Свадебный дом в Мандрогах
Осенью 2020 года в туристической деревне Мандроги запустили новую экскурсионную услугу «Свадебный дом».
Как рассказала Киту автор проекта Наталья Солнцева, одна из миссий всей деревни – сохранение и реставрация деревянных построек ХIХ века, перевезенных из Вологодской и Архангельской областей. Здесь удалось собрать большую коллекцию подлинных крестьянских вещей, и на её основе, в одном из домов (1867 года постройки) представить удивительно честную выставку на тему русской деревенской свадьбы, с показом всех этапов обряда. Сделано это великолепно! Историческая часть деликатно переплетается с мультимедийными эффектами.
Полная история русской свадьбы с момента флирта и гаданий до испытаний молодухи представлена на первом этаже огромного «Свадебного дома».
Центральная экспозиционная группа – девушки в нарядных костюмах на «поглядках», так называли общественные смотры, где происходил выбор невест и показ подолов – парень подходил к девушке со старшей женщиной, та задирала ей подол и рассматривала количество и качество отделки нижних юбок. Таким образом оценивалось умение юной особы ткать, вышивать, плести кружева.
На Руси девушки с нетерпением ждали рождественской поры, чтобы увидеть на своем пороге сватов, и, разумеется, каждой хотелось заглянуть в свое будущее с помощью гаданий. Это считалось девичьей забавой, но забавой опасной, ибо гадающие пытались узнать волю Бога, обращаясь при этом, к Дьяволу.
Как правило, для гаданий собирались в сенях или других хозяйственных постройках, дабы обезопасить основное жилище от нечистой силы. В «Свадебном доме» деревни Мандроги этот процесс вам детально покажут и расскажут. Ну, например, гадая о скором замужестве, девицы раскладывали колоски пшеницы на столе и пускали петуха, к которой пойдет клевать, той и под венец собираться!
Чтобы узнать, кем будет будущий муж, девушка с завязанными глазами наугад брала со стола предметы, обозначающие труд крестьянина, кузнеца, священника или купца…
Еще один способ узнать свою судьбу напоминал жеребьевку. Для этого на блюдо под платок складывали снятые с себя украшения, и вынимая их поочередно, пели так называемые «подблюдные песни». Каждый куплет что-то предсказывал: скорое замужество или смерть, работу на хозяина или благополучие и т.д.
Обычно свататься приходили вечером, чтобы в случае отказа, меньше любопытных глаз наблюдало фиаско, но если сватовство проходило успешно, отцы били по рукам (на Севере этот обряд назывался «запоруки»), и с этого момента девушка считалась «сговоренкой», а парень – женихом. Две недели семьи готовились к свадьбе и приводили в порядок приданное.
Обычно девушки шли замуж в 16-18 лет, парни в 17-20. Если дочерей в семье было много, то замуж их отдавали побыстрее, поскольку младшие не имели права невеститься, пока старшие не просватаны. А если дочь была одна, то наоборот, ее не спешили отдавать, придерживая работницу в доме.
Ранние браки бывали, если свекровь хотела подмять характер девочки под себя, пока она юная. Случалось, что девочку (по договоренности) отправляли лет в 11-12 в ту семью, где она выйдет замуж по достижении брачного возраста. Старались подбирать ровню. И если в семье жениха отец выпивал, то за него никто не хотел отдавать свою дочь. Все-таки своих девочек отцы любили и желали им счастья.
В Девичник (последний день перед свадьбой) устраивалась баня невесты. Шествие девушек сопровождалось песнями и разметанием дороги веником, над головой невесты несли парильный веник, украшенный лентами и цветами. В парилке невеста надевала вышитые для будущего мужа штаны и рубаху, дабы его приворожить, а подруги расплетали ей косы и совершали обрядовое парение под соответствующие моменту песни. После, когда невесту отводили домой, подруги стремглав бежали обратно в баню за невестиным веником – которая успела, та следующая пойдет замуж.
Утром в день венчания представительная делегация жениха во главе с дружкой выезжала к дому невесты. По дороге жители деревни устраивали преграды свадебному поезду, запирали въездные ворота, требуя выкуп. Дружка откупался вином и пряниками.
Выкупленную невесту родители благословляли и вели к саням жениха. Уходя, невеста тащила со стола скатерть, это чтобы подружки поскорее выходили замуж. В дверях девушки тормозили невесту, чтобы жених оглянулся. Считалось, если оглянется, то всю жизнь только на нее смотреть и будет!
Таинство венчания проводилось в церкви священником, обряд состоял из обручения и возложения на головы жениха и невесты брачных венцов, символизировавших нерасторжимость божественного союза. В церкви также и регистрировали брак.
Тем временем в доме жениха готовились к приему гостей и развешивали полотенца, вышитые невестой и другие красивые вещи из ее приданого. Оно было отправлено сразу после отбытия свадебного поезда в церковь. Сундуки, мешки и корзины укладывались на повозку таким образом, чтобы добра казалось больше, чем было в действительности.
Девочки начинали готовить приданое с десяти лет, и за 6-8 лет должны были накопить гору вышитой нарядной и повседневной одежды для себя, будущего супруга, подарки его родне, и традиционный бытовой текстиль для жизни.
Жениху и дружкам невеста вышивала длинные полотенца для свадебной церемонии, которые завязывались крестообразно на груди. В приданное также входила посуда, утварь, домашние животные и т.д.
Свадебный пир устраивался в доме жениха. На пороге молодых встречали родители, благословляли иконой, обсыпали зерном, бросали им под ноги шубу, чтобы жизнь была богатой. За столом новобрачные ничего не ели и не пили, миски перед ними стояли пустыми, ложки связаны вместе, а посуда для напитков перевернута вверх дном.
Тем не менее, это был звездный час невесты, которая одаривала родню своего мужа подарками, сделанными своими руками. Только свекрови приходилось дарить до десяти вышитых рубах, а еще – свекру, крестной матери и теткам жениха – тоже по рубахе, остальные новоявленные родственницы получали «рукава» (верхнюю часть рубахи из фабричной ткани), платки и пояса. Одариваемый отвечал отдарком – чаще всего, деньгами. Гости время от времени кричали «Горько» и пели молодым величальные песни.
Завершался день венчания проводами на брачное ложе. Женщины стелили привезенную с приданным постель, под нее помещали ухват – от сглаза, клали запеленатое полено – в пожелание младенца.
Дружке полагалось подойти к брачной постели и пару раз ударить по ней кнутом, дабы отпугнуть нечистую силу. Прежде чем лечь, молодая должна была раздеть и разуть мужа, признавая за ним главенство в семье. За это она получала деньги, спрятанные у него в сапоге.
Первым ложился муж, а жена должна была к нему попроситься. Бывало молодая просилась и кланялась до утра, муж специально ее строжил, чтобы та была покорной и боязливой.
В это время гости продолжали веселиться, пели песни с эротическим подтекстом под пляски ряженых со скалкой или морковкой на причинном месте.
На второй день молодую подвергали всяческим испытаниям, проверяя ее хозяйственные навыки, сообразительность, терпение и кротость.
Таким образом, свадебный обряд представлял собой театральное действо со своими героями и зрителями, элементы которого сохранились и по ныне.
Второй этаж «Свадебного дома» представляет собой полностью воссозданный интерьер зажиточной крестьянской семьи. Когда поднимаешься из повити в просторную избу, создается впечатление, что хозяева только что отлучились на минутку. Обстановка на 100% оригинальная! Так волнительно пройти по тканым дорожкам большого северного дома, проникаясь русским народным бытом, его эстетическими ценностями.
Отдельная часть экспозиции посвящена семье деревенского художника Алексея Ивановича Петровского (1821-1893), жившего в деревне Чурковская Архангельской области. Сам мастер и два его сына прославились по живописному делу – весь их дом внутри и снаружи был расписан диковинными животными – львами, быками, единорогами, растительными орнаментами и портретами домочадцев и членов императорской семьи.
Жители деревни дивились «Алешкину дому» и заказывали у мастеров подобные росписи для своих жилищ, что свидетельствовало о достатке, и стремлении повысить свой статус. Ориентация на убранство городских домов проявилась и в своеобразной «портретной галерее», которую открывал образ главы семейства в полный рост. А на створках посудного шкафа, обращенного к основному пространству избы, красовались портреты двух сыновей Алексея Ивановича: старшего Василия в темно-красной рубахе и Алексея в городской костюме и шейным платке.
Сегодня «Алешкин дом» восстановили, а вот, оригинальные живописные работы уже давно «уехали» в запасники многих знаменитых музеев. Участники проекта «Свадебный дом» сделали копии некоторых из них, а также – предметов мебели, чтобы оформить тематические комнаты с петровскими росписями в Мандрогах, где помимо уникального интерьера, демонстрируется мультимедийный спектакль в стиле русского лубка. Он тоже о свадьбе, вернее – о жизни.
Когда-то художник Петровский запечатлел на досках свою свадьбу, рождение дочери, ее детство, мечты о бравом гусаре на белом коне, который в один прекрасный момент приехал и увез красавицу к счастливому венцу… Все эти сцены анимированы, выстроены в единый красочно-музыкальный сюжет и теперь демонстрируются на экране в пространстве последнего зала. Очень красивое и логичное завершение большой экскурсионной программы!
«Свадебный дом» – это не «клюква», а качественный этнографический проект, достойный внимания самых искушенных отечественных туристов. Не говоря уже об иностранцах!
Посещение дома-музея превращается в камерный спектакль для небольших компаний, который начинается с выставки “оживающих” свадебных сцен, с комментариями Натальи Солнцевой. Она делает это настолько увлекательно, что теряется ход времени.
В «Свадебном доме» Мандрог вы узнаете, как жила большая крестьянская семья, познакомитесь с традициями северной деревенской свадьбы и незаметно погрузитесь в удивительный мир быта и творчества русского народа XIX века.
Экскурсии проводятся круглый год по предварительной записи индивидуальные и групповые (до 10 чел.), рассчитаны на час, стоимость – 300 руб/чел.
Контактный телефон +7 (921) 384-04-13 Наталья Солнцева.