SELFIE ARTIST или что есть селфи в нашей жизни?
Проект итальянских художников SELFIE ARTIST (Сэлфи художника) стал поводом для встречи творческой интеллигенции Венеции и Санкт-Петербурга в музейно-выставочном центре «Петербургский художник».
SELFIE ARTIST представляет собой передвижную импровизированную фотовыставку итальянских художников, которые снимаются на фоне своих живописных работ. Таким образом, авторы пытаются раскрыть свою индивидуальность и выяснить, может ли селфи стать формой искусства?
Проект инициирован итальянским галеристом Лореттой Ларкиной (ART STUDIO, Венеция) и ее партнером в Санкт-Петербурге – Тамарой Авдеевой (Консалтинг Эволюшн). Коммуникационный проект СПбТурКит выступил организатором мероприятия.
Российский этап проекта SELFIE ARTIST получился наиболее информативным. Мы решили не ограничиваться лишь ярким вернисажем, который как пэчворк покрыл стены выставочного зала, мы затеяли большой разговор о явлении селфи, захватившем в последнее время абсолютно все поколения владельцев смартфонов и аккаунтов в соцсетях.
«Что есть селфи в нашей жизни»? Как относиться к повальному увлечению сэлфи? Благо это или вред? Как это можно использовать учреждениям культуры? Какой есть опыт в мире, интересные факты? Как этим можно управлять и направлять?
Вопросов много, за ответами обратились к экспертам.
Впервые слово SELFIE использовалось в 2002 году в Австралии. Се́лфи (англ. selfie, от «self» – сам, себя), разновидность автопортрета, созданного с помощью фотоаппарата, иногда при помощи зеркала, монопода или автоспуска. Термин приобрёл известность благодаря развитию встроенных функций мобильных устройств. Сегодня селфи – это заразительный способ общения, который с одной стороны продолжает традиции автопортрета и репортажа, а с другой – это самолюбование, самоутверждение, попытка установить зыбкую идентичность.
В 2013 году издательство Oxford University Press признало SELFIE словом года. Сегодня это непременная форма демократичного общения, доступного знаменитостям и обычным людям. Каждый день 60 миллионов человек фотографируют себя и публикуют свои селфи в Интернете.
В последнее время крупнейшие музеи мира стали запрещать селфи в своих залах ввиду вызывающего поведения некоторых посетителей со своими смартфонами рядом с великими произведениями искусства. Менее раскрученные и малые музеи наоборот эксплуатируют селфи как инструмент привлечения публики и даже устраивают специальные селфи-зоны.
Участник дискуссии – заведующий экскурсионным бюро Государственного Русского музея Валерий Ахунов заметил, что музейное селфи – явление молодое. Как известно, еще несколько лет назад во многих наших музеях фотосъемка была вообще запрещена для посетителей. Ограничения сняли три года назад, а в 2017 году Русский музей впервые принял участие в фестивале музейного селфи, затем он объявил конкурс на лучшую фотографию в рамках выставки автопортрета, когда посетителям предлагалось найти нечто общее между собой и автопортретом какого-нибудь русского художника, представленных на экспозиции. В результате Русский музей получил более 10 тысяч селфи, причем, очень интересных и качественных, так что жюри конкурса было трудно выбрать победителей.
Что касается культуры выполнения селфи, то для музеев здесь есть определенный риск в плане безопасности экспонатов и сохранности витрин, ограждений из-за слишком азартных селфирующих граждан, которые в поиске эффектного кадра иногда переходят рамки дозволенного.
Кстати, в погоне за экстримом и необычными ракурсами люди порой ставят под удар собственную жизнь. Так, по статистике, в России 120 человек погибло при попытке сделать экстремальное селфи за последние 2 года.
Наиболее гармоничное существование селфи в рамках культурного объекта предложила несколько лет назад усадьба Марьино, отреставрированное родовое поместье Голицыных-Строгановых в Ленобласти.
Нынешняя хозяйка усадьбы Галина Степанова рассказала о туристических возможностях Марьино, его потрясающих дворцовых интерьерах XIX века и ландшафтном парке, где созданы все условия для незабываемых фотосессий. Специально было отшито около сотни исторических костюмов, в которые можно нарядить артистов и желающих гостей для участия в балах, конных шоу и водных прогулках.
Сегодня мансардные помещения усадьбы отведены под внушительную костюмерную, где гости могут выбрать и облачиться в роскошное платье, а потом сфотографироваться в интерьерах усадьбы, на фоне дворца и в парке. Кстати, специально для красивых фотосессий построена пергола на берегу пруда, особенно любят ее молодожены, выбирая это сказочное место для проведения свадебной церемонии.
А что думают по этому поводу психологи? Ведь, с распространением селфи не только возрастает нарциссизм людей, стремление самоутвердиться и повысить свой статус, но и кризис идентичности, социальная изоляция. Психолог-консультант Института психологического консультирования «Новый век» Дарья Корякина уже год занимается практическим исследованием «Фотографирование в соцсетях, как отражение внутрипсихических процессов: индивидуальных и коллективных».
По ее словам, сегодня мы живем в эпоху нарциссизма, и если глубоко заглянуть в душу человека, активно увлекающегося селфи, можно увидеть полное одиночество и отсутствие ощущения ценности себя. На самом деле, это сложное состояние и каждый справляется с ним, как умеет, в том числе с помощью селфи. Например, по принципу «жизнь как картинка»: вот я в машине, в спортивном зале, на фоне Джоконды, я успешен, я крутой и это вижу не только я. Мне ставят лайки, мне пишут комментарии, я получаю одобрение, и вот, я уже не одинок и моя самооценка пошла вверх. В психологии это называется «нарциссический приход», когда человек пытается закрыть внутреннюю дыру какими-то внешними подпорками. Получить некий суррогат любви.
Эйфория от удачного селфи длится не долго. После «прихода» происходит откат обратно и человек опять чувствует одиночество и потребность в очередной дозе. Селфи происходят все чаще и становятся навязчивыми. Иногда психологи констатируют зависимость от селфи. Согласно статистике, около трети населения склонно к всякого рода зависимостям. Зависимость от селфи, от внешнего одобрения считается относительно безопасной – это не разрушает физическое тело, как наркотики или алкоголь, но может привести к деформации личности, когда человек уже не замечает, что большая часть его жизни уходит на то, чтобы получить одобрение и повысить, таким образом, свою самооценку.
Сегодня психиатры всего мира признают чрезмерное увлечение селфи расстройством и даже придумали для него отдельный термин – «селфитиз».
В процессе исследований института «Новый век», эксперты также обратили внимание на профили соцсетей, где наоборот нет портрета человека даже в аватаре. Вместо него может быть цветочный горшок, абстрактная картинка и т.п.. Это тоже может быть диагностично, так как за безликими профилями иногда скрываются люди, которые не принимают себя.
Еще один выявленный тип – тревожные люди, ожидающие со всех сторон подвоха, опасающиеся мошенников, уверенные, что соцсети могут им навредить. Зачастую такая позиция отражается и на их повседневной жизни, поэтому полное отсутствие селфи в аккаунте соцсетей тоже не есть хорошо!
Среди последних тенденций – селфи частичного объекта, когда снимают отдельные части тела. Например, в последнее время набирают обороты хэштеги фото рук или фото ног, дескать, вот, я всегда в движении, поиске и стремлении идти вперед…
Что касается сэлфи в музеях или популярных туристических объектах, то это явление можно рассматривать, как желание некоторых людей оставить свой след, автограф типа «Здесь был Вася», и они изобретают всевозможные безобидные способы. Когда есть внутренняя потребность, всегда найдется способ ее удовлетворения!
Кроме того, надо учитывать влияние моды на селфи. Таким образом, можно предположить, что через какое-то время люди увлекутся чем-то другим, и тогда селфи станет рядовым явлением он-лайн культуры и перестанет так раздражать общество.
Сегодня люди, делающие селфи, не ставят перед собой цель доказать свое существование, они хотят поделиться им, чтобы выйти на недоступную в других ситуациях медиа-арену, предложить индивидуальный контент, вызывающий доверие и располагающий к общению. В ходе совершенствования компьютеров, планшетов, смартфонов, умных часов и т.д. цифровой рынок постоянно требует новых возможностей от встроенной камеры и экрана, которые незаметно стали «окном в мир», из которого человек познает этот мир и себя, в том числе через селфи.
Руководитель отдела SMM маркетингового агентства AGM-group Мария Елисеева назвала Инстаграм Альма-матер селфи. Эта соцсеть до сих пор занимает первое место по количеству сэлфи. Именно оттуда происходит его миграция в остальные соцсети.
Сегодня для очень многих людей основным параметром при выборе мобильного телефона является наличие фронтальной камеры и высокое качество получаемых снимков. Очень популярны у пользователей стали сториз и маски – как процесс развития формата сэлфи и желание поговорить с миром под другим углом.
Главная тенденция – селфи эволюционирует в формат видео, когда автопртрет становится динамичным и более информативным – пользователь показывает не просто себя на фоне мира, а мир вокруг себя и детали происходящего события. Таким образом, селфи все больше становится похожим на репортаж.
В маркетинге селфи используется как эффективный инструмент для продвижения личного бренда, но не только. Бизнес через селфи может добиться «очеловечивания бренда», повысить уровень доверия клиентов, повлиять на их вовлеченность и лояльность. Все чаще коммерческие структуры выстраивают взаимовыгодное партнерство с блогерами, инфлюенсерами, которые организуют для них целые кампании в соцсетях, в том числе, широко применяя селфи.
Завершая дискуссию, участники проекта SELFIE ARTIST сделали вывод, что все электронные гаджеты быстро меняются, сторис появляются и исчезают через каждые сутки, селфи, посты спускаются вниз ленты аккаунта, быстро стираются из памяти смартфона, т.е. все нынешние увлечения электронными изображениями носят временный характер, а искусство вечно! Опыт человечества показывает, что рукотворные произведения художников имеют самую большую продолжительность жизни.
При этом, социальная мода на селфи может быть источником творческого вдохновения, служить художественным целям и даже превращаться в произведение искусства.
В нашем случае селфи, как инструмент способствует пониманию взаимосвязи между личностью художника и его творчеством.
В планах организаторов – продолжать движение проекта SELFIE ARTIST по миру, добавляя все новые селфи художников. Известно, что следующим пунктом станет Тбилиси, а потом – Берлин, Париж, Рим.