Констанца –Томис – город с античным лицом
Констанца – побратим Санкт-Петербурга, древний город, которому как минимум две с половиной тысячи лет. Согласно легендам, на этом месте за 500 лет до нашей эры царь Колхиды заложил древнегреческую колонию Томис, позже захваченную римлянами, а еще позже – Османской империей. Город переименовали в Константиану в честь сводной сестры Константина Великого. В 1878 г. Констанца в составе Северной Добруджи была передана турками в пользу Румынского государства.
К тому моменту основную часть населения города составляли крымские татары, переселившиеся сюда после русско-турецкой войны (36 %), примерно столько же здесь проживало греков и болгар. С приобретением новой государственности, в Добруджу хлынул поток румынских граждан. Сейчас население Констанцы – около миллиона человек, этнический состав по-прежнему пестрый, но преобладает румынская национальность.
Старый город Констанцы очень интересен, он эффектно возвышается на террасах полуострова, который мысом выдается в Черное море.
Начиная с III-го века нашей эры, Томис упоминался в летописях как «блестящий полис и столица Левого Понта». В этот период крепость вокруг города значительно укрепили. Реформы Диоклетиана создали новую структуру в административной, военной и финансовой системе империи. Земли вокруг Томиса получили название Малая Скифия и новые импульсы для развития. В городе возводятся общественные и частные здания, разрастается гавань, усиливается торговля с соседним Константинополем.
Осколки былой роскоши до сих пор выглядывают из нескольких культурных слоев, кое-где вырываясь наружу потрясающими античными кварталами, где сохранились даже мостовые. Их можно увидеть вдоль бульвара Фердинанда – внутренняя стена цитадели Томиса; римские мозаики на площади Овидия – сползающее по склону монументальное сооружение; руины терм на западном утесе возле первого входа в гавань и жилой квартал перед Петропавловским собором.
Несомненно, объект «must sea» в городе – это “Muzeul Edificiul Roman Cu Mozaic” (музей римской мозаики), неброский, одноэтажный павильон стоит на самом краю площади Овидия. В античные времена это был огромный трехъярусный торговый комплекс на террасах утеса. Его верхний павильон служил парадным залом типа биржи в престижной части города рядом с центральным рынком. Нижние этажи соответствовали утилитарным целям – здесь находились склады, торговые залы, хранилища, логистически связанные с древней пристанью. Буквально, комплекс функционировал так: в верхах заключили сделку, на среднем ярусе товар комплектовали, упаковывали и отправляли в нижние отсеки, дальше – в гавань, где грузили на корабль. В плане комплекс представлял собой вытянутое вниз по склону трапециевидное сооружение. Представить себе как оно «работало» и ощутить всю его значимость можно только со стороны нижней террасы.
Мозаики были случайно обнаружены в 1959 году во время ремонтных работ. Сегодня торговый комплекс является одним из величайших архитектурных сооружений римской эпохи, известных в Добрудже.
Трехуровневое здание возводилось в IV веке и на протяжении нескольких столетий связывало верхний город с гаванью. Сегодня сохранилась только одна треть постройки, включая красочную мозаику парадного зала общей площадью в 2.000 квадратных метров. Это одно из самых масштабных панно Римской империи, созданное из цветного натурального камня пессария – белого, красного, черного, зеленовато-синего, желто-бежевого цвета. Классические орнаменты, мифологические сюжеты, огромный размер помещения – все говорит о значимости зала, где деловая элита города, чиновники, заморские купцы встречались и совершали свои сделки.
К сожалению, главное здание Томиса неоднократно подвергалось разрушению. Самое страшное из них произошло во время землетрясения VI века, которое навсегда уничтожило тротуар и арки.
Сегодня посетители Музея римской мозаики имеют возможность рассмотреть великолепное панно с верхней площадки и убедиться, насколько процветающим культурно-экономическим центром был Томис во времена античности.
Помимо мозаики в музее выставлены различные предметы, найденные в ходе археологических раскопок на территории комплекса: амфоры, статуи, мраморная плитка, монеты, керамика, плиты с высеченными орнаментами и письменами.
Все артефакты свидетельствуют о том, что в этой части города кипела жизнь. Неподалеку от коммерческого центра были обнаружены фундаменты терм и руины акведука, протянувшегося на 10 км.
Сегодня перед Музеем римской мозаики разбит сквер – выставочный зал под открытым небом из античных колонн, стел с барельефами, найденных в округе. Выглядит это очень убедительно и красиво!
В центре главной площади Констанцы установлен памятник Публию Овидию Назону – римскому поэту, сосланному императором Августом за вольнодумие в дальний Томис, где тот прожил до своей смерти последние 8 лет. С конца XIX века площадь носит имя Овидия (Piaţa Ovidiu), – это сердце Старого города. Памятник очень эффектно смотрится на фоне монументального здания в неорумынском стиле с резными арками, башенками, лепниной – Национального музея истории и археологии Констанцы. В его стенах собрана уникальная коллекция археологических находок разных лет, среди которых наиболее ценные фрагменты античных статуй, украшения и предметы быта с тысячелетней историей, обнаруженные на территории Малой Скифии Добруджи.
Еще одно атмосферное место города – Археологический парк на бульваре Республики, его венчает статуя Виктории с лавровой веткой в руке, а среди тенистых аллей, скамеек и беседок зеленой зоны отдыха виднеются благородные осколки античной цивилизации – фрагменты каменных зданий III-IV вв. до н.э.
Румыны не без гордости относят себя к потомкам латинян, поэтому ремейк памятника «Капитолийская волчица» – символ древнего Рима, довольно часто можно встретить в разных румынских и молдавских городах. Как известно, оригинал волчицы (V в. до н.э.) хранится в Капитолийском музее итальянской столицы.
В Констанце копия монумента установлена на границе Старого города с новым микрорайоном. Скульптура изображает волчицу, вскармливавшую двух младенцев – Ромула и Рема, впоследствии, согласно легенде, ставших основателями Рима.
Можно сказать, что античность – это украшение, бренд и неповторимый дух Констанцы. Руины времен правления Римской империи, несомненно, возглавляют рейтинг городских достопримечательностей. Прогуливаясь по городу, то тут, то там можно встретить живописные археологические площадки, на которых совсем недавно велись раскопки.
Например, православный собор святых Петра и Павла на бульваре Елизаветы, построенный в 1885 году на высокой террасе набережной напротив дворца архиепископа.
Прямо перед Собором взору предстают античные фундаменты, мостовая, колонны – жилой квартал с 12-ю археологическими уровнями, которые охватывают почти тысячелетний период истории Томиса.
Сам храм построен в греко-римском стиле из прессованного кирпича, имеет широкий фасад и высокую башню. Внутри хранятся мощи святого Пантелеймона, пожертвованные в 1931 году, вместе с частью мощей святых Ауксентия из Вифинии и Симеона Сторицы. Кроме того, творит чудеса и старинная икона Девы Марии, ради которой приходят в Петропавловский собор просить о спасении паломники со всей Румынии.
С недавних пор по Констанце курсирует двухэтажный автобус Constanta City Tour от пляжей Мамаи до торгового порта. Стоимость экскурсионного маршрута всего 6 лей.
Знакомство с городом советую начать именно с порта, он в Констанце потрясающий! Все-таки, – один из крупнейших на Черном море и в Европе. На площади 3 600 Га. действует 133 причала, общей протяжённостью 28,5 км.
Красный даблдекер делает остановку прямо на портовой парковке, откуда открываются замечательные виды на город, море, доки и самый растиражированный символ города – Казино на набережной Елизаветы. Конечно, издалека вычурное здание в стиле ар-нуво, парящее над Черным морем смотрится как мираж и притягивает к себе невероятно.
Главная достопримечательность Констанцы была построена в начале XX в. (архитектор Даниэль Ренар), и сразу стала центром светской жизни Румынии, ее лучшим игорным заведением.
Это здание до сих пор считается одним из самых красивых в стране, несмотря на длительное запустение. Оно даже включёно в список памятников культуры Румынии.
В 1914 году Казино Констанцы посетила императорская семья Романовых в рамках своего путешествия по Европе и в связи с одним деликатным делом – Великая княгиня Ольга должна была выйти замуж за принца Румынии, но брак так и не случился.
Казино смогло выстоять во время двух войн. В 40-е годы в здании располагался госпиталь, позже из него сделали ресторан, но достойно содержать величественное сооружение владельцы так и не смогли, бросив его на произвол судьбы. В последний раз здание ремонтировалось в 1934 году. Вопрос о его капитальной реставрации остается больным для отцов города и поднимается регулярно. В ходе недавнего общерумынского референдума на тему предназначения здания Казино после реставрации, народ предлагал разместить в его стенах: музей, выставочный зал, библиотеку, концертный зал и т.д. Определенности пока нет, но то, что это будет учреждение культуры – однозначно! Пока формируется бюджет, здание законсервировали.
Сегодня ветхость Казино не умаляет красоты архитектуры, оно по-прежнему производит сильное впечатление!
Напротив Казино расположено более скромное здание, построенное тоже в начале XX в. специально под нужды развлекательного заведения. В нем находились подсобные помещения и ресторан. В 1958 году оно было реорганизовано в городской Аквариум для демонстрации более сотни видов морских и пресноводных рыб, беспозвоночных, став на тот момент самым большим музеем водной флоры и фауны Румынии.
Еще одна достопримечательность набережной – памятник первой румынской королеве Елизавете – супруге Кароля Первого, которая вошла в историю под литературным псевдонимом Кармен Сильва. Любопытно, что Елизавета состояла в дальнем родстве с потомками Николая I, женатого на двоюродной сестре ее бабушки, и другими Романовыми, а младший брат ее матери, принц Николай Нассауский женился на дочери А.С. Пушкина – Наталье Александровне. В юности Елизавета прожила с молодоженами в Санкт-Петербурге полтора года. В двадцать шесть лет она вышла замуж за тридцатилетнего Карла Гогенцоллерна, ставшего усилиями европейской дипломатии королем Румынии.
Королева много писала, печаталась в европейских журналах, отлично совмещая литературную деятельность с государственными обязанностями. Один из её стихотворных сборников был удостоен награды Французской академии, сама Елизавета стала кавалером британского Королевского ордена Виктории и Альберта. Ее имя носит первый крейсер ВМС Румынии и аллея в центре Бухареста.
Старый город начинается от памятника Ангелу Салиньи, возвышающемуся на мысе высокой террасы напротив порта. Это прославленный румынский инженер-конструктор, спроектировавший многие грузовые терминалы в гавани Констанцы, которые стали классикой мировой промышленной архитектуры.
Сразу за памятником берут начало несколько очаровательных, узких улочек с колоритными домами прошлого века. Большинство из них весьма живописно состарились, некоторые находятся в полуразрушенном состоянии.
Проблема в том, что новые владельцы, вернувшие родовую недвижимость в ходе недавней реституции, ремонтировать ее не торопятся, да и выгодно продать старинный дом не так-то просто. Процесс перераспределение собственности идет медленно, его сопровождают многолетние судебные разбирательства. Вот и стоят бесхозные обветшалые памятники архитектуры в ожидании лучшей доли. Впрочем, остатки былого великолепия в них еще просматривается и в этом неповторимый «шарм» Старого города.
Лет через пять исторический центр Костанцы существенно преобразится, соответствующие работы уже ведутся, рядом с заброшенными постройками появляются «пряничные» домики, но пока у туристов есть уникальная возможность увидеть аутентичный (до первого слоя), город, пусть несколько поблекший, зато первозданный. Он чем-то напоминает декорации для съемок мистических фильмов – ступать тревожно, но каждый перекресток интригует и завораживает с новой силой.
Приковывает внимание интересное здание в генуэзско-романтическом стиле, построенное в конце XIX века – «Дом со львами» на улице Николае Титулеску 9. Говорят, в нем некогда собиралась Масонская Ложа Констанцы, а сегодня заколоченные окна и двери, да потрескавшаяся штукатурка навевают размышления о бренности жизни и истинных ценностях.
В духовном смысле Констанца была и остается многоконфессиональным городом, который вправе гордиться своими замечательными культовыми сооружениями – православными соборами и церквями (греческая, армянская, болгарская), католическими храмами, мечетями и византийскими базиликами. Большинство из них были возведены на рубеже 18 – 19 веков, но сохранились и древние святыни.
В Констанце есть Анатолийская средневековая мечеть, построенная еще турками, но ее затмевает мечеть Махмуда II – самая большая во всей Румынии и самая интересная с точки зрения архитектуры. Она строилась в 1910 году по распоряжению короля, проявлявшего лояльность к национальным меньшинствам страны. Во внешнем облике здания прослеживается целый коктейль стилей: специфический мавританский, египетский, византийский, румынский. С пятидесятиметрового минарета открывается потрясающий вид на порт и Старый город. Пять раз в день отсюда разносится монотонный напев муэдзина, призывающего правоверных Констанцы к молитве. Главное сокровище мечети – самый большой ковер в Европе (весит 490 кг.), выполненный руками турецких мастеров и подаренный городу султаном Абдулой Хамидом.
На пересечении бульвара Томиса и Траяна стоит величественное здание в неорумынском стиле, имеющее большое значение для истории города. Оно было построено в 1893 году и долго служило в качестве штаб-квартиры мэрии, называемой Коммунальным дворцом. При коммунистах дворец несколько раз менял хозяев, но с 1975 года в нем обитает Музей народного искусства, где собрано более чем 15 000 экспонатов, иллюстрирующих народную культуру разных уголков Румынии. Прежде всего, это великолепная коллекция икон на стекле и дереве, керамика, изделия из лозы, коры, украшения и утварь, испокон века используемая румынскими крестьянами. Среди предметов народного наследия – экспозиция костюма и бытового текстиля. Богатство цветов и растительных, зооморфных, антропоморфных мотивов, чередующихся с полосками и другими геометрическими фигурами, создает декоративные композиции невероятной красоты.
Если посмотреть на карту исторического центра Констанцы, то нетрудно заметить, что самая узкая часть полуострова приходится на площадь Овидия, куда стекаются все старые улочки, а с северной ее стороны обустроены лестничные спуски к туристическому порту – Томис-Харбор.
По периметру марины и к ее центральному пирсу пришвартованы элегантные яхты, парусные лодки, на набережной открыто множество уютных террас и шикарных ресторанов для праздной публики. Из гавани начинается узкая дорога, ведущая к знаменитым городским пляжам Кондо. Летом гавань туристического порта Томис любят посещать группы дельфинов, устраивающие в акватории импровизированное шоу темно-синих плавников.
Местные власти намерены превратить порт Томис в базовую стоянку для прогулочных судов, курсирующих вдоль румынского побережья с остановками в курортных центрах Добруджи южного направления – Эфорие, Костинешти, Нептуне, Мангалии и северного – Мамаи и Мидии.
На гербе Констанцы изображены Генуэзский маяк и кораблик. Пару лет назад мэрия города выступила с инициативой о преобразовании списанных судов порта в городские арт-объекты. Для этого был объявлен конкурс среди студентов и выпускников вузов искусств, архитектуры и дизайна, отобраны лучшие проекты, и сегодня четыре кораблика получили новую яркую жизнь в виде расписных монументов – современных символов Констанцы, установленных при въезде в город.
Остается добавить, что Добруджа и ее древние города – это не только интересное, креативное, но и весьма доступное направление экскурсионного туризма. Например, уик-энд в Констанце от турфирмы Мистрал Турс включает бесплатный вход или льготные билеты в музеи и другие туристические достопримечательности, рыбные блюда в ресторанах со скидкой, проживание в отелях (2 ночи: 40 евро – 3* и 50 евро – 4*).
СПбТурКит выражает благодарность организаторам инфо-тура в провинцию Добруджа – турфирмам Калинка Тревел и Мистрал Турс, при поддержке Турецких Авиалиний и с участием Министерства Туризма Румынии, Генерального Консульства Российской Федерации в Констанце и Генерального Инспектората по вопросам миграции уезда Констанца.