Обновленный дом-музей И.С. Тургенева на Остоженке 

В каменных джунглях современной Москвы сохранилась редкая жемчужина – ампирный особняк XIX века – типичный образец московской застройки после пожара 1812 года. В этом доме на Остоженке с 1840 по 1850 год жила мать писателя И.С. Тургенева – Варвара Петровна, а Иван Сергеевич часто бывал и даже немного жил.
Этот факт немало повлиял на судьбу дома, который, несмотря на частую смену хозяев, выстоял, и в 1960-х годах был признан объектом культурного наследия.
Ведущую роль в этом сыграл тот факт, что здесь жил Иван Сергеевич Тургенев и описал его в рассказе «Муму». Помните: “В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня…”.

Иван Сергеевич происходил из московских дворянских родов Тургеневых и Лутовиновых. Его предки жили в первопрестольной с XVII века, и до войны 1812 года владели несколькими домами в престижных районах, увы, сгоревшие в пресловутом пожаре. Будущий писатель родился и провел детские годы в родовом имении Орловской губернии. Его переезд в Москву состоялся в 9-летнем возрасте, а уже в 15 лет он покинул ее и до самой смерти бывал только наездами. Любопытно, что биографы насчитывают до 50 адресов в Москве, так или иначе связанных с И.С.Тургеневым, но именно дом его матери на Остоженке, 37, где он не очень-то любил бывать, стал домом-музеем великого русского писателя.

Дело двинулось после Распоряжения Правительства Москвы 2007 года «О создании музея «Дом И.С. Тургенева» по адресу: ул. Остоженка, д. 37/7», и значительно ускорилось, когда в 2014 году был опубликован Указ президента РФ «О праздновании 200-летия со дня рождения И.С. Тургенева».
В короткие сроки была проведена научная реставрация особняка, реконструкция прилегающей территории, создана экспозиция нового музея.
Дом-музей И.С. Тургенева (новый филиал Государственного музея А.С. Пушкина) торжественно открыли 9 ноября 2018 года в день, когда великому русскому писателю исполнилось 200 лет, а в соседнем сквере появился памятник писателю. Бронзовый монумент представляет Ивана Сергеевича в молодом возрасте, каким он посещал особняк на Остоженке. Между прочим, это первый полноценный памятник классику русской литературы в Москве. Привлекает также внимание и стена дома, напротив памятника, на которой писатель изображен в более привычном для нас возрасте на фоне «дворянского гнезда» и с любимой собакой у ног.

Двигаемся к одноэтажному дому с шестью колоннами и фронтоном, с антресолями со стороны сада, который находился на углу 2-го Ушаковского переулка (ныне Хилков переулок) и Остоженки, недалеко от Крымской площади. Дом был построен в 1819 году титулярным советником Д.Н. Федоровым на пустовавшей земле, приобретенной у генерал-лейтенанта К.Ф. Кнорринга, владение которого полностью выгорело в пожаре 1812 г.
Среди многочисленных жильцов остоженского дома было немало известных фамилий. Например, писатель С.Т. Аксаков с семьей, или отставной гвардии поручик Н.В. Левашов – участник Отечественной войны 1812 года, близкий знакомый А.С. Пушкина, или дальний родственник поэта – камергер М.М. Сонцов, или надворный советник А.П. Бакунин – лицейский товарищ Пушкина, или еще один его приятель – полковник Ф.И. Толстой.

Наконец, 16 сентября 1840 года особняк на Остоженке арендовала Варвара Петровна Тургенева. Здесь она прожила десять последних лет своей жизни. Тургенев увековечил ее образ в рассказе “Му-му” – капризная, деспотичная барыня как раз и есть мать Тургенева.
Своего Герасима писатель «определил» ей в услужение, отсюда он по Ушаковскому переулку спустился к реке и утопил любимую собачку.
В жизни от скверного характера Варвары Петровны также страдали все обитатели дома, включая сыновей, в том числе и Иван, хотя он считался любимчиком.


Впервые у матери на Остоженке Иван Сергеевич появился в мае 1841 года, завершив образование в Берлинском университете, В эти годы он подает просьбу в Московский университет о допущении к экзамену на степень магистра философии и начинает заниматься литературной деятельностью. Написанная в 1843 году поэма “Параша” имела успех и даже заслужила положительную оценку В. Белинского.
Впоследствии Тургенев часто бывал у матери проездом из Петербурга в родовое имение Спасское и обратно, он так же провел в остоженском доме две весны – в 1844 и 1845 годах.

Большой зал парадной анфилады Тургеневы чаще всего использовали как столовую – здесь Варвара Петровна устраивала детские праздники для своих воспитанниц, Варварины именины, «рауты» для московских друзей Ивана Сергеевича. В целом экспозиция рассказывает о жизни дворянского общества Москвы первой половины XIX столетия.
На самом почетном месте зала установлена голографическая витрина, в которой демонстрируется серебряный медальон с прядью темно-русых волос, срезанный с головы Пушкина в день его смерти. Это было сделано по просьбе Тургенева, а к медальону приложена записка: «Клочок волос Пушкина был срезан при мне с головы покойника его камердинером 30-го января 1837 года, на другой день после кончины. Я заплатил камердинеру золотой. Иван Тургенев. Париж. Август 1880». Этот текст бегущей строкой транслируется на фоне медальона.
Над витриной портрет молодого Ивана Тургенева кисти Винченцо Лами и картина «У дома Пушкина на Мойке после дуэли» А.Я. Мацкевича.

Как известно, Тургенев Пушкина боготворил! Они жили в одно время в Петербурге, дважды встречались, но познакомиться по-настоящему так и не смогли. На момент смерти Пушкина Тургенев был третьекурсником, начинающим писателем.
И, тем не менее, Тургенев всегда чувствовал себя продолжателем пушкинских традиций. Он был в числе тех, кто стоял перед домом умирающего поэта и пришел проститься с ним в последний раз.
Среди наиболее ценных музейных объектов Остоженки – последний прижизненный портрет писателя, его письмо к Наталье Меренберг (дочери Пушкина, которая попросила его подготовить к публикации переписку своих родителей), автопортрет Полины Виардо, издание «Капитанская дочка» на французском языке (первый перевод произведения выполнил Тургенев совместно с Луи Виардо).


Особое место в доме занимает экспозиция «Мир хозяйки» – гостиная и спальня матери Тургенева – Варвары Петровны.
Первая комната украшена цветами и жардиньеркой, увитой зеленью по моде того времени, цветочный принт повторяется на обивке мебели и шторах. Жизнь этому интерьеру придают разнообразные декоративные предметы (натюрморты, кашпо, подсвечники и вазы). Здесь есть единственная родная вещь, действительно принадлежавшая некогда барыне Тургеневой. Это фарфоровая позолоченная ваза для фруктов, изготовленная в Париже на фабрике братьев Дарт (первая четверть XVIII в.).

Дальше мы попадаем в спальню и кабинет хозяйки. Два в одном.
В углу комнаты у печки стоит отгороженная ширмой небольшая кровать с кружевным покрывалом. На ночном столике – требник, на стенах – иконы и картины на библейские сюжеты, как и положено покоям православной христианки.
На столе и бюро – записные книжки, перо, чернильница, счеты, четки и прочие мелочи. Среди них единственная подлинная вещь, принадлежавшая матери Ивана Сергеевича – миниатюрный портрет на бархатном паспарту под стеклом, одно из немногих ее изображений сохранившихся до наших дней.

Неожиданная деталь интерьера – разбитый вдребезги портрет сына Ивана на полу. Это напоминание о большой семейной ссоре, случившейся из-за наследства и непонятной личной жизни Тургенева.
В 1843 году писатель познакомился с Полиной Виардо, их роман длился 40 лет, и неоднократные попытки Тургенева наладить свою личную жизнь оканчивались крахом. Из-за Виардо у Ивана Сергеевича произошел серьезный конфликт с матерью. Однажды она так разозлилась на сына, что в сердцах бросила его портрет на пол. Несколько дней слугам было запрещено его поднимать.
Разочаровавшись в сыне, Варвара Петровна лишила его какой-либо материальной поддержки, несколько лет писатель жил в долг и впроголодь. В 1847 году против ее воли Тургенев вместе с семейством Виардо отправился за границу. В Москву он возвратился в ноябре 1850 г. в связи со смертью матери.


В бывшей гардеробной создана экспозиция «Мир женщин остоженского дома», рассказывающая о привычных занятиях дворянок и дворовых девушек – вышивание милых пустячков бисером или по канве. На столиках представлены наборы для рукоделия, симпатичные шкатулки, игольницы, пяльцы и намотки для пряжи
В витрине – образцы мужских и женских костюмов, кружева, лайковые перчатки, цилиндр, все отсылает нас к модам позапрошлого века, как и что носили, хранили украшали изысканными аксессуарами.
Кстати, Иван Сергеевич в одежде всегда следовал последней моде.


После кончины матери Тургенев жил в доме на Остоженке более двух месяцев, решая вопросы, связанные с наследством. Сюда приходили его многочисленные друзья и знакомые – видные представители общественно-литературных и театральных кругов Москвы: Т.Н. Грановский, М.С. Щепкин, В.П. Боткин, братья Бакунины, Аксаковы и другие.
Впервые для посетителей открыт второй этаж дома-музея. Здесь воссоздан кабинет писателя, в витринах его прижизненные публикации разных лет, экземпляры журнала «Отечественные записки» за 1841 – 1842 годы, где напечатаны стихотворения «Баллада» и «Похищение», здесь рождались замыслы «Бежина луга», поэм «Андрей» и «Разговор».

На рабочем столе писателя идеальный порядок, на противоположной стене красуется еще одна реликвия музея – оригинальный ковер-килим, который по преданию Варвара Петровна купила в Орловской губернии для благоустройства московской усадьбы. Ну и конечно, ружья, амуниция страстного охотника Тургенева и даже скульптурное изображение собаки.


В 1851 году Тургенев покинул дом навсегда и более не возвращался.
Современники называли его «русским скитальцем», указывая на удивительное сочетание «охоты к перемене мест», жажды новых впечатлений и тяги к родным корням. Карта С.-Петербургско-Московской железной дороги, виды Берлина, Рима, Вены, Парижа, других городов и памятных мест, оставивших след в творчестве и судьбе Тургенева, формируют содержание экспозиций «У чужого очага» и «Мир дороги, странствий И.С. Тургенева»,
размещенных на втором этаже и в бывшей официантской, примыкающей к большому залу парадной анфилады.

Очарование этому музею придает домашний стиль размещения экспозиции, как жилой дом XIX века и представляет воссозданные интерьеры типичных комнат дворянской семьи среднего достатка. Залы украшают музейные предметы изобразительного и декоративно-прикладного искусства – живопись, графика, фарфор, бронза, текстиль, мебель, осветительные приборы, скульптура, книги, документы, рукописи, фотографии. Для поклонников русской литературы большую ценность представляют прижизненные портреты И.С. Тургенева, первые публикации и издания его произведений, а также иллюстрации к ним, портреты современников, виды тургеневской эпохи; работы современных художников. Особое место в новой экспозиции музея занимают мемориальные вещи, принадлежавшие писателю и его ближайшему окружению, в том числе более десяти автографов.

Мундштук И.С. Тургенева – подлинная, личная вещь писателя.

Завершает экскурсионный маршрут по дому-музею И.С. Тургенева зал третьего этажа, посвященный последним годам жизни писателя, которые стали для него временем настоящего триумфа. В витринах можно увидеть прижизненные публикации романов «Дым» и «Новь», познакомиться с материалами, посвященными участию Тургенева в торжествах по случаю открытия памятника А.С. Пушкину в Москве в 1880 году.

На почетном месте, среди своих бессмертных произведений висит портрет кисти Ф.Е. Бурова, на котором Иван Сергеевич запечатлен в последний год жизни.
Он умер 22 августа (3 сентября) 1883 года в местечке Буживаль под Парижем.
В витрине под картиной «Кончина И.С. Тургенева. Панихида на станции северной железной дороги, в Париже перед отправлением гроба в Россию» представлена посмертная гипсовая маска и слепок руки, выполненные по модели скульптора П.Н.Тургенева.

Что стало с особняком на Остоженке после Тургеневых?
Об этом посетители узнают из экспозиции «Мир остоженcкого дома» в цокольном этаже.
Итак, год спустя после отъезда Ивана Сергеевича, дом приглянулся его дальней родственнице Е.Н. Кривцовой, которая поселилась в нем с детьми в апреле 1852 года, и прожила последние три года своей жизни. Были и другие жильцы – съемщики.
Самый знаменитый – русский аристократ Леонид Михайлович Чичагов, принявший монашество под именем Серафим, прославивший Серафима Саровского, и составивший летопись Серафимо-Дивеевского монастыря.
В течение последующего периода особняк сменил еще несколько жильцов, пока в конце XIX столетия в его стенах не открыли приют. После 1917 года здесь устроили коммунальные квартиры, в 1970-е годы дом был расселен, и в нем обосновалась спортивная организация, вплоть до открытия здесь первой музейной экспозиции.

Я посетила музей в канун 2020 года. Впервые его сотрудники подготовили к новогодним каникулам и дворовую территорию, и театрализованную экскурсию для детей «Зимние праздники в семье Тургеневых».
Оказывается, это время было вдвойне особенным. Помимо общих для всех Рождества, Нового года и святок, Тургеневы праздновали Варварин день – именины хозяйки дома. Это были и именины ее воспитанницы, оставившей «Воспоминания о семье Тургеневых». Дни рождения Варвары Петровны и ее мужа также приходились на зиму. Зимой состоялась их свадьба. В праздник Крещения отмечали именины и самого И.С. Тургенева.
Через интерактивную программу по остоженскому дому, русские праздничные игры и традиции экскурсоводы неформально раскрывают историю русской дворянской семьи первой четверти XIX века.


В воскресенье каждой третьей недели месяца вход в музей бесплатный (в рамках проекта Московская музейная неделя)
Индивидуальным посетителям предлагаются аудиогиды.
Адрес: Москва, улица Остоженка, 37/7