К Бродскому в Норинскую за справедливостью
В начале июля СПбТурКит совместно с Администрацией Коношского района и Коношской центральной районной библиотекой им.И.Бродского организовали интеллектуально-экологический пресс-тур для тревел-журналистов Санкт-Петербурга по местам ссылки поэта Иосифа Бродского и новым туристическим объектам, возникшим вокруг литературного бренда.
Надо признать, что Бродский невольно стал своеобразным мостиком, связавшим Санкт-Петербург и деревню Норинскую Коношского района. В Санкт-Петербурге он родился и вырос, в Норинской – отбывал ссылку и сложился как поэт. В деревне Бродский получил пусть трудный, но очень ценный опыт, давший ему представление о другой жизни, ощущение единения с народом. В ту пору Бродскому было всего 23 года, он был молод, амбициозен и безнадежно влюблен, поэтому свою ссылку воспринимал с определенной долей романтики.
«Норинский период» длился всего 18 месяцев, но был чрезвычайно плодотворным. Здесь Бродский написал более 160 стихотворений, был впервые официально опубликован, и сформировался (по мнению критиков), как крупнейший поэт ХХ века.
Как известно, Иосиф Александрович был сослан в Коношский район Архангельской области по решению показательного суда 13 марта 1964 года, который признал его тунеядцем. Мы уже писали о мемориальном музее в Норинской и жизни поэта в северном крае, теперь, когда увидели все это собственными глазами, хочется поделиться личными впечатлениями от «места силы» и нового турпродукта, созданного коношскими энтузиастами.
Наше путешествие по следам опального поэта происходило в июле 2018 года и не случайно – этот месяц в жизни Бродского был отмечен важными событиями:
Июль 1964 г. – Телеграмма А.Микояну, председателю Президиума Верховного Совета СССР, за подписью А.Ахматовой, К.Паустовского , К.Чуковского: «… просим вас вмешаться и ВОССТАНОВИТЬ нарушенную СПРАВЕДЛИВОСТЬ…».
11 июля 1965 г. – Би-Би-Си передаёт непроверенное сообщение об отмене приговора Бродскому.
В июле Бродский написал письмо генеральному прокурору Р.А.Руденко: «Я убежден, что придет время, когда о недостатках и достоинствах моих стихов и переводов будут судить СВЕДУЩИЕ ЛЮДИ…».
Без всякого преувеличения можно сказать, что центром культуры и инноваций в Коношском районе является его центральная библиотека, которая более двадцати лет занимается сбором информации о пребывании Иосифа Бродского в этих местах.
Несколько лет назад в ее залах было открыто современное музейно-выставочное пространство «Иосиф Бродский в Норинской», созданное при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Выделенные 5 млн. рублей пошли не только на мультимедийную экспозицию, но и на реставрацию подлинных предметов из дома Пестеревых в деревне Норинская, где жил поэт.
В основу мультимедийного проекта легла креативная идея петербургского художника Владимира Быстрова, ранее придумавшего концепцию американского кабинета Иосифа Бродского в Фонтанном доме музея Анны Ахматовой.
Таким образом, в Коношском районе появился единственный в мире музей Бродского, честно рассказывающий о его пребывании в ссылке средствами современных технологий.
И все же главная ценность экспозиции – душевность.
Значительная часть материалов по «норинскому периоду» жизни Бродского – это фотографии, предметы, воспоминания, передаваемые из уст в уста жителями Коношского района и записанные местными же исследователями, влюбленными в творчество прославленного литератора. Сегодня опубликовано немало трудов на эту тему, издана книга С.Н. Конина «Коношане и Бродский».
Несомненно, Бродский повлиял на развитие интеллектуального уровня жителей Коношского района, его имя стало брендом, а мультимедийная выставка и музей – уникальным туристическим объектом всей Архангельской области.
Инсталляция «Поэтический кристалл» представляет собой многогранную конструкцию из стекла, которая одновременно напоминает хрустальные грани и деревенский дом с двускатной крышей. Под этой «крышей» в торцевой деревянной стене прорезаны «окна», в которых видны фотографии людей, с кем близко общался Иосиф Бродский во время ссылки. Если просунуть голову в окошко, можно услышать запись голоса поэта, читающего свои стихи. На самом почетном месте постамента за стеклом – подлинный стол, стул, печатная машинка Бродского и даже поржавевшая баночка из-под кофе, найденная в ходе реконструкции норинского дома.
Инсталляция «Библиотека» представляет собой историческую реконструкцию Коношской библиотеки периода 60-х годов. В ней Бродский познакомился с местным знатоком литературы Владимиром Черномордиком, который поручился за поэта и брал книги для него на свое имя. Записаться в поселковый храм знаний без постоянной прописки в советские времена было невозможно.
В витрине экспозиции – книги, бывавшие в руках Бродского, в шкафах – примерный набор потертых переплетов, украшавших полки провинциальной библиотеки более полувека назад. К открытию инсталляции коллекцию книг подарил библиотеке Международный благотворительный фонд им. Д.С.Лихачева, а также друзья поэта. В итоге получилась весьма показательная подборка печатных изданий, раскрывающая внутренний мир поэта его пристрастия и интересы.
Между прочим, покидая Коношу в 1965 году, Бродский увозил 100 кг книг – самый ценный для него груз – книги, которые присылали, привозили, дарили ему близкие люди и друзья.
В центре музейно-выставочного пространства Коношской библиотеки – многослойный портрет Иосифа Бродского в зрелом возрасте, на нем в области сердца ярко выделяется светящийся экран, символизирующий неизгладимый след, оставленный Норинской в душе поэта.
Рядом установлена виртуальная книга – электронный музей «Дело Бродского», где можно получить полную информацию как судили поэта, как отправляли по этапу и как он попал в Коношский район. Здесь представлены исторические документы и факты из музейных и архивных фондов, информация о музыке, фильмах, книгах того времени, этнографические материалы. Служители библиотеки с удовольствием расскажут вам много интересного, ответят на любой вопрос.
Стоит обязательно совершить пешеходную экскурсию по Коноше, чтобы ощутить ту самую атмосферу провинциального поселка, окружавшую Бродского в 60-е годы. Конечно, многое здесь изменилось, но еще стоят деревянные дома, где размещались учреждения, где бывал Иосиф Александрович по мере необходимости или работал.
Вот, например, здание милиции, куда дважды в неделю приходил он пешком или приезжал на попутках из Норинской отмечаться. Здесь же он сидел в изоляторе за опоздание из короткого отпуска и сюда же приехали его друзья – Е.Рейн и А.Найман, чтобы хлопотать об освобождении спецпоселенца Бродского хотя бы на сутки – в День его рождения. Именно тогда состоялся второй суд над Бродским, разрешившим ему временную отлучку.
В здании коношского управления по благоустройству раньше находилась редакция местной газеты «Призыв». Сюда принес поэт два своих стихотворения на деревенскую тематику, одно из них – «Тракторы на рассвете», разумеется, понравилось и было опубликовано. Чуть позже вышло и второе – «Осеннее». Раритетные страницы пожелтевших газет теперь хранятся под стеклом в Коношской библиотеке и музее в Норинской.
До сих пор в Коноше живы люди, которые видели Бродского, но чаще – дети своих ушедших родителей делятся их воспоминаниями о самых невероятных фактах из жизни ссыльного поэта. Нередко они обрастают всякого рода байками, типа «говорят, на танцах в клубе у Бродского был конфликт с местными парнями» и т.п. Не всегда подобные эпизоды можно проверить.
У многих коношан сохранились фотографии «руки Бродского», ведь тот работал фотографом разъездного характера и снимал на заказ всю округу. Дело в том, что поэт хорошо владел фоторемеслом, еще в детстве его научил этому отец, а все тот же Владимир Черномордик помог ему устроиться в Коношский комбинат бытового обслуживания. Для спецпоселенца не работа, а мечта! Кстати, сам Иосиф Александрович очень любил фотографию и жалел в момент отмены приговора, что бросает ее.
Гуляя по улочкам, где ступала нога поэта, от милиции до быткомбината, можно узнать еще немало интересных подробностей. Нам повезло с гидом – заведующая ТИЦем Коношского района Надежда Гневашева с большим теплом рассказывает о судьбе молодого ленинградского парня, совершенно не приспособленного к тяготам сельской жизни, но сумевшего не только выжить, но и стойко преодолевать десятки километров бездорожья и довольно продуктивно писать при свете керосиновой лампы. Это достойно восхищения!
Надо отметить, что еще с 1930-х годов Коношский район был местом ссылки и исправительных работ для многих осужденных советских граждан, которых называли спецпереселенцами или трудопоселенцами. В 60-е годы здесь, всего в 900 км от Ленинграда еще не было электричества и нормальных дорог. Эта территория на окраинах огромных областей считалась «медвежьим углом», «захолустьем», «дебрями».
Деревня Норинская находится в 24 км. от Коноши, на автомобильном участке в Вельск. Сегодня мы преодолеваем это расстояние за полчаса, а в 60-е Бродский тратил пол дня, если не повезет с попуткой. Позже родители прислали ему велосипед, на котором тоже не просто было ездить по кочкам, да бревнам, утрамбованным в колдобины дважды в неделю, чтобы отмечаться в отделении милиции Коноши.
Бродский прибыл в Норинскую в апреле 1964 года и поселился в доме телятницы Таисии Пестеревой. Дом цел до сих пор. Сегодня он принадлежит предпринимателю Мальцеву, обустроившему в старинной избе гостевой дом, но в память о пребывании здесь поэта на бревенчатой стене со стороны дороги установлена мемориальная доска.
В маленькой комнатушке было холодно, а у хозяев – довольно шумно, из-за чего Бродскому пришлось переселиться в дом Константина Пестерева на краю деревни.
Бродский был зачислен разнорабочим в совхоз «Даниловский», в канторе через дорогу он каждое утро получал наряд и отправлялся разгребать навоз или заготавливать жерди, копать, корчевать и т.п. Понятно, что норму он не выполнял, зарплату получал мизерную, на жизнь не хватало. Хорошо, что друзья и родители присылали ему в Норинскую консервы, кофе, сигареты, книги. Конечно, «непутевого» городского парня подкармливали хозяева и другие норинцы. Вспоминая своего постояльца, Пестеревы говорили, что тот очень любил собирать на опушках и есть малину, а еще – «хвОстаться» – париться с веником в бане.
Сегодня в Норинской постоянно живет лишь одна семья, остальные сельчане приезжают только на лето. В двух домах устроены музеи и еще в двух – гостевые дома. При Бродском в деревне имелись сельсовет, двухэтажная школа, почта, магазин, клуб, библиотека, медпункт, пекарня, чайная, кузница, животноводческие фермы. Словом, кипела жизнь и везде бывал поэт, со всеми жителями общался. Позже он писал: «Люди в Норинской необыкновенные! Мне гораздо легче было общаться с населением этой деревни, нежели с большинством своих друзей и знакомых в родном городе… Опыт ссылки даром для меня не прошел. Мне открылись какие-то основы жизни…».
Сегодня в доме семьи Пашковых разместилась литературно-бытовая экспозиция по истории деревни Норинская, она включает несколько интерактивных выставочных площадок, отражающих традиционный быт северных крестьян, которые традиционно строили огромные дома-дворы (250-300 м2 в основании). Под одну крышу возводили зимнюю избу, летний дом, через сени – хлев, над ним – повить. Это неотапливаемая пристройка, где запасали сено для скотины, хранили орудия труда и всякую утварь. Чтобы вы понимали масштаб строения – в повить по специальному помосту через боковые ворота могла въехать лошадь с телегой, разгрузить сено и даже развернуться.
В общем, дом строился так, чтобы хозяевам не надо было выходить на улицу для ведения своего хозяйства. В доме такого типа и жил Бродский.
В повити дома Пашковых собрана великолепная коллекция старинных инструментов, утвари, деревянных и плетеных из бересты предметов крестьянского быта 50-60-х годов ХХ века, документы и фотографии.
Как это связано с Бродским? Самым непосредственным образом! Видимо, коротая ночь на сеновале в повити, он написал трогательное стихотворение о мотыльке, который «от смерти себя сберёг, забравшись на сеновал. Выжил, зазимовал».
Сотрудники музея тоже вдохновились и придумали свето-поэтическую композицию «Зимний вечер на сеновале», которая смотрится в контексте экскурсии очень органично и трогательно.
Еще в музейном доме представлена выставка-гербарий растений, которые упоминает в своих стихах И.Бродский – колокольчик, одуванчик, ромашка, кашка, пастушья сумка, курослепа, горох, малина, люпин и т.д. Возле каждого изображения – соответствующая цитата из разных стихотворений.
В просторной светлице на столе нас вновь встречает раритетная печатная машинка.
По желанию посетителей сотрудники музея проводят мастер-класс по печатанию стихов, но чаще – отзывов о Норинской.
Наконец-то мы подошли к литературно-мемориальному дому-музею Бродского.
Долгие годы на нем висел амбарный замок. Со временем крыша в избе провалилась, стены покосились. Тревогу забили журналисты и подняли общественность во главе с губернатором Архангельской области Игорем Орловым, который пообещал, что дом ссылки Бродского в Норинской будет восстановлен. Сказал – сделал! В апреле 2015-го в Норинской открылся первый в мире музей Иосифа Бродского и осенью того же года прошел фестиваль «Петербургский сезон в Норинской», посвященный Году литературы в России и 75-летнему юбилею Иосифа Бродского. На мероприятие прибыл культурный десант из Северной столицы – библиотекари, музейщики, актеры, писатели, иллюстраторы. Так возродилась связующая нить и начал действовать туристический маршрут Санкт-Петербург – Норинская.
Директор дома-музея Ольга Александровна Терехина – дочь того самого редактора газеты «Призыв», взявшей на себя смелость публикации стихов опального поэта.
Сегодня она делится с посетителями воспоминаниями своей матери, рассказывает о том, как восстанавливали дом, как собирали и реставрировали личные вещи поэта, как жил и работал он в своей северной ссылке. Сегодня дом-музей выглядит просто отлично! В его выставочном пространстве точно воссозданы интерьеры семьи Пестеревых, собраны личные вещи, любимые книги и даже любимые пряники Иосифа Александровича в газетном кульке лежат на столе. Здесь невольно наполняешься энергетикой, вдохновляешься, здесь хочется говорить о возвышенном и читать стихи.
Кстати, благодаря заступничеству известных литераторов ссылка Бродского закончилась гораздо раньше срока – в сентябре 1965 года ему разрешили уехать из Норинской.
Когда его повели «с вещами на выход» хозяйка воскликнула: «А кто же будет картошку копать?». Тогда Бродский пообещал обязательно вернуться и помочь.
Не вышло, но в память об этом порыве каждый сентябрь в саду дома Пестеревых проходит фестиваль «Поэтическая картошка» – организаторы и гости дружно копают картошку, потом ее едят и читают стихи. По сложившейся традиции, почетные гости сажают именные березки в Литературной роще как раз за картофельными грядками.
С момента открытия мемориальных экспозиций в центральной библиотеке и музея Бродского в Коношском районе побывало несколько тысяч гостей. Сюда приезжают те, кто любит, знает Бродского или тянется к культуре и истории. Больше всего туристов – из Архангельска, 10% из Москвы и Санкт-Петербурга. Ежегодно летом в аутентичные северные деревни приезжают этнографические экспедиции из двух столиц и творческие люди (литераторы, художники, фотографы), особенно много их было в Норинской в рамках проекта «Добровольная ссылка». Каждый год туристов привлекают событийные проекты – фестивали и праздники, приуроченные памятным датам «норинского периода» Бродского, а также двухдневный брендовый маршрут «Деревня, которая вдохновляет». Коношский ТИЦ и отдел культуры Коношского района постарались собрать в двухдневный тур все самое ценное и интересное, что могут увидеть и испытать у них гости: выставочные проекты, дом-музей Иосифа Бродского, старинные деревни и храмы русского севера, подвесные мосты в Хмельниках, проживание в гостевых домах-дворах XIX века, с русской баней, мастер-классами по кулинарии и народным ремеслам, играми и забавами, песенными вечерками.
Полезная информация:
Добраться до Коноши из Санкт-Петербурга или Москвы нынче не проблема – ежедневно курсируют прямые поезда.
Организовать программу пребывания на любой вкус вам помогут специалисты ТИЦа Коношской центральной районной библиотеки им. Иосифа Бродского.
В районе есть выбор средств размещения – либо современные гостиницы в центре (от 500 до 3 000 рублей за номер), либо аутентичные гостевые дома с полным погружением в сельский быт в Норинской и ближайших деревнях (от 100 до 500 руб. с человека).
Нет проблем и с питанием – в Коноше по-домашнему вкусно и сытно готовят в городских кафе, а в сельских пансионах вам предложат традиционные русские блюда и закуски на выбор под заказ. Все более чем доступно: завтрак – 150 руб., обед – 250 руб., ужин – 200 руб.