Берлин берет креативом
Мне всегда казалось, что самая путешествующая нация в мире живет слишком скучно, однообразно и предсказуемо. Я не стремилась в Берлин, но так получилось, что он стал первым городом автобусного тура «Пять столиц Европы», организованного компанией «Петротур». Вопреки моим предубеждениям, город оказался очень лёгким, естественным и эклектично-элегантным.
В последнее время Берлин становится все популярнее у туристов благодаря необычным архитектурным контрастам, креативности городских мероприятий и легкому безумству горожан. История Берлина всегда была изменчивой. Из крупного ганзейского города он поэтапно превращался в промышленный, светский, революционный, военный, разделенный и наконец, современный мегаполис – центр Европейского союза. Сегодня он еще зализывает раны Второй мировой войны – некоторые исторические здания находятся в процессе восстановления, пустоты в городских ансамблях заполняют небоскребы, необычные памятники или зеленые массивы. Главное в этом городе: добродушная естественность, тяга к экспериментам, толерантность по отношению ко всем конфессиям, языкам, цветам кожи и сексуальным ориентациям.
Для русского человека знакомство с Берлином немыслимо без Трептов-парка и Рейхстага. Мы начали с первого. Живописный парк, расположенный в восточной части города на берегу реки Шпреи был заложен в 1880-х годах по проекту директора городских садов Иоганна Генриха Густава Майера. Он стал первым народным парком, открытым для всех сословий и задумывался, как зона активного отдыха, занятий спортом, прогулок вдоль прудов, фонтанов и сада роз.
После войны Трептов-парк выбрали для возведения мемориала Советским воинам-освободителям, где погребено более 7000 советских солдат. Их имена записаны в книге памяти, которая хранится в специальной комнате мемориального комплекса.
Мемориал Трептов-парка – самый масштабный в Западной Европе во всех смыслах памятник солдатам, погибшим во время Второй мировой войны. Условно весь комплекс можно разделить на несколько сюжетов: скульптура «Скорбящая мать» у входа, символические ворота из преклоненных знамен, аллея саркофагов и центральная фигура воина-освободителя со спасённой девочкой на руке, и попирающего рассеченную мечом свастику. Говорят авторы памятника (архитектор Яков Белопольский и скульптор Евгений Вучетич) использовали для строительства гранит из Рейхсканцелярии Гитлера.
Трептов-парк очень живописный, ухоженный, его по-прежнему украшают фонтаны, большой розарий, тенистые аллеи из платанов, берез, тополей. Здесь есть и лодочная станция, с возможностью проката разных плавсредств для водных прогулок по реке Шпрее. В будний день парк выглядит пустынно, периодически его оживляют группы туристов. Кстати, немцы тоже довольно часто приходят в Трептов-парк и не только на прогулку – на аллее саркофагов постоянно слышится немецкая речь из уст молодых и седовласых посетителей, членов их семей.
Второй мощный памятник из недавней трагической истории Берлина – остатки бетонной ограды на улице Мюлен-штрассе. Вообще, фрагменты Берлинской стены разбросаны по всему городу, включая различные музейные экспозиции.
Как известно, трехметровую стену, обнесенную колючей проволокой, протяжностью в сто шестьдесят километров возвели в конце лета 1961 года. На долгих 30 лет она разделила страну и тысячи семей. Известно немало примеров ее пересечения, удачных и совершенно жутких, когда людей расстреливали на месте, даже детей. Не удивительно, что немцы при первой же возможности разрушили ненавистный забор.
Сегодня Берлинская стена стала важным туристическим объектом города, привлекающим внимание туристов со всего мира, поэтому городские власти позволяют восстанавливать некоторые ее участки, как памятник тоталитарному режиму. Например, инициативная группа при поддержке специального фонда ЕС в настоящее время занимается возвращением, некогда проданных фрагментов стены, и реконструкцией отдельных ее частей, добиваясь максимального исторического соответствия.
Самый прославленный отрезок Берлинской стены находится вдоль улицы Мюлен-штрассе, где ее разрисовывали всемирно известные художники. А больше всего народа собирается у прославленного «Поцелуя Брежнева и Хонекера» – граффити Дмитрия Врубеля. Прототипом для этой настенной росписи послужила историческая фотография, сделанная Барбарой Клемм в 1979 году. Художник дополнил «Братский поцелуй» саркастическим комментарием: «Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви». Картина стала одним из самых растиражированных символов Берлина.
Еще один символ – медведь. От этого слова происходит название «Берлин», а изображение медведя с XIII века украшает герб города.
С недавних пор фигурки танцующего медведя с поднятыми лапами, буквально, заполонили город. Это Бадди, а придумали его в 2001 году студенты Берлинского университета искусств Энн и Роман Стробель для временной художественной инсталляции. Тогда яркие медведи на улицах Берлина произвели фурор, их стали на все лады расписывать художники разных стран. Самые красивые, дизайнерские медведи уходили за большие деньги на благотворительных аукционах.
Берлинцы очень трогательно относятся к своим медведям, комментируя это так: «Все мы разные, но все мы немного медведи…». Медведи Бадди стали настолько популярны, что часто служат в качестве представительского подарка от властей Берлина зарубежным гостям или целым городам.
Расписных медведей можно встретить сегодня в самых неожиданных местах города – возле магазинов или кафе, зазывающих посетителей, в туристических зонах, парках и скверах. Их маленькие копии выставлены в витринах сувенирных магазинов и пользуются хорошим спросом.
Еще одна удивительная любовь немцев сконцентрировалась на незатейливом Трабанте – символе ГДР, самой знаменитой малолитражке в истории мирового автомобилестроения. Выпуск автомобилей этой марки начался в 1957 году на заводе SachsenringAutomobilwerke в Цвиккау. В честь запущенного в том же году СССР первого спутника, новинка получила название «Trabant» (по-немецки «спутник»).
Немцы ласково называют автомобиль “трабби” и тиражируют его модельки в немыслимых количествах, которые стали излюбленным сувениром и объектом коллекционирования. В центре Берлина открыт музей Трабанта, мимо которого невозможно пройти без улыбки – оригинальные модели установлены прямо на воротах, обещая туристам не менее увлекательную экспозицию внутри выставочного пространства.
Кстати, пластмассовые трабанты до сих пор встречаются на дорогах немецких городов, даже есть туристическое агентство, специализирующееся на аренде и программах с участием легендарных “трабби”.
Если говорить о самых креативных арт-объектах Берлина, то на мой взгляд – это монументальная композиция из трёх алюминиевых фигур, стоящих на водной глади реки Шпреи. Molecule Man (Молекулярный человек) – так называется это творение американского скульптора Джонатана Борофски, установленное в 1999 году на волне всеобщей эйфории по поводу объединения нации.
Молекулярную сущность человека отражают отверстия, пронизывающие плоскости трёх фигур. Как пояснил сам художник, это должно напоминать о том, что «и человек, и молекула существуют в мире вероятностей, а целью всех творческих и духовных традиций является поиск в мире целостности и единства».
Выглядит скульптура очень эффектно и проезжая по мосту Эльзенбрюкке, можно свернуть шею, увидев призрачного великана на реке.
Центральная площадь Берлина раньше называлась «площадь Королевских Ворот», но осенью 1805 года указом прусского короля Фридриха Вильгельма III она была переименована в честь российского императора Александра I, посетившего Берлин. Современные горожане называют ее просто «Алекс» и часто назначают здесь свидания.
Ежедневно Александрплац посещают тысячи туристов, чтобы сделать эффектные фотографии и подивиться контрасту памятников архитектуры разных эпох, сконцентрированных в одном месте. Среди довоенных построек на площади сохранились лишь Александер-хаус и Беролина-хаус.
Александрплац – одна из самых эклектичных площадей Европы, которая сформировала свое обновленное лицо только в наши дни. После войны она застраивалась современными зданиями в духе ГДР. Сперва появились: высотная гостиница Park Inn by Radisson Berlin Alexanderplatz, торговый центр, Дом учителя и, позднее, телевизионная башня. Мы застали площадь в период завершения строительства нескольких высотных зданий, которые окончательно завершили её образ.
Центр притяжения – вычурный фонтан «Нептун», созданный Бернардом Бегасом в качестве подарка от горожан кайзеру Вильгельму II.
Строгий взор царя морей обращен в сторону городской ратуши, а внизу, вокруг чаши восседают четыре девушки, символизирующие реки Германии: Висту, Эльбу, Одер и Рейн.
Обязательный пункт любой туристической программы в столице Германии – «Музейный остров» – уникальный архитектурный и культурный ансамбль, включённый в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Речь идет о северной оконечности острова Шпреинзель на реке Шпрее, где компактно разместились пять самых значимых музеев Германии. Это очень красивый и приятный для прогулок квартал, романтичный и величественный одновременно. В музеях острова ныне размещены преимущественно археологические коллекции и искусство XIX века. Формирование собраний после объединения Германии все еще продолжается, и в этом есть уникальная возможность здесь и сейчас увидеть то, что завтра, возможно, переедет в другое место.
На Музейном острове со стороны просторной площади находится главный фасад Старого музея, раньше он назывался «Королевским» и строился специально для размещения художественной коллекции семьи прусских королей. В 1830 году музей был открыт для широкой публики. Собрание музея постоянно пополнялось ценными произведениями искусства, в XIX—XX веках в него передавались материалы из археологических экспедиций немецких учёных. Во время Второй мировой войны здание музея сильно пострадало и было восстановлено лишь к 1966 году, но темный, обугленный цвет его колонн и стен сохранили. Сегодня здесь представлены предметы античного искусства Древней Греции и Древнего Рима. Вход в Старый музей по обеим сторонам лестницы украшают прекрасные конные статуи античных героев.
Доминанта Музейного острова – Берлинский кафедральный собор, построенный в начале прошлого века в стиле барокко. Правящая династия Гогенцоллернов видела в нем главную и объединяющую церковь всех европейских лютеран.
В 1945 году здание серьезно повредила бомба, его восстанавливали почти полвека, но высотой купола пришлось пожертвовать – 98 метров вместо изначальных 114-ти. Несмотря на это Berliner Dom до сих пор впечатляет своей мощью и красотой внешнего и внутреннего убранства. Внутри туристам позволяют заглянуть в королевский склеп, где захоронены 70 представителей династии Гогенцоллернов.
Главная берлинская улица – Унтер-ден-Линден получила свое название благодаря липам, которые посадили вдоль старого тракта в 1647 году по приказу Фридриха Вильгельма. Он частенько ездил по этой дороге верхом из королевского дворца в свои охотничьи угодья в Тиргартене, поэтому не стал мелочиться – аллея в шесть рядов из тысячи лип и столько же ореховых деревьев более всего отвечала королевскому вкусу. Сегодня бульвар сохранил только четыре ряда деревьев и память о наследнике Великого курфюрста в виде роскошного памятника работы скульптора Кристиана Даниэля Рауха.
В 1770 году Фридрих II решил застроить Унтер-ден-Линден парадными зданиями, превратив аллею в самую элегантную улицу прусской столицы. Она начинается от Бранденбургских ворот на Парижской площади и простирается почти на полтора километра до реки Шпреи, и дальше плавно переходит в улицу Фридриха Вильгельма. Пешеходная аллея, расположенная посередине главной улицы Берлина, делает ее очень дружелюбной для туристов, в этой зоне обустроено множество открытых кафе, скамеек и забавных аттракционов.
Все дороги Берлина ведут к Бранденбургским воротам. Они были построены Карлом Готтгардом Ланггансом в 1791 г. в стиле классицизма по образу Пропилеи афинского Акрополя без всякого повода, как украшение города. Хотя, их первоначальное название – «Ворота мира» говорит о вполне определенном посвящении. Сегодня Бранденбургские ворота – это сердце Берлина и единственные сохранившиеся ворота города. Венчает их шестиметровая квадрига, которой управляет богиня победы Виктория, работы Иоганна Готфрида Шадова.
В целом, ансамбль улицы Унтер-ден-Линден и Бранденбургские ворота напоминают Елисейские поля и триумфальную арку в Париже. Не случайно площадь перед берлинской аркой названа «Парижской», причем, и та и другая постоянно осаждаются толпами сэлфирующих туристов.
Практически все экскурсии по Берлину начинаются или заканчиваются у Рейхстага, и тому есть логичное объяснение: во-первых, здесь удобная парковка автобусов, во-вторых, рядом большое кафе туристического класса, туалет и, в-третьих, в пешей доступности находятся все ключевые достопримечательности.
Рейхстаг, конечно, заслуживает того, чтобы обойти и рассмотреть здание со всех сторон. Оно производит сильное впечатление с точки зрения архитектуры и военной истории – легкая «закопченность», следы от пуль и надписи на стенах, оставленные советскими солдатами при штурме в 1945 году.
Глобальная реконструкция Рейхстага в 1999 г. привнесла в облик здания современное дополнение – стеклянный купол, спроектированный британским архитектором Норманом Фостером, как многоуровневую смотровую площадку. Оттуда открываются великолепные виды на город и, кстати, вход бесплатный, включая аудиогид на русском языке. Есть одно «но» – для прохода в само здание и на купол необходима предварительная запись на официальном сайте Бундестага. Это делается в целях антитеррористической безопасности.
В хорошую погоду на огромном зеленом лугу возле Рейхстага, называемом Плац-дер-Републик, собирается множество туристов, чтобы отдохнуть и бросить прощальный взгляд на легенду Берлина перед посадкой в автобус. Если позволяет время, можно прогуляться через небольшой садик до Бранденбургских ворот, оккупированный ряжеными попрошайками, торговцами сувенирами и горячими кренделями. Все три удовольствия выглядят весьма сомнительно… А берлинские сувениры лучше покупать в магазине – пусть дороже, зато качество гарантировано!