на территории комплекса открылся первый музей, и возобновились реставрационные работы, которые спустя четверть века объединились в проект реконструкции первоначального облика ансамбля монастыря. Этот процесс продолжается до сих пор. Когда бы вы ни приехали в Кириллов, обязательно увидите часть зданий в лесах. Например, сегодня ведутся глобальные работы в крепостных стенах и башнях Нового города, где решено обустроить современный отель и ресторан.

Кстати, паломников по-прежнему принимают в старых монастырских кельях, обычным же туристам пока приходится довольствоваться размещением в гостиницах и гостевых домах города Кириллова, коих немало, или на турбазах в окружении прекрасной природы Севера.

Шексна – левый приток Волги из Белого озера

Конечно, Кирилло-Белозерский монастырь требует времени. Здесь легко забыть в каком веке ты живешь, и погрузиться в сладкий плен древнерусской эстетики. В реальность то и дело возвращают стайки туристов, возникающих за каждым поворотом. Что делать – объект «mast see»!

На знакомство с огромным комплексом надо закладывать, как минимум, полдня, а дальше – Ферапонтов монастырь и вечерняя интерактивная программа в историко-этнографическом комплексе «Сугорье». Хочется успеть все! Тем более, что все объекты расположены довольно близко друг от друга и в самых живописных местах Белозерья. В эпоху раннего средневековья на этих землях возникали и исчезали укрепленные поселения, в которых совместно проживали представители различных финно-угорских и славянских племен. Частыми гостями здесь были и скандинавские викинги, шедшие за богатством и славой по Великому Волжскому пути.

«Чтобы лучше узнать историю, нужно самому отправиться в прошлое», — таков слоган творческой команды комплекса «Сугорье», расположенного на берегу реки Шексна, по которой проходил знаменитый торговый путь «из варяг в персы». Инициатор проекта историк-краевед Игорь Ручин собрал единомышленников – участников движения исторической реконструкции объединения «Белозерская дружина» и построил древнерусскую северную усадьбу «Княжий двор» образца XI века, с жилыми и хозяйственными постройками, ремесленными мастерскими.

В высоких хоромах, среди аутентичных предметов княжеского двора за длинными столами напротив трона и ликов святых, туристы становятся участниками военного совета князя и его дружины, облачаются в исторические костюмы – князя, княгини, придворных, воинские доспехи и т.п.

Ведущие (серьезные историки и краеведы), сопровождают процесс переодевания ценными комментариями о назначении каждого элемента костюма – из чего делался, что значит и как носился. Гости вовлекаются в эту игру с восторгом! Шутят, позируют на камеру, разыгрывают забавные сценки, завершается «княжеский совет» дегустацией хмельного меда под бессмертное: «Здравы будем, бояре»!

В ходе интерактивной программы можно узнать массу интересного о древнем Сугорском княжестве, существовавшем в этих местах, о значении древнерусских понятий, как «вежа», «гульбище», «гридница» и пр.

Нечто подобное происходит и этажом ниже в «Доме викингов», где хозяйка славного пира скандинавской общины, чествует воинов, вернувшихся из похода. Здесь тоже воссоздана обстановка древнескандинавского жилища с каменным очагом, звериными шкурами и черепами на стенах.

В Сугорье придумали программы на любой вкус и для любой аудитории. Харизма, образованность и глубокие познания ведущих в устройстве древнего быта делают интерактивные экскурсы в прошлое уникальными и очень достоверными.

Среди других возможностей комплекса – мастер-классы в настоящей кузнице, где позволено собственноручно изготовить кованый оберег на память, а также воинские поединки, упражнения в стрельбе из лука, арбалета и настоящей катапульты. Для детей проводятся разнообразные развлекательные программы с народными играми и забавами, чаепития с плюшками, старинные праздники.

Историческая усадьба «Сугорье» признана одним из самых интересных и качественных туристических объектов в Вологодской области, где «открываются врата» в прекрасную и величественную эпоху Древней Руси, с которой чудесный край – Белозерье, продолжает граничить во времени.

За чудом в Ферапонтов монастырь

Выходные в Вологодской области