Форт «Константин»: история и новая жизнь в роли туристского объекта
Представляют: Владимир Фомичёв, доцент Санкт-Петербургского государственного экономического университета и его выпускница – Олеся Богданова.
Форт «Константин» находится в акватории Финского залива у берегов острова Котлин, на котором расположен город Кронштадт. Арендующая его у Правительства С.Петербурга с 2006 года компания «Морская Лига» стремится не только сохранить фортификационное сооружение XIX века, но развить его как культурно-развлекательный объект.
Своему появлению форт «Константин» обязан Петру I: после промера глубин он выбрал это место для фортификационного сооружения, обеспечивающего контроль Южного фарватера, и собственноручно изготовил деревянный макет первого крепостного сооружения. Так в 1703 году был заложен форт, получивший первоначально имя «Кроншлот».
Летом 1704 года шведы попытались отвоевать устье Невы, но попытка была остановлена огнём с Кроншлота. В последующей кампании шведы уже не отважились пойти в узкий фарватер, лишавший их корабли манёвра и ставший, по мнению современников, «Российскими Дарданеллами». С тех пор, главную роль в обороне строящейся российской столицы от возможного нападения с моря играл не флот, а форты и батареи острова Котлин. Это целый комплекс долговременных оборонительных сооружений, возведенных в разное время.
Среди них особое место занимает форт «Константин». В 1807 году император Александр I подписал указ об усилении крепости Кронштадт, в связи с возможной войной с Англией; «предок» форта «Константин » был построен в дереве и вошёл в историю под именем «Двойная Южная батарея».
Она существенно усилила оборонительную линию и совместно с фортом «Цитадель» (будущий «Император Петр I») надежно прикрыла гавани Кронштадта с запада. Со временем укрепление перестроили в камне. Осенью 1834 года батарею посетил Николай 1. Подробно осмотрев ее, император повелел впредь называть это укрепление – форт «Константин», в честь своего семилетнего сына, возглавившего позднее Морское ведомство.
В Крымскую войну суровый вид кронштадтских фортов остановил англо-французскую эскадру от нападения на Петербург, хотя она неоднократно и демонстрировала такие намерения, как в 1854-м, так и в 1855-м годах.
В январе 1857 года окончательно сформировался современный облик каменного форта «Константин, хотя работы по достройке и усилению вооружения продолжались и в дальнейшем.
Зимой 1890 года началось строительство дамбы, соединившей форт с берегом, длинной 375 сажен. Уложенная по дамбе ветка узкоколейной железной дороги значительно упрощала жизнь гарнизону форта, но ее основное назначение заключалось в бесперебойной доставке боезапаса на форт. С тех пор форт почти перестал быть островом.
С Кронштадтом, в целом, и с фортом «Константин», в частности, связано крупнейшее достижение отечественной науки – изобретение беспроводной связи (радио) Александром Степановичем Поповым. Весной 1897 г. в опытах в Кронштадтской гавани была достигнута дальность радиосвязи 600 м, а летом 1897 г. при испытаниях на кораблях – 5 км. Во время многих экспериментов передатчик устанавливался на форту «Константин», а приемник – на форту «Милютин» либо на кораблях.
В сражениях Первой мировой войны форт «Константин» участия не принимал. В мае 1916 года на форту проводились последние строительные работы дореволюционного периода по сооружению бетонного убежища для прожекторной передвижной установки. В послереволюционный период в Кронштадте производились только реорганизационные изменения.
2 марта 1921 года на форт «Константин» прибыли представители военно-революционного комитета мятежников и начали агитировать гарнизон за «Власть советов без коммунистов». Митинг проходил у батареи «Брылкин». Перед фортом поставили задачу – бдительное наблюдение за Южным берегом, где началось формирование Южной группы войск для штурма мятежной крепости. А 7 марта 1921 форт «Константин» впервые открыл огонь по Южному берегу. Кронштадтское восстание, как известно, было жестоко подавлено.
В ноябре 1924 года форт «Константин» переименовали в форт «К» («Рошаль»).
В годы Великой Отечественной войны его орудия поддерживали защитников Ораниенбаумского плацдарма.
В 1960-е годы форт выводят из списка фортификационных сооружений и разоружают. Так как никакой охраны не остается, форт постепенно подвергается разграблению и разрушается.
В 1980-е годы в связи со строительством защитной дамбы от наводнений вокруг форта осушают большие территории, а сам форт превращают в гаражи и авторемонтные мастерские ЛенГЭСС. Тяжёлая техника разбила набивные дорожки форта, а производственная необходимость исказила исторически сложившиеся очертания острова на левом фланге.
С 2000 по 2005 г. форт «Константин» использовался в качестве модной молодежной диско-площадки, вместимостью до 30 000 человек, где проводились известные рейв фестивали, например, FortDance.
С 2006 г. и по сегодняшний день восстановлением и развитием форта занимается компания «Морская Лига», под руководством ОАО «Третий Парк». Благодаря ее усилиям, с территории форта было вывезено 200 камазов мусора, заасфальтированы дороги, электрифицирован и озеленен участок, а также укреплены набережные и построена автостоянка. Постепенно, шаг за шагом, «Константин» приобретал ухоженный вид. Одновременно разрабатывалась концепция будущей деятельности этого сложного объекта.
В 2006 году на пришвартованном к форту дебаркадере открылся единственный плавучий отель «Форт Константин» и одноименное кафе, началось создание первой очереди яхт-клуба. Причалы яхт-клуба устроены по европейским стандартам, оборудованы пять стоянок для 140 судов различного класса с осадкой от 1,5 метра до 2,5 метра. Кроме того, созданы сертифицированные вертолетные площадки и морская онлайн метеостанция в одном из казематов батареи.
В 2010 году Правительство Санкт-Петербург утвердило концепцию развития форта «Константин» и вскоре форт был признан памятником федерального значения.
В том же 2011 году «Морская Лига» приобрела в Германии легендарный паром «Рипербан», который с конца апреля по середину октября используется для экскурсионного обслуживания, совершая несколько рейсов в день по Большому Кронштадтскому рейду мимо фортификационных сооружений города.
В 2013 году на территории форта в соответствии с решение Морского Совета при правительстве Санкт-Петербурга приказом Росграницы, компания обустроила погранично-пропускной пункт через государственную границу Российской Федерации, которым теперь пользуются все маломерные, прогулочные, парусные и спортивные суда, следующие за рубеж.
В настоящее на форте время обустроены туристские зоны и маршруты, созданы смотровые площадки, с которых открывается вид на форт «Александр I», большой Кронштадтский рейд и южный фарватер, по которому одно за другим проходят суда.
Для любителей экстрима на территории форта открыт парк активного отдыха «King Winch», который включает: верёвочный парк, батуты и вейкпарк с двумя реверсивными линиями и стабильно-высокой тягой, а также единственный в России двухуровневый джиб-парк. Несколько лет подряд в «King Winch» проводятся международные чемпионаты по вейкбордингу.
В планах «Морской Лиги» полноценная консервация исторических сооружений для их сохранения и последующей реставрации, а так же дальнейшее развитие инфраструктуры на территории и акватории форта.
Сегодня уникальные фортификационные сооружения Кронштадтской крепости входят в список Культурного наследия ЮНЕСКО. На форту «Константин» сохранились постройки разных периодов фортификации, включая уникальную батарею «Шведе» сооруженную в 60-х годах XIX века. В ходе экскурсии туристам показывают ряд интересных объектов: батареи Канэ, Паукера, Колпинская, Потерна (туннель), батарея 1901 г., офицерские казармы. Здесь, на месте легко понять, как была устроена морская крепость, как проходили службу на форте моряки и солдаты. Ежегодно «Константин» посещает порядка 10 000 туристов.
Два года подряд на территории форта проходит военно-историческая реконструкция «ФОРТпост», привлекающая многочисленных любителей военной истории из Санкт-Петербурга и других городов России. Участники фестиваля переодеваются в военную форму времен Второй Мировой, кто-то предпочитает быть в рядах Красной армии, а кому-то приходится изображать немецкие войска, открывается военный госпиталь, пункт связи, военно-полевая кухня и т.д. В стенах батарей форта «Константин» устраиваются тематические фотовыставки. Организаторы фестиваля делают всё возможное, чтобы реконструкция выглядела как можно правдоподобней, находят и доставляют военную технику, договариваются с авиацией. Посетители фестиваля полностью погружаются в военную атмосферу, а в конце дня становятся зрителями реконструированного военного сражения.
Форт «Константин» открыт для посещения каждый день в любое время года. Самостоятельно добраться сюда можно на автомобиле или пароме «Рипербан».