Рыцарская история Приората с масонским оттенком

Он строился с благородной целью – дать приют рыцарям христовым, но так их и не увидел…

В 1798 году только что вступивший на престол Павел I пригласил изгнанных Наполеоном с родного острова Мальтийских рыцарей в Россию. Император подписал Конвенцию, согласно которой в стране создавалось «Великое Приорство» мальтийского ордена. Для размещения беженцев он пожаловал петербургский дворец Воронцова. Благодарные рыцари провозгласили российского самодержца Павла Петровича великим магистром Иерусалимского Ордена Св. Иоанна. Он стал 72-м в списке руководителей госпитальеров.

Вскоре после этого Павел I решил построить в Гатчине летнюю резиденцию для мятежного приора Мальтийского ордена принца Конде.

Строительство было поручено архитектору-новатору Н. А. Львову, который предложил необычную и весьма экономичную технологию землебита – это когда слои спрессованного суглинка пропитываются известковым раствором и затвердевают. Таким образом были построены стены дворца, ограда, хозяйственные постройки. По расценкам 1798 года, землебитные стены обошлись казне в 2 000 руб., аналогичные из камня стоили бы в 12 раз дороже!

Как и положено монастырским резиденциям, новый приют мальтийского поборника веры должен был находиться в уединенном месте, и такое нашлось –  в самой дальней точке Черного озера гатчинских владений Павла Петровича.

Землебитные стены дворца и дворцовых построек были возведены всего за три месяца, а через год уже готовый и обставленный замок жаловался императором Павлом I Ордену святого Иоанна Иерусалимского, но по назначению никогда не использовалось. Принц Конде на тот момент отправился воевать в Швейцарию, и полноправным владельцем Приората стал великий магистр Павел I.

Название Приорат (от фр. prieuré – «небольшой монастырь, монастырское землевладение») закрепилось за дворцом в XX веке, но вначале сам Львов называл свою постройку “земляным дворцом”, а в камер-фурьерских журналах Павловского царствования, в документах и прессе XIX века дворец фигурирует под лаконичным названием Приорат.

Окружающий Земляной замок на юго-восточном берегу Чёрного живописный парк (площадь 154 Га), в дальнейшем также стали называть «Приоратским» (до этого – «Малый Зверинец»).

Увы, сегодня территория парка не входит в состав музея-заповедника, что сразу бросается в глаза – загорающие на травке полу обнаженные дачники, мангалы, столы для пикников чуть ли не под самыми окнами уникального памятника архитектуры. Не говоря уже о новостройках, которые неумолимо подбираются к видовому лугу и спуску на Черное озеро.

Но если повернуться к ним спиной и выйти на этот луг со стороны улицы Леонова, как перед глазами возникает нереальная красота – сказочно-яркий замок, изумительно вписанный в окружающий ландшафт.

Архитектуру Приората относят к предромантическому направлению, с оригинальной ассиметричной композицией. Сооружение представляет собой стилизацию под средневековые католические монастыри, где роль храмовой колокольни играет башня из парицкого камня, и все постройки объединены в одно целое внутренним двором за глухой оградой.

Самое увлекательное занятие – обходить дворец вокруг, и с каждой точки обзора фиксировать его новый образ. Например, если смотреть со стороны Чёрного озера он покажется неприступной крепостью. Примечательно, что в подпорной стене из пудожского камня сделан проем – вход на маленькую пристань. С юга Приорат имеет сходство с готической капеллой, а со стороны главного входа – напоминает уютную усадьбу.

С высокого обрыва паркового холма удобно рассматривать потрясающую геометрию крыш Приората, золоченые шары на концах коньков и девять дымников с флюгерами над печными трубами. Они чем-то напоминают китайские пагоды. Этот великолепный хоровод форм, цвета и фактур венчает главный шар с флюгером на шпиле башни.

Яркие цвета Приората – не случайны. Есть мнение, что такое цветовое решение Львову подсказали красно-белые плащи и черные сутаны рыцарей Мальтийского ордена. Красные крыши – символ пролитой в сражениях крови, золотые шары – символ славы и высших сил, тёмные воды Черного озера и чёрные столбы вдоль ограды – скорбь о погибших, покаяние в грехах. Таким образом, Львов показал путь истинного рыцаря.

В погожий денек нарядный Приорат выглядит очень торжественно.

Раньше замок огибала дорожка из красного толченогo кирпича, еще более оттеняющая белизну стен.

Увы, Приоратский дворец так и не стал летней резиденцией принца Конде – приора Мальтийского ордена. Император Александр I упразднил «Великое Приорство», а замок передал в государственную казну. Долгие годы он служил обычным запасным гостевым дворцом Романовых, которым почти не пользовались, но тщательно сохраняли, иногда допуская в него разные организации. В 1880-х годах во дворце сделали капремонт, провели водопровод и канализацию, укрепили перекрытия. Приорат был приспособлен для круглогодичного проживания пятидесяти придворных певчих. В дальнейшем в нём останавливались придворные.

В начале XX века во дворце начали организовываться различные выставки. В годы Первой мировой войны стены Приората приняли госпиталь. После 1917 года замок превратился в дом отдыха для рабочих петроградских заводов.

После Великой Отечественной войны в уцелевшем Приорате располагались сначала военно-строительная часть, затем Дом пионеров и школьников, а с 1968 г. – районный краеведческий музей, который спустя десять лет ушел на глобальную реставрацию. Она закончилась переходом под крыло Музей-заповедник «Гатчина», и к 2004 году дворец был открыт для посещения.

С Приоратом связано немало мистических легенд масонского толка. Известно, что архитектор Львов состоял в масонской ложе, а инициатор строительства Павел I пусть и недолго, но на момент строительства Приората фактически был «главным масоном» Европы и мира.

Посвященные непременно заметят некоторые «говорящие» детали архитектуры Приоратского замка. Не удивительно, что некоторые знаки и символы вольных каменщиков присутствуют в экстерьере асимметричного замка. Например, треугольный знак «лучезарной дельты», отчётливо читающийся в переплёте окон замковой Капеллы. Или число столбов ограды – 41, также знаковое для масонства (количество Великих лож в мире). Или шестиконечные звёзды на шпилях, или флюгер-змея, венчающий башню замка… Змея, кусающая хвост символизирует вечность и мудрость – это символ масонской ложи.

Самая интригующая легенда Приората гласит о сокровищах масонов, спрятанных где-то в недрах Приоратского дворца. Говорят, их ищут до сих пор. Некоторые изобретательные искатели приключений даже проутюжили все дно пруда, рядом с которым стоим замок, но так ничего не нашли.

Думаю, их и нет. Главное сокровище – это сам замок, очень необычный, технологичный и редкий по красоте памятник удивительной истории и культуры России.

В настоящее время в Приоратском дворце открыта постоянная экспозиция, посвященная истории создания землебитного замка, устраиваются временные выставки. В замковой Капелле, славящейся прекрасной акустикой, часто проводятся музыкальные и поэтические вечера, лекции, конференции.

 

Как добраться.

На электричке с Балтийского вокзала Санкт-Петербурга до ст. «Гатчина Балтийская», «Гатчина Варшавская».

На автобусе №431, маршрутные такси №18, 18а,100 от ст. метро «Московская» и №631 от ст. метро «Пр. Ветеранов»

Адрес Приоратского дворца: Гатчина, ул. Чкалова, 22 (Приоратский парк).

Стоимость входных билетов: 200 рублей – для взрослых, 100 рублей – для учащихся.

Экскурсию по Приоратскому дворцу можно забронировать по телефонам: 8 (81371) 93 492, 8 (81371) 76 71. Также для посетителей доступен бесплатный мобильный аудиогид.

Стоимость: 2000 руб + входные билеты во дворец для каждого участника группы.

Вход в Приоратский дворец возможен только в средствах индивидуальной защиты: гигиенических масках и перчатках.