Способы выживания малого музея в культурной столице

На примере Музея советских игровых автоматов.

Статья для сборника ХV Круглого стола «Музей и проблемы культурного туризма», Государственный Эрмитаж 2017 г.

Санкт-Петербург – город, в котором туристы хотят, прежде всего, видеть определенный набор достопримечательностей: Эрмитаж, Петергоф, Царское Село, Спас-на-Крови, Русский музей, Кунсткамеру и т.п. Принимающие туркомпании называют этот пакет «классикой» и хорошо знают, что все новые объекты показа очень сложно продвигать на внешних туристических рынках, если это только не «новое в классике».

Таким образом, главная проблема малых музеев Санкт-Петербурга заключается в привлечении посетителей, при этом не важно, где находится объект показа: в пригороде или центре, на пересечении туристских маршрутов. Туристы все равно будут стремиться к главным культурным магнитам города, проходя мимо всего остального.

Что же делать?  1. Удивлять.

Три года назад рядом с Конюшенной площадью открылся частный Музей советских игровых автоматов. Его старший брат был создан в 2007 году в Москве тремя энтузиастами, которые долгие годы собирали по всей России и бывшим союзным республикам старые машины индустрии развлечений времен СССР. Концепция музея оказалась успешной. Сейчас в его фондах свыше 300 экспонатов, среди них есть уникальные автоматы, чудом уцелевшие и теперь в единственном числе сохраненные и восстановленные. Особая ценность музея заключается в его интерактивности — большинство машин отремонтированы настолько, что посетители могут на них играть.

2. Увлекать. Кто бы мог подумать, что за этими неуклюжими и примитивными агрегатами кроется увлекательная история. Появились они у нас в 70-е годы, когда Министерство культуры СССР устроило выставку иностранных аттракционов в парке им. Горького в Москве. Все выставочные образцы были выкуплены, а спустя несколько лет чиновники поручили двадцати военным заводам начать производство отечественных аппаратов. Например, Серпуховский радиотехнический завод, выпускавший радиолокационные системы управления для зенитных ракетных и артиллерийских комплексов, стал делать игровой автомат «Морской бой». А вот появлению торговых автоматов мы обязаны Н.С. Хрущеву, который, буквально влюбился в них во время своего визита в США…

Всего в СССР было выпущено 90 типов игровых автоматов, из них организаторы музея нашли пока только две трети. Закат эры автоматов пришёлся на 90-е, когда им на смену пришли компьютерные игры и приставки «Денди». Вот этот небольшой период в 20 лет и представляют игровые машины советской оборонки. В экспозиции музея собраны самые популярные из них: «Авторалли-М», «Снайпер», «Баскетбол», «Морской бой», «Магистраль», «Городки»,  «Шайбу-Шайбу!». Есть тут и торговые — автоматы с газировкой и квасом, миксер для приготовления молочных коктейлей Воронеж – 2, справочные автоматы, таксофоны, фотобудка, а также — советские журналы, магнитофоны и другие предметы быта времен СССР, которые сейчас «работают» на атмосферу музея.

3. Формировать креативный кластер.   

Бесспорно, архитектура и дизайн интерьера для современного музея имеет огромное значение. Сегодня с полной уверенностью можно сказать, что успеху Музей советских игровых автоматов на 60% обязан концептуальному интерьеру, выполненному в стиле многоярусного лофта в здании Придворно-Конюшенного ведомства, построенного в XIX веке.  Согласно результатам внутреннего опроса, посетителям в музее, прежде всего, нравится среда, приятная атмосфера.

Получился своеобразный замес. С одной стороны, экспозиция музея вызывает ностальгию у людей старшего возраста, которые в свое время играли на этих аппаратах, и с ними связаны лучшие воспоминания. С другой стороны – креативное пространство привлекает молодежь, которая комфортно чувствует себя в этой среде и с восторженным любопытством прикасается к истории компьютерных игр. 

4. Понять целевую аудиторию, оправдать ожидания.

Треть посетителей музея – люди от 18 до 39 лет, которые любят ходить по выставкам, музеям, кино, еще треть — семьи с детьми, остальные — энтузиасты и товарищи, ностальгирующие по советской эпохе.

Активная позиция и настрой посетителей стали побудительным поводом для развития мероприятий, делающих «жизнь музея»: показы диафильмов, лекции, ночи кино, концерты. Здесь легко прижились столы для пинг-понга, парковые шахматные доски с комплектом аутентичных фигур. Удачным решением стало проведение состязаний на автоматах, соревнований по настольному теннису, турниров по шахматам, международным шашкам. Пользуются популярностью уникальные детские мероприятия: мастер-классы по созданию диафильмов, игровые программы, погружающие современных детей в реальность второй половины XX века, в детство их родителей, квесты «Приключения электроника», «Космический квест», «Расследование на Кубе» и т.д.

Понятно, что сувенирная продукция такого музея также должна соответствовать стилю советского рэтро, быть оригинальной и остроумной. Так появилась витрина с советскими значками, плакатами, красными флажками “Миру мир!”, часами Montana, кепками USA,  сборной бумажной моделью «Морского боя», магнитами.

5. Сотрудничать с турбизнесом.

Сразу после открытия музей стал членом Российского союза туриндустрии и был презентован туристскому сообществу Санкт-Петербурга. Турфирмы оценили его, как достойный интерактивный объект в центре города, который носит познавательный характер, вызывает интерес к истории и в то же время погружает в современное игровое пространство. Важное преимущество музея – месторасположение в туристическом эпицентре Санкт-Петербурга во внутреннем дворике Конюшенной площади, где еще можно ощутить знаменитые контрасты города – ухабистую мостовую, аскетичные  дворы-колодцы, и неожиданное чудо в проеме — ослепительные маковки Спаса-на-Крови. Двор – это еще и вместительная парковка для автотранспорта.

По мнению турфирм, музей может стать  необычным дополнением к традиционным экскурсионным программам и позволит расширить спектр предложений по активному и семейному отдыху в Санкт-Петербурге. Музей советских игровых автоматов можно использовать как «онтромэ» между классическими объектами посещения, точку отдыха для переключения внимания.

Любой малый музей, претендующий на туристические потоки, должен быть представлен в павильонах Туристско-информационного бюро, войти в «Красный маршрут», работать с туристическими картами CityPass и «Карта гостя», не говоря уже о прямом взаимодействии с турфирмами и гостиницами Санкт-Петербурга.

6. Использовать всевозможные каналы продвижения.

— Не пренебрегать Интернет-ресурсами, особенно таргетированной рекламой и соцсетями.

— Выстраивать сотрудничество со СМИ.

— Принимать участие в музейных городских фестивалях.

Благодаря подобной стратегии, на третий год существования музея наметилась тенденция к увеличению посещаемости именно в период туристического сезона Санкт-Петербурга.

Если объективно, то малые музеи города входят в поле зрения повторных туристов, которые приезжая в Санкт-Петербург, уже хотят видеть не только классику, но и разнообразные современные объекты, соответствующие статусу туристской столицы России, и в этом есть оптимизм и огромный потенциал для роста.