Каппадокия – первое чудо на Шелковом пути
Представляю себе, как были ошарашены венецианские купцы, впервые увидев инопланетные пейзажи Каппадокии – все эти туфо-базальтовые «грибы» и скальные города, расположенные на Великом шелковом пути из Европы в Китай.
Бугристое, лишенное растительности плоскогорье (1000 метров над уровнем моря), находится в самом центре полуострова Малая Азия. Говорят, его даже видно из космоса. С юга оно ограничено горами Эрджияс и Хасандаг и простирается на север рядами долин к реке Кызылырмак и соленому озеру Туз.
На протяжении тысячелетий через эту территорию проходили многочисленные армии разных завоевателей и были проложены важнейшие торговые артерии Древнего мира. Каппадокию окружали сильные государства: Понт, Армения, Месопотамия, Сирия и Киликия.
Это не могло не отразиться на укладе и образе жизни людей, создавших здесь уникальную культуру, непохожую ни на одну другую в мире. Турцию вообще называют страной двадцати восьми цивилизаций. Ее история, как и история Каппадокии, началась более пяти тысяч лет назад.
Нереальный ландшафт Каппадокии сформировался 60 млн лет назад в результате вулканической деятельности и природных процессов, когда мороз, солнце, вода и ветер разрушали мягкий туф, оставляя в целости более плотные базальтовые образования. Так создавались необычные грибовидные столбы, пирамиды, волнообразные каньоны. Не менее живописными у матушки-природы получились и долины. Одна из самых необычных и популярных у туристов – долина Любви, расположенная между Учхисаром и Чавушином. Другое ее название – «долина фаллосов», что буквально означает то, что вы видите – характерные по форме скальные образования.
Итак, первые поселения в Каппадикии начали появляться более пяти тысячелетий назад. Начиная с 18 в. до н. э. эти земли были завоеваны хеттами, затем мидийцами, потом персами, Александром Македонским, в 301 году до н. э. — Ариарат II создал царство Каппадокия, впоследствии превращенное в римскую провинцию. На момент покорения в XI веке сельджуками, Каппадокия входила в состав армянского государства.
Тюркские кочевники стали ассимилироваться с местными народами и насаждать ислам. В жилах коренного населения Каппадокии намешано много кровей. По воле Византии, которая боролась с Багдадским халифатом, в Малую Азию насильно переселяли с Кавказа армян. Сюда также эмигрировали христиане из захваченных арабами территорий, обосновались фригийцы и греки.
Любопытно, что при сильном турецком влиянии, жители региона сумели сохранить свою самобытность и так называемый каппадокийский язык, просуществовавший аж до середины XX века! Кстати, Каппадокия вошла в состав Турецкой республики в 1923 году.
Будучи ареной для войн и всевозможных разборок сильных мира сего, Каппадокия являлась не самым безопасным местом для жизни, поэтому ее население избрало стратегию невидимок. Люди выдалбывали жилища внутри мягкого туфа, создавая подземные дома, церкви, конюшни и целые города. Предположительно на территории Каппадокии находится около сотни подземных городов, но пока ученые обнаружили шесть: Каймаклы, Деринкую, Мазы, Озконак, Татларин, Ажигол. Эти поселения, созданные в I тыс. до н. э. сегодня являются объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Туристы могут посетить оборудованные (электрическое освещение, трапы, поручни), участки некоторых колоссальных по своим размерам подземных городов, спускаясь вниз на несколько этажей, и рассматривая помещения для хранения зерна и содержания домашних животных, прессы для изготовления вина и храмы, а также – вентиляционные шахты, колодцы, системы канализации. Население подобного города выходило наверх, только для того, чтобы обрабатывать поля и пасти скот. При малейшей опасности, каппадокийцы загоняли скотину, спускались под землю, а узкие входы перекрывали тяжелыми каменными жерновами.
В эпоху иконоборчества труднодоступные подземные и скальные города стали прибежищем для многих политических эмигрантов, а первые христиане высекали в скалах свои кельи и покрывать стены уникальными фресками.
В некоторых селениях Каппадокии и по сей день люди предпочитают жить в пещерах. Зачастую новые дома пристраиваются к древним останцам, или рубятся новые помещения в скалах, которые используются как кладовки, а то и жилые комнаты.
Такой способ строительства оказался оправданным еще и с точки зрения резко континентального климата – зимой в пещере не холодно, летом – не жарко.
Туристы имеют возможность прочувствовать все прелести жизни современных троглодитов, выбрав для ночевки какой-нибудь пещерный отель, коих немало разбросано в городах Гёреме, Учхисар, Юргюп, Ортахисар. Как правило, это небольшие семейные предприятия, предлагающие гостям максимальный комфорт проживания, но главное – уникальные впечатления в стилизованных интерьерах.
Конечно, в Каппадокии есть все виды размещения, туристический сектор региона сегодня находится на высоком уровне развития, как и на морских курортах страны. Разве что здесь он более скромный, домашний и аутентичный.
Каппадокия – рай для тех, кто любит много ходить, исследовать горные деревушки, вникать в этнографические особенности населения, знакомиться с бытом и традициями.
Самое посещаемое место в Каппадокии – Национальный парк Гёреме с его пещерными раннехристианскими монастырями, причудливыми горами и холмами (300 м2), включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В разгар сезона сюда надо приходить как можно раньше, чтобы избежать толпы. Вход – 5 EUR+2,5 EUR за вход в Тёмную церковь (Каранлык Килисе). Это самый великолепный храм парка, сохранивший в первозданном виде тысячелетние фрески с библейскими сюжетами. Название связано с ограниченным освещением – в церкви прорублено всего одно маленькое оконце, что совсем неплохо для фресок и плохо для туристов, пытающихся рассмотреть и сфотографировать уникальные росписи. Говорят, в одно время церковь облюбовали голуби, после этого потребовалось 10 лет, чтобы отмыть стены и вернуть фрескам былую сочность и целостность. Теперь Темная церковь – охраняемый памятник архитектуры, принимающий тысячи путешественников со всего мира.
На территории национального парка Гёреме можно осмотреть и другие пещерные храмы: Яблочная, Змеиная, Церкви Святого Василия, Святой Екатерины, Святой Варвары, Иисуса Вседержителя, Церковь с сандалиями и другие. Все они очень уютные, намоленные, каждая со своей изюминкой и потрясающей атмосферой и историей.
В первые века нашей эры Каппадокия слыла центром распространения христианства, она даже упоминается в Библии, здесь родился Георгий Победоносец и было создано множество монастырей. Из них вышли духовные просветители готов, армян и грузин, разработавшие толкование Троицы и украсившие трудные будни христианского мира светлым праздником Рождества.
Для христианина быть в этом месте – невероятная удача и момент истины, наполнения духовными силами. Стоит потратить целый день, чтобы обойти все церкви, проникнуться удивительной энергетикой и помолиться. Сегодня службы в этих церквях проходят только по особым случаям и праздникам, соответствующим каждому святому.
В средневековье Каппадокия была таинственной страной с пещерными храмами и жителями-невидимками, исчезавшими, чуть завидя чужеземные караваны. Что же делать путникам? Где искать ночлег и воду? Решением стали постоялые дворы.
На Древнем Востоке было принято строить отдельные общественные строения на важных торговых путях, в городах, и малонаселенных местах, дабы организовать отдых и «подзаправку» больших караванов, тем самым поощряя международную торговлю.
Караван-сарай или постоялый двор представлял собой мини-крепость, с глухими наружными стенами, защищавшими от нападений разбойников, и внутренним двором, где могли разместиться до тысячи гостей с поклажей и верблюдами. «Сарай» – значит дворец иными словами, восточный постоялый двор подразумевал большой комплекс услуг, начиная от воды (здесь всегда имелся колодец), еды и ночлега. В благоустроенных оазисах купцы могли переждать непогоду, хорошо отдохнуть и пополнить запасы. В распоряжении странников были конюшни, врач и баня-хамам, в прохладных помещениях они пили чай, покуривали кальян и решали деловые вопросы. По сути, это древний аналог современных мотелей с парковкой для верблюдов.
Караванщики платили небольшой процент от торговых сделок местному султану и пользовались услугами караван-сараев бесплатно.
Любой купец древности, отправляясь в опасное путешествие, знал непреложную истину – свое мнение, пристрастия и отношения к вере следует держать при себе или оставлять за воротами караван-сараев. Конфликты мешали свободной торговле и ее разумно старались не смешивать с политикой.
Наиболее яркий пример караван-сарая эпохи расцвета Великого шелкового пути – «Агзыкарахан», построенный в 1231 году между Невшехиром и Аксараем. Сегодня комплекс отреставрирован и открыт для посещения туристов, они могут осмотреть гостевые комнаты, галереи и хозяйственные помещения для хранения провизии.
В долине Дамса, неподалеку от города Аваноса (округ Угрюп) находится один из крупнейших в Анатолии караван-сараев – «Сарухан», построенный в 1249 г. при султане Иззеттине Кейкавусе II. Сегодня его стены из блоков охристого и розового камня тщательно восстановлены и в исторических интерьерах создан культурный центр, куда привозят туристов на так называемые «церемонии сема» (танец крутящихся дервишей).
Еще один знаменитый караван-сарай «Султан Хан» сохранился на окраине Каппадокии в местечке Нижде, на дороге между городами Аксарай и Конья. Его построили в 1229 году при султане Аладдине Кейкубатоме I, а потом значительно расширили. Внушительные стены даже сегодня выглядят неприступными, роскошный портал над въездными воротами, украшенный геометрическими узорами, говорит о значимости места. В середине двора находится небольшая, но высокая мечеть – редкое архитектурное решение для того времени, но объяснимое. Известно, что в «Султан Хане» останавливались самые важные караваны из Франции, Италии, Кипра и других стран.
Для того, чтобы погрузить туристов в атмосферу средневековой Каппадокии, романтику Великого шелкового пути принимающие турфирмы привозят группы в скальный ресторан-дворец Sarihan Karavan Saray и устраивают торжественный ужин с большой фольклорной программой и представлением дервишей — членов местной суфийской общины.
В Каппадокии очень развиты народные ремесла, вообще, сохранению традиций здесь уделяется большое внимание. Например, Аванос – городок на реке Кызыл-Ирмак, куда туристов привозят после осмотра памятников Гёреме, славится древними гончарными династиями. Здесь находятся лучшие мастерские области, предлагающие замечательные изделия на продажу и зрелищные мастер-классы для туристов за гончарным кругом.
Подобный вариант экскурсии, с элементами анимации и шопинга предлагаются в ковровых и ювелирных центрах региона. И это не считая множества сувенирных развалов, расположенных, практически, у каждого туристического объекта. Таким образом, возрождаются многие формы народного творчества, которые находят поддержку у местных властей.
Не случайно в Каппадокийской высшей школы открыты факультеты кулинарного искусства, ремесленного искусства (ковроткачество и гончарное дело) и факультет технологии винного производства и виноградарства. Школа считается первым местным высшим учебным заведением, созданным с целью развития региона и повышения уровня жизни его населения.
Где бы вы ни были в Турции, любой местный житель в порыве откровенности посоветует вам покупать действительно качественные изделия из керамики и лучшие ковры исключительно в каппадокийском Аваносе.
Сувениры Каппадокии разнообразны и любопытны с точки зрения влияния культур. Это выражается в рисунках ковров с персидскими и согдийскими мотивами, прекрасном текстиле с рисунком «пейсли» или «индийский огурец», или, если совсем точно, «бута» – самый древний узор, впервые появившийся в 500-х годах нашей эры на территории современных Ирака и Ирана. Благодаря торговым связям ткани с «огурцами» быстро распространились по всей Средней Азии, попали в Индию, Африку, а позже – в Европу по Великому шелковому пути. Ну, как не купить кашемировую шаль в Каппадокии с такой роскошной историей?
Что еще предлагает Каппадокия своим гостям в качестве памятного сувенира с местным колоритом? Это будут оригинальные тряпичные куклы из деревни Соанлы, статуэтки, посуда и другие изделия из оникса, ювелирные украшения, резные изделия из камня.
Обязательно загляните в антикварные лавки! Невзрачные снаружи, они таят настоящие сокровища внутри, ведь Каппадокия – это место встречи древних цивилизаций и ее культурные слои хранят немало артефактов. Видимо, здесь существует сеть «черных копателей», поставляющих интересные находки на потребительский рынок. А иначе, как объяснить богатый ассортимент этих лавок? Особенно много монет разных народов и эпох. Эффектно выглядела подборка денег времен правления Александра Македонского (336 – 323 гг до н.э). Тогда стали чеканить монеты с изображением головы царя и надписью «Монета царя Александра». Мне приглянулась серебряная тетрадрахма с узнаваемым профилем на аверсе, которую я сторговала за 20 долларов. Скорее всего, подделка, но украшение получилось нетривиальное!
В качестве гастрономического сувенира из Каппадокии рекомендуются вина, приготовленные из местного винограда и знаменитые турецкие сладости – халва, пишмание, рахат-лукум, щербет, виноградный сок пекмез и т.д.
Кухня Каппадокии также впитала традиции разных культур, она славится завидным вкусовым разнообразием, большим количеством мясных блюд, которые томят на медленном огне в течение нескольких часов. Такое блюдо в ресторане необходимо заказывать заранее, его подают в горшочке или керамической плошке, запечатанной фольгой. Здесь также много блюд из овощей и фруктов: салаты, рагу, соки. Чувствуется влияние Китая и Средней Азии по обилию изделий из теста: манты (пельмени с говядиной или бараниной), бёрек (несладкие пирожки из слоеного теста), тандырная лепешка, гёзлеме (лепешка с начинкой из шпината, картофеля, сыра или мяса) и т.д.
Настоящий шедевр местных кулинаров – тести-кебаб, – приготовленное в горшочке мясо с овощами. В туристических ресторанах его подача обставлена как настоящее шоу – официант приносит горшочек на блюде с горящими углями, разбивает его две части. Готово! Или по-турецки: “Чок гюзель”!
Многие кафе и рестораны Каппадокии расположены в пещерах, что добавляет трапезе дополнительной романтики и колорита.
Каппадокия – идеальное место для любителей пешеходного туризма и горных велосипедных маршрутов, проложенных вдоль виноградников и ручьев, через долины и горные ущелья. Для любителей рафтинга существует великое разнообразие участков на горных реках, которые подразделяются по категориям сложности. Впрочем, получить свою порцию адреналина могут абсолютно все туристы после несложного инструктажа и потрясающего по ощущениям полета на воздушном шаре.
Висящие над горами яркие воздушные баллоны – это удивительное, но уже привычное для Каппадокии зрелище. Практически, каждое утро сотни разноцветных шаров взмывает в воздух, чтобы пассажиры в плетеных корзинах получили незабываемый опыт и сплошной восторг от великолепных видов, открывающихся с высоты птичьего полета. Ради того, чтобы отправиться в это приключение над и самым потрясающим ландшафтом нашей планеты, туристы готовы провести бессонную ночь и померзнуть на ветру в ожидании запуска.
Полеты осуществляются в любое время года и, практически, в любой день. Старт всегда рано утром, а завершение – к завтраку, пикник устраивают в месте приземления с торжественным посвящением в воздухоплаватели бокалом шампанского. Сам полет длится около одного часа. Стоимость удовольствия колеблется от 100 до 150 евро.
Как и в древности, путь в Каппадокию для европейского туриста лежит через Стамбул. Из Санкт-Петербурга на самолете 3 часа лета, в гавани на Босфоре туристы делают пересадку на внутренние рейсы до Невшехира или Кайсери (до обоих лететь еще 1,5 часа). Опытные путешественники советуют выбирать Кайсери (Невшехир ближе к Гёреме, но обычно билеты до него дороже), дорога на рейсовом автобусе от Кайсери до Гёреме занимает около часа (15 лир).
Из Стамбула также можно ехать в Каппадокию на автобусе (10 – 12 часов). Имейте в виду, что в Турции автобусное сообщение развито на много лучше железнодорожного, поэтому смело пользуйтесь стыковочными маршрутами из любого города.
Если планировать экскурсию в Каппадокию в рамках своего пляжного отдыха на побережье, то дорога от популярных курортов Анталии (Белек, Сиде, Кемер, Аланья, Текирова, Бельдиби, Махмутлар), на машине или экскурсионным автобусе займет порядка шести часов.
Что касается самой Каппадокии, то транспортное сообщение в Невшехире или Кайсери развито хорошо (автобусы, маршрутки, такси), и позволяет легко и быстро добраться до основных достопримечательностей.