Выставка костюма ар-деко “Золотые двадцатые в Париже”
Только до 30 ноября у петербуржцев есть шанс увидеть уникальную коллекцию одежды, которую привезла графиня Кристиана Маргарита Франсуаза Шади-Брешар специально к VI Санкт-Петербургскому международному культурному форуму.
Дословно «ар-деко» переводится как «декоративное искусство», его характеризуют роскошь, шик, использование дорогих материалов, богатство отделки при геометрических линиях. Прямые платья, свободно ниспадающие с плеч, с заниженной линией талии были вызовом в начале прошлого века, как и танец «чарльстон», танцевать его было возможно только в платьях, подтверждающих своим видом торжество эмансипации.
В уютном зале на Итальянской, 5 развернулась экспозиция нарядов и аксессуаров невиданной красоты из Франции, возраст которых 90 и более лет – шифоновые платья, расшитые стеклярусом, милые шляпки, перья, сумочки, туфельки, бусы, перчатки, кружева, золотые нити, белье, палантины, манто… Все в отличном состоянии, хоть завтра одевай в театр! Экспозиция позволяет рассмотреть детали, побродить среди роскошных витрин и манекенов, буквально, окунуться в атмосферу аристократического Парижа.
Элегантная маленькая женщина в черном костюме – графиня Кристиана Маргарита Франсуаза Шади-Брешар почти каждый день присутствует на экспозиции, и с удовольствием общается с посетителями. У вас есть шанс задать ей свои вопросы.
Все эти вещи ранее нигде не выставлялись и потому вызывают настоящий трепет у искушенных специалистов – историков, модельеров и искусствоведов. Как известно, стиль арт-деко, увы, обошел советскую Россию стороной, где в 20-е годы царила разруха и немногочисленные непманы, типа Эллочки-людоедки могли подручными методами подражать парижским модам, перекраивая мужнину толстовку и перекрашивая горжетку под «шанхайского барса» или «мексиканского тушкана».
Тем не менее, ноги ар-деко растут в России. Наши великие театральные художники Александр Бенуа, Наталья Гончарова, Лев Бакст в начале 20 века создавали удивительные и необычные костюмы для спектаклей «Русских сезонов», представленных миру театральным меценатом Сергеем Дягилевым. Они поражали зрителей красотой и изысканностью, цветами и украшениями, став источником вдохновения для западных художников и дизайнеров. На протяжении 20 лет, с 1909 по 1929 год «Русские сезоны» покоряли мир и задавали тон в разных видах искусства.
Самым ярким адептом ар-деко в моде стал кутюрье Поль Пуаре, обожавший русский театр. Созданные им туалеты превращали женщин в райских птиц, позволяя им быть роскошными, утонченными. Примеры таких платьев составляют основу экспозиции – безупречный крой, точные геометрические линии, сочетание простых силуэтов и сложных драпировок, ручное шитье, кружево, изысканные аксессуары – такой ар-деко познал мир высокой моды благодаря выдающимся художникам России и модельерам Франции век назад.
На выставке все вещи подлинные, изделия великолепно отшитые. Таблички на некоторых экспонатах сообщают нам интересные подробности, например, о том, что мадам Брешар начала собирать свою коллекцию в память о бабушке Маргарите, которая родилась в 1901 году, и чья молодость пришлась как раз на “золотые двадцатые”. Именно ее наряды легли в основу собрания. Под стеклом воссоздан туалетный столик отчаянной модницы прошлого века – забавные флакончики духов, коробочки с пудрой, зеркала, заколки, длинные мундштуки из слоновой кости, и очень необычный предмет мужского костюма – основа-трилистник для придания особой формы мужскому галстуку.
Кристиана Шади-Брешар – французский коллекционер, искусствовед, историк моды, эксперт предметов декоративно-прикладного искусства участвовала в работе секции «Музеи и выставочные проекты», а также в конкурсе для молодых петербургских дизайнеров «Наследие ар-деко: из прошлого в будущее» на минувшем Культурном форуме.
Стоит отметить, что госпожа Шади-Брешар довольно известная персона не только в модном, но и киношном мире. В разные годы к ее услугам обращались создатели фильмов на предмет подбора костюмов и предоставление собственных коллекций: для картины Яна Каунена «Коко Шанель и Игорь Стравинский», британского исторического сериала «Аббатство Даунтон», а также подбор старинных тканей для создания костюма Джека Воробья в фильме «Пираты Карибского моря». Кроме того, графиню частенько приглашают принять участие в работах по воссозданию интерьеров французских замков: Флеше, Кормартэн и Шам де Батай. На то она и графиня!