Понять современное искусство Китая

Так ли это важно, если мы и китайский менталитет не очень-то понимаем?

Однако, если учесть, что искусство – отражение жизни, а художники – проводники самых прогрессивных идей и мыслей, вскрывающие глубинные процессы, происходящие в обществе, то даже поверхностное знакомство с их творчеством поможет лучше понять современный Китай.

Последние сто лет из тех пяти тысяч, что насчитывает история китайской цивилизации, были особенно бурными — менялись идеологические ориентиры, модифицировались прежние и возникали новые социальные модели. В искусстве искоренялись и возрождались вековые  традиции, исконно китайские жанры, возникали новые стили. Только к концу ХХ века период «бури и натиска» закончился. В эпоху посткультурной революции Китай избавил художников от идеологического прессинга, предоставил им право на свободное  творчество, реанимировал традиционное искусство, компенсировал отставание от Запада и построил свой арт-рынок.

Современное китайское искусство неимоверно быстро развивается, и составляет серьезную конкуренцию европейскому искусству, как в культурном, так и в экономическом плане. Продажи китайских произведений бьют все рекорды на аукционах Sotheby’s, многие галереи и музеи мира устраивают выставки Modern and Contemporary Chinese Art.

Не удивительно, что феномен современного изобразительного искусства Китая был представлен в рамках минувшего Международного культурного форума в Санкт-Петербурге, как часть проекта СПбГУ «Китай. Россия. США. Три полюса многополярного мира», существующего с 2015 года.

Организаторы выставки “Современное искусство Китая. От поколения к поколению”

стремились «ввести в научный оборот новый художественный материал по изобразительному искусству Китая, усилить интерес российских ученых, молодежи к сегодняшнему состоянию китайской культуры, что полностью совпадает с укреплением и развитием дружеских экономических и культурных связей между нашими странами, многообразию диалога между Россией и Китаем».

Маленькая, но содержательная экспозиция в СПбГУ продемонстрировала, как известные китайские мастера переосмысливают национальные традиции, используют старинные и новые техники, находят актуальный образный язык, понятный без всякого перевода.

Камерная выставка “Современное искусство Китая. От поколения к поколению” в СПбГУ напомнила мне галерею в уникальном туристическом квартале Пекина – Арт-зону 798, которую мне посчастливилось посетить несколько лет назад. Это было первое знакомство с современным китайским искусством и осознанием того, каким близким и понятным может быть искусство другой страны.

Арт-зона 798 (Дашаньцзы) названа так по имени фабрики, которая была построена на окраине Пекина в 50-х годах прошлого века. Сегодня – это модная достопримечательность городской среды, территория современного китайского искусства с уникальной художественной атмосферой и мастерскими, аккумулирующими творческие эксперименты. Любопытно, что зона искусств 798 получила в 2003 году признание американского Time, как «одна из 22 наиболее известных достопримечательностей в мире» (!!!).

Появилась Арт-зона 798 на карте Пекина случайно. Как пишут путеводители: «благодаря демократизации китайской политики и широкому внедрению рыночных отношений, в  1995 году Пекинская Академия Изящных Искусств в поисках дешевого, просторного и далекого от центра города места для мастерских обосновалась в заброшенном заводе 798. Дешевизна площадей и своеобразная эстетика цехов стали для выбора художников решающим фактором».

Сейчас Арт-зона 798 представляет собой квартал площадью около 1 кв. км с десятками галерей, студий, дизайнерских магазинов и выставочных залов. В последние годы здесь появились издательства, кафе, рестораны и модные клубы, которые с удовольствием посещают молодые пекинцы. Теперь район Дашаньцзы считается центром зарождающейся пекинской “BoBo” (богемной буржуазии). Вход на территорию Арт-зоны, во все галереи и выставочные залы – свободный, что добавляет ей привлекательности.

Сразу за воротами расположена план-схема района с обозначениями заведений, она помогает сориентироваться на местности и понять, по какому принципу здесь надо перемещаться. Каждый сам выбирает себе маршрут и объекты посещения. Опытные ценители современного китайского искусства рекомендуют заранее воспользоваться Интернетом для поиска определенной галереи в Арт-зоне. А если конкретной цели нет, то можно совершить неспешную экскурсию по Дашаньцзы, дабы просто ощутить ее неповторимый колорит, и вдруг, неожиданно наткнуться на сюрприз в виде уникальных акций и скидок, позволяющих приобрести дизайнерские вещи по вполне адекватным ценам.

Во всем районе царит творческая атмосфера, здесь малолюдно, чисто, светло и абсолютно безопасно. Можно безбоязненно сворачивать с главных дорог, свободно заходить в открытые галереи и бутики или маленькие ремесленные лавчонки. Везде с вами будут приветливы и предложат торг по поводу любой понравившейся вещи. Конечно, цены в дизайнерских магазинах и даже на уличных лотках весьма высоки, но торг уместен.

Рассматривая диковинные изваяния динозавров в трехэтажных клетках, танцующих китаянок, разобранную по кирпичикам Венеру Милосскую  или взмывающих красных гуманоидов в Арт-зоне 798, можно бесконечно удивиться и проникнуться креативным духом нового Китая.

Впрочем, Национальный музей искусства Китая преподнесет вам не меньше сюрпризов, как в залах постоянной экспозиции, так и на временных выставках современного китайского изобразительного искусства и дизайна.

Музейная коллекция насчитывает около 620 тысяч предметов, и позволяет представить развитие китайского искусства в хронологическом порядке. Безусловно, раздел «Искусство XX века» сконцентрировал лучшие работы художников новой формации и результаты их экспериментов – где-то очень наивные, где-то восторженные и неизменно оптимистичные.

В дни нашего визита в Национальном музее искусства Китая проходила выставка российских художников. посвященная 70-летию Победы в Мировой войне против фашизма – в России и Китае. По замыслу организаторов, выдающиеся произведения, вошедшие в эту экспозицию должны способствовать взаимопониманию и дружеским отношениям народов двух стран.

Сегодня некоторые эксперты считают, что современное искусство Китая, надышавшись свободой и разными возможностями для самовыражения, вступило в полосу застоя. Что ж, это общемировая тенденция!

Анализируя работы, представленные на всех вышеперечисленных площадках, я вижу, что китайскому искусству не чужды глобализация и интернациональный язык новых технологий. С другой стороны, даже в очень формальных вещах просматривается китайская эстетика и культурный код нации, который очаровывает, и который так хочется разгадать.