И еще раз про революцию
Целая серия «революционных» выставок прокатилась по стране и за рубежом в этот юбилейный год. Начал забег Государственный Эрмитаж, открыв в феврале 2017 года в Амстердаме нашумевшую выставку «1917. Романовы и Революция. Конец Империи». Затем последовала выставка в родных пенатах – «Зимний дворец и Эрмитаж. 1917. История создавалась здесь», на которой организаторы постарались воссоздать те настроения и ту атмосферу, которая была в Зимнем дворце сто лет назад.
Выставки, посвященные 100-летию судьбоносного события, прошли также в Государственной Третьяковской галерее, в Музее политической истории, в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и многих других учреждениях культуры. Кураторы всех экспозиций старались избежать повторений и банальностей, найти какие-то новые рефлексии, повороты, новые формы, чтобы представить Великую Октябрьскую социалистическую революцию максимально интересно для современного зрителя. Надо отметить, что это им удалось – проекты получились сильные, интересные, непохожие друг на друга.
И вот на днях к всеобщему сонму подключился ЦВЗ «Манеж», открыв межмузейную историко-документальную выставку «Петроград. 1917», собравшую под одной крышей артефакты из 20 музеев, десятка архивов, библиотек, частных коллекций Санкт-Петербурга и Москвы.
Несколькими днями раньше в Манеже руководители главных музеев страны, исследователи, художники из России, Европы и Азии обсуждали влияние Российской революции 1917 г. на творчество русских художников, ее мощные стимулы. С одной стороны, она всколыхнула творческую активность, открыла новые перспективы, но с другой – принесла немало страданий народу, с миллионными жертвами, искалеченными судьбами. Эксперты обсудили природу революционных процессов в обществе, их воздействие на культуру. Высказывались мнения, что социальные революции страшнее революций в искусстве, и что если удерживать революции в искусстве, то они неизбежно выходят на улицу…
«То, что произошло сто лет назад – огромная драма, от последствий которой мы до сих пор не можем избавиться. Жизнь изменилась, все изменилось в нашей стране. Но в некоторых вещах еще угадываются отзвуки далекого прошлого. Игнорировать события, случившиеся сто лет назад никак нельзя», – отметил ректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Семён Михайловский, на симпозиуме «Искусство и Революция: кураторы/вожди».
Выставка «Петроград. 1917», открывшаяся в ЦВЗ «Манеж» организована при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга, она представляет хронику жизни Петрограда на протяжении 12 месяцев революционного года. Экспозиция построена на материалах периодической печати, архивных документов, воспоминаний современников – на стенах плакаты, в витринах журналы, газеты, открытки, фотографии.
Масштабная инсталляция известного театрального художника Бориса Мессерера отражает обстановку, царившую на улицах Петрограда, и главное здесь – лица людей, которые делали революцию, признававшие либо отрицавшие ее. Но главный герой проекта – Петроград – центр революционных событий, борьбы и противостояния, надежд и потерь, веры и безверия. Город стал эталоном, мерилом новой жизни, своеобразным законодателем революционной моды.
В центре зала – парад манекенов, на которых одежда горожан разных сословий, а также костюмы из спектаклей, несмотря на смутные времена шедших на главных сценах города: «Маскарад» по драме М.Ю. Лермонтова в Александринском театре и опера «Каменный гость» в Мариинском театре. Обе постановки Всеволода Мейерхольда.
Динамика событий Петрограда 1917 года, его повседневная жизнь отображена в портретах политических деятелей, писателей, поэтов, музыкантов, популярных артистов театра, цирка, кино и эстрады. Разнообразие интонаций и точек зрения читаются в текстах листовок, документов, дневников и воспоминаний.
Помимо хроники событий на выставке представлены оригинальные предметы интерьеров петроградских домов и учреждений, знамена, оружие, военное обмундирование из собраний петербургских музеев и частных коллекционеров. Революция 1917 года перевернула сложившийся порядок, поменяла местами представление о частном и общественном, моральном и аморальном. Вещи – свидетели революции 1917 года, собранные вместе, передают сложность, многомерность и многоаспектность этого явления, разделившего русскую историю на «до» и «после».
Выставка продлится до 6 декабря 2017 года.