Коснутся ли нас ограничения на перевозку гаджетов в самолетах?
Пока только тех россиян, которые летят в США рейсами Turkish Airlines с пересадкой в Стамбуле. Таких туристов не много, но есть, так им удобнее и дешевле добираться до Сан-Франциско или Лос-Анджелеса. Однако, большинство путешественников все же предпочитают лететь в США прямыми рейсам или выбирают пересадку в Европе.
Напомним, 20 марта 2017 года Управление безопасности на транспорте США ввело запрет на провоз электронных устройств размером больше мобильного телефона на борту самолетов, направляющихся в США из Иордании, Египта, Турции, Саудовской Аравии, Кувейта, Марокко, Катара, ОАЭ. Такая мера вводится на рейсах следующих авиакомпаний: Emirates, Turkish Airlines, Royal Jordanian, Egypt Air, Saudi Arabian Airlines, Kuwait Airways, Royal Air Maroc, Qatar Airways, Etihad Airways. Под запрет попали ноутбуки, планшеты, электронные «читалки», мобильные игровые устройства, DVD-плееры и другая техника с электронной «начинкой». Эта норма распространяется на всех пассажиров, вылетающих из этих аэропортов, независимо от гражданства.
Ужесточение мер в США объяснили ростом террористической угрозы. В качестве примера приводится случай в прошлом году, когда группа сомалийских боевиков взорвала на рейсе из Могадишо напичканный взрывчаткой ноутбук. Только по счастливой случайности, благодаря небольшим повреждениям и полету на небольшой высоте, пилотам удалось посадить самолет.
Вслед за США аналогичные меры ввела и Великобритания, запретив проносить электронику на авиарейсы из шести стран – Турции, Ливана, Иордании, Египта, Туниса и Саудовской Аравии. Под запрет попали авиаперевозчики всех стран, работающих на данных направлениях, включая британские British Airways, Easyjet, Jet 2, Monarch, Thomas Cook и Thomson, а также Turkish Airlines, Pegasus Airways, Atlas-Global, Egyptair, Tunisair, Royal Jordanian и ряд других перевозчиков с Ближнего Востока.
Под устройствами “нормального размера”, разрешенными к провозу в ручной клади, британские власти подразумевают те, длина которых не превышает 16 см, а ширина и толщина не более 9,3 см и 1,5 см, соответственно.
Министр транспорта Турции Ахмет Арслан в интервью телеканалу NTV заметил, что обеспечение безопасности авиаперевозок — это нужная и необходимая мера, однако она не должна уменьшать степень личной свободы граждан. “Мы делаем все возможное для того, чтобы запрет на провоз электронных приборов был отменен. Но пока мы не получили ответа на наш запрос. Поэтому на сегодняшний день Turkish Airlines максимально стараются снизить неудобства для пассажиров, направляющихся в США и Великобританию. В частности, электронные устройства не нужно сдавать в багаж и переживать потом за их сохранность. Пассажиры будут сдавать их прямо на борту самолета для хранения членам экипажа”, — сказал министр.
Запрет на использование электронных устройств в салонах самолетов, выполняющих прямые рейсы из стран Ближнего Востока и Северной Африки в Великобританию и США может иметь далеко идущие последствия для авиаотрасли и туризма – считают эксперты.
По их оценке, больше всего от запретов на маршрутах в США пострадали пассажиры Emirates, в том числе и те, кто летит в американские города транзитом через Дубай. В настоящее время решено, что на первом участке пути, до Дубая, они смогут пользоваться своими устройствами, но затем перед посадкой на рейс в США им предстоит сдать свои гаджеты. К своим владельцам девайсы вернутся уже в пункте назначения в США. Для предотвращения задержек во время регистрации на рейс, Emirates просит пассажиров заранее упаковывать свои устройства. Как заявил президент Emirates Тим Кларк, авиакомпания предпринимает все усилия, чтобы обеспечить соблюдение новых правил при одновременной минимизации сбоев без влияния на качество обслуживания клиентов. На первых порах авиакомпания даже задействует в аэропорту Дубая дополнительный персонал, чтобы объяснить всем пассажирам, летящим в США, актуальные правила, а также помочь им с упаковкой «электронного багажа».
Что касается Великобритании, то тут больше всех потерь понесет Turkish Airlines, рейсами которой из Стамбула в Хитроу, Гэтвик, Бирмингем, Манчестер и Эдинбург ежедневно летают около 5 тыс. человек.
«От новых правил будут страдать только законопослушные граждане», – резюмирует Филип Баум, управляющий директор консалтинговой компании в области авиационной безопасности Green Light и редактор Aviation Security International, добавляя, что «не дай Бог, эти новшества станут международным стандартом». По его словам, только в низкий сезон в Великобританию из Турции, Ливана, Иордании, Туниса, Египте и Саудовской Аравии отправляется около 1,5 млн туристов. В летние месяцы из-за роста турпотока эта цифра увеличивается.
Вообще, международные авиаэксперты настроены пессимистично: по их оценкам, исходя из практики последних лет, вслед за США и Британией ужесточить меры авиабезопасности могут и другие страны Европы, причем не только на рейсах из ближневосточных стран, но и в перспективе – на всех перелетах.
“В ближайшей перспективе, другие страны, вероятно, объявят о своих собственных шагах в этой сфере. Великобритания и США имеют отношения совместного использования разведывательных данных со многими странами мира: Канада уже объявила, что она получила подобную информацию из США и анализирует ее для потенциальных действий. Наверняка, аудит подобных мер проведут и в Европе», – говорит в этой связи Джеймс Вуд, эксперт компании International SOS, которая консультирует путешественников в Великобритании.
Что касается российских авиационных властей, то они пока вопрос запрета провоза планшетов и других крупных гаджетов в ручной клади на авиарейсах из и в Россию не рассматривают. Пока.