«Монрепо» – романтика скального парка

Сегодня трудно себе представить, сколько садов и парков было в Российской империи в XVII – XIX веках! Речь даже не об императорских садах, а обычных дворянских, когда каждый помещик в своей усадьбе обязательно разбивал парк – регулярный французский, или пейзажный английский, были любители итальянских и русских садов. Но во всей империи существовало только три удивительных скальных парка: у графов Потоцких «Софиевка» в Умани, у графов Воронцовых в Алупке, и третий – у баронов Николаи «Монрепо» в Выборге. Именно скалы составили уникальность и неповторимость этих чудесных уголков природы.
Первое упоминание о парке в Защитной бухте близ Выборга относится к 1760 году, когда на этом участке возникла усадьба коменданта крепости Петра Ступишина.
Он был без ума от своей первой супруги Шарлотты – дочери выборгского купца, поэтому назвал имение в ее честь – Шарлоттенталь (нем. «долина Шарлотты»). Влюбленный комендант завозил в имение почву, сажал деревья, взрывал скалы и построил там первый деревянный дом со службами. Правда, милая Шарлотта вряд ли успела насладиться результатами масштабного строительства – в 1770-х годах она умерла.
Название Монрепо (франц. Mon Repos – “мое отдохновение”), придумал следующий владелец имения – герцог Вюртембергский, который в 1784 г стал выборгским наместником, получив во владение дворец на Соборной площади и загородную резиденцию Шарлоттенталь. Он прибыл с юной женой – принцессой Августой Каролиной Брауншвейг-Вольфенбюттельской. Правда, в этом семействе счастья не было. Принцесса вполне осознавала свою прелесть и с большим удовольствием кружила головы мужчинам, поэтому ее супруг быстро получил репутацию рогоносца. В итоге семья распалась.
После скандального возвращения в Германию, Фридрих женился во второй раз, но вот, что интересно – своему дворцу Зеешлосс в Людвигсбурге (близ Штутгарта) он вновь дал имя Монрепо.

Основу музея-заповедника “Парк Монрепо” составляет выразительный природный северный ландшафт, в котором высокие скалы являют собой мощные выходы гранита на поверхность. Их живописный и необычный рельеф был сформирован ледником и последующими землетрясениями. Скалы чередуются с зелеными лугами, небольшими рощами, островками и узкими проливами.
С 1788 г имение Монрепо оказалось в пользовании (а с 1801 года – во владении) Людвига Генриха фон Николаи. Этот уроженец Стратсбурга по инициативе Екатерины II был приглашен в Россию для воспитания наследника – Павла Петровича. Так начиналась его 30-летняя служба при российском дворе.
Л.Г. Николаи слыл одним из образованнейших людей своего времени, талантливым писателем, поэтом. Его произведения отличались большим вкусом, легкостью стиха и искренностью воодушевления. Оставив службу в должности президента Санкт-Петербургской Академии наук в начале 1803 года, барон Николаи удалился в свое любимое имение Монрепо, где занялся обустройством его в романтико-поэтическом стиле, фиксируя это в поэме «Парк Монрепо»:
«Природа множество явлений нам дает,
И столь же много чувств имеет сердце,
Что им созвучны: буре – страх,
Отдохновенье – тишине, отчаянье – пещере,
Ручью и лугу – радость на душе,
Серьезность мыслей – лесу, наслажденье – роще».

Самая большая и красивая во все времена года поляна с легкой руки Людвига Николаи уже 200 лет носит название Елисейские поля (к Парижу не имеет отношения), – это такая античная аллюзия, отсылающая нас к мифологии, и трактуется как Элизиум –
часть загробного мира, где царит вечная весна и где избранные герои проводят дни без печали и забот.
Ближний остров в правой части парка назван в честь установленной на нем Колонны двух императоров – Павла I и Александра I. Надпись на латыни переводится как: «Цезарь подарил нам этот покой». Таким образом Людвиг Николаи отблагодарил Павла Петровича за то, что оказался в России, и Александра Павловича – за решение о закреплении Монрепо за семьей в качестве родового имения.
Следующий за императорским, дальний островок носит странное название – Пампушинка. Оказывается, так супруги Николаи ласково звали своего единственного сына Пауля. Ребенком он очень любил этот остров и пытался создать тут что-то вроде своего парка, упражняясь в высаживании растений и укладке камней. Повзрослевший и получивший образование, Пауль часто отсутствовал в родительском доме, и мать приходила на остров, чтобы посидеть на скамейке и вспомнить сына.
По словам современников, барон Людвиг Николаи и его жена — Иоганна Федоровна (Поггенполь) были радушными хозяевами, жили долго и счастливо и умерли в один 1820-й год.

Пауль (Павел) Николаи с детства прикипел к усадьбе Монрепо всей душой.
В 1811 году он женился на принцессе Александрине-Симплиции де Брольи.
Свадьбу отпраздновали, конечно, в Монрепо.
Через пять лет Пауль Николаи получил назначение чрезвычайным посланником и полномочным министром в Копенгаген и пробыл в этой должности более тридцати лет.
Любой отпуск, любую возможность он использовал для визита в Монрепо, владельцем которого стал в 1820 году, после смерти отца.
Пауль продолжил претворять в жизнь ряд замыслов родителя, продолжая развивать романтическую тему парка. Его супруга вполне разделяла эти хлопоты.
Почти все памятники, сохранившиеся в Монрепо до наших дней, были созданы при Пауле фон Николаи: готические ворота, обелиск братьев Брольи (Броглио), турецкая палатка, китайские мостики и китайский павильон Мариентурм, скульптуры и павильон источника «Нарцисс», храм Нептуна, «Хижина отшельника», капелла Людвигсбург.

Последующие владельцы имения Николаи (за 150 лет в родовом гнезде сменилось 5 поколений), бережно сохраняли парк и постройки, не внося существенных изменений в сложившийся ансамбль Монрепо. Здесь семья хоронила своих усопших членов, здесь подрастало будущее поколение Николаи, чей герб и нынче украшает арку-ворота в парк.

Александрина с Паулем прожили 13 счастливых лет, у них родилось 7 детей, но хрупкая принцесса довольно рано умерла. Возможно, эта утрата заставила барона украшать парк Монрепо памятными знаками. Как и отец, отойдя от службы, Пауль Николаи удалился в свое имение, занимался его благоустройством, приводил в порядок семейный архив, принимал гостей, в том числе – царственных. Так, в 1855 году Монрепо посетил великий князь Николай Николаевич, а в 1863-м, по пути в Гельсингфорс, – император Александр II.
Восьмидесятилетний барон Пауль Николаи умер в Монрепо в 1866 году и был похоронен на фамильном кладбище на острове Людвигштайн.

На самой высокой Левкатийской скале парка в начале XIX века стоял храм Амура – место для возвышенных чувств. Овдовев в 1824 году, Пауль Николаи решил увековечить память о безвременно ушедшей супруге и двух ее погибших братьев гранитным обелиском. Молодые люди сложили головы за Россию в Отечественной войне 1812 года. Старший брат, князь Огюст-Сезар де Бройли (1783-1805) погиб под Аустерлицем, младший – князь Шарль-Франсуа де Бройли (1788-1813) – под Кульмом.
Об этом говорят надписи на плитах вокруг лаконичного обелиска, органично вписанного в ландшафт парка. На одной из плит выведено на латыни PIGNUS AMORIS (Залог любви). И этот памятник действительно стал залогом любви Пауля Николаи к Александрине и всем тем людям, которых он любил, потерял и память о которых хотел сохранить. Это единственный в России памятник, посвященный семье де Бройли (Броглио), ставший одним из символов Монрепо.
В разные годы над созданием усадьбы работали лучшие мастера: садовник из Померании Йохан Бистерфельд и художник из Венеции Джузеппе Антонио Мартинелли, английский архитектор Чарльз Тэйтем и итальянский живописец Пьетро Гонзаго, немецкий художник Якоб Меттенляйтер и французский архитектор Огюст де Монферран, датский скульптор Готтхельф Боруп и финский скульптор Йоханнес Таканен.
Последний, кстати, создал настоящее парковое чудо на фоне гранитных глыб -белоснежную статую Вяйнямейнена – главного героя карело-финского эпоса Калевала, вдохновенно исполняющего песню в честь витязей духа, отдавших жизнь во имя добра.


Белая беседка в виде неоготического храма на высокой скале напротив храма Нептуна – фамильная усыпальница рода Николаи, возведенная в 1820-х годах и названная Людвигсбург. В украшенной витражами капелле были размещены бюсты супругов Людвига и Иоганны Николаи, а на крыше устроена смотровая площадка, куда вела отдельная каменная лестница.
По легенде, изложенной первым бароном Николаи в поэме «Имение Монрепо», в башне на острове был заточен свергнутый с престола шведский король Эрик XIV. На одном из надгробий выбито четверостишие Людвига Николаи, которое в переводе с немецкого звучит так: «На краткий миг, о холм, ты мой, потом навек я буду твой».
После Людвига и Пауля наследником Монрепо стал барон Николай Павлович Николаи – русский дипломат, тайный советник. В браке с баронессой Софьей Георгиевной Мейендорф у них родился сын Павел Николаевич (Пауль Эрнст Георг) (1860—1919) — вице-президент Всемирного студенческого христианского союза. Увы, на нем мужская линия рода прервалась. Его сестра – графиня София Николаевна фон дер Пален стала последней из семьи Николаи, упокоившаяся в родовом некрополе.
Она скончалась в Хельсинки в августе 1943 года. Гроб с ее телом был доставлен на поезде в Выборг и захоронен в Монрепо, на острове Людвигштайн.
Долгие годы остров мертвых оставался недоступным для посещений, администрация парка не меняла этот распорядок, установленный еще владельцами. Но похоже, после глобальной реставрации всего усадебного комплекса он все-таки будет открыт.


В настоящее время в музее-заповеднике “Парк Монрепо” полным ходом ведутся реставрационные работы комплекса усадебных домов и парковых сооружений в рамках реализации программы «Сохранение и использование культурного наследия в России». За основу взят историко-культурный опорный план на период «расцвета» парка 1790 – 1860 гг.
В историческую часть парка Монрепо сегодня входят: усадебные здания, парковая территория, остров Людвигштайн и архипелаг полуостровов Палатки, Колонны и Пампушинки, хозяйственная зона.
Проектом реставрации Главного дома предусматривается сделать его полноценным функционирующим музейным пространством. Будут воссозданы основные помещения: Большой зал с возможностью проведения камерных концертов, Столовая – место для презентаций, Кабинет, где будет размещена интерьерная экспозиция, Царская комната, Белая гостиная, выставочные залы.
Вокруг комплекса зданий планируется восстановить три исторических спуска и прежнюю планировку сада, а также очистить существующие водоемы (пруд «Паульштайн», пруд «Боб» и пруд Круговой).
Пока в парке идет реставрация, сотрудники музея работают над созданием будущей экспозиции. Недавно в музей прибыли копии бюстов Людвига и Иоганны Николаи. Подлинники скульптур хранятся в Государственном Эрмитаже, где оказались вскоре после войны. К сожалению, получить оригиналы очень сложно, поэтому были заказаны копии, которые мы скоро увидим.


Еще один достойный объект, требующий преображения – источник «Нарцисс». Он расположен в северо-западной части усадебного комплекса и раньше назывался «Сильмя» (фин. «silmä» – глаз), что связано с поверьем об исцелении глазных болезней водой, текущей на восток. Неисправимый романтик Людвиг Николаи трансформировал местное название в имя нимфы Сильмии – персонажа, сочиненной им легенды, которая приводится в поэме «Имение Монрепо». В ней повествуется о чудесном исцелении ослепшего от неразделенной любви пастуха Ларса водой источника, в который превратилась нимфа.
Позже, по заказу Пауля Николаи, известный архитектор Огюст Монферран выполнил проект павильона «Источник Сильмии» в виде каменной стены, в ней была вмонтирована маска льва, из которой текла струя воды, сверху – ниша, навес, вокруг – чугунная решетка. Для ниши Николаи специально приобрел статую Нарцисса – с того момента родник изменил называние. В послевоенное время скульптура была утрачена. Увы, нынешний проект реставрации источника не предполагает ее восстановления, будет укреплена стена, вернется крыша-навес павильона, расчищен каптажный колодец и по-прежнему из пасти льва будет струиться хрустальная струя. А легенды о Нарциссе и нимфе Сильмии останутся лишь легендами.

Храм Нептуна – один из самых популярных объектов парка Монрепо.


Основная часть парка Монрепо – пейзажная романтическая. Она, как и все в природе не требует «усовершенствований». Здесь реставрация ограничится работами по санитарному сносу деревьев, уборке самосевной растительности, устранению мест подтоплений, восстановлению дорожек и напочвенного покрова.
Как выяснилось, планировочная структура дорожно – тропиночной сети и дренажных канав, фактически, не менялась с середины XIX века. В процессе неграмотной эксплуатации парка появилось множество стихийно возникших дорожек и тропинок. Проектом предлагается реставрация парковой композиции на период Николаи–старшего (1804 -1806 гг).
В регулярной части – восстановление планировки и наполнение ее садами и огородами перед Главным домом и Зимним садом. Здесь появятся: плодовый топиарный и исцеляющий сад, кухонный и оранжерейный огород, питомник для пересаживаемых из парка растений. Такое решение не имеет современных аналогов!
Экологическая реставрация территории парка подразумевает восстановление естественной биосистемы, на основе местных травянистых и моховых сообществ, образующих устойчивые биоценозы. Будут проложены деревянные дорожные покрытия, снимающие нагрузку на выступающие корни деревьев, разработаны варианты новых видовых точек и мест санкционированного отдыха, что позволит «развести» туристические потоки.


Проектом разработаны четыре туристических маршрута по территории парка Монрепо: обзорный, сокращенный, экологический и для маломобильных посетителей. Они будут проходить по отремонтированным песчано-галечным дорожкам, вдоль которых появятся скамейки, информационные щиты, указатели.
Обзорный – это классическая экскурсия, продолжительностью 3 – 4 часа, по основным видовым точкам и объектам.
Сокращенный туристический маршрут охватывает только регулярную часть парка, а также район мыса храма Нептуна (продолжительность 40-60 минут).
Экологический – самый обширный, рассчитанный на специалистов и увлеченных людей будет проходит по самым сложным местам, охватывая все объекты, включая переправу на остров Людвигштейн, долгое время остававшийся закрытым. Там можно будет посетить Некрополь, полюбоваться Капеллой Людвигсбург и Гротом Медузы (продолжительность 4-5 часов).
Маршрут для маломобильных посетителей будет проходить по пологим дорожкам вдоль основных достопримечательностей с остановками на отдых (продолжительность – 2,5 – 3 часа).
Кроме того, в южной части парка предусматривается создание туристической инфраструктуры с устройством более просторных парковок, зданий кафе, хозяйственного и административного назначения.


Весь комплекс реставрационных работ планируется завершить в 2022 году, однако, по мнению сотрудников, они продлятся дольше, поэтому некоторые объекты парка будут открываться поэтапно.
Сегодня можно посетить только северо-западную часть парка, вся восточная – находится в процессе реставрации.

Общая территория музея-заповедника «Парк Монрепо» составляет 161,4 га,
из них 35 – парковая зона и 126,4 га – лесопарковая.
Парковая территория ограждена, проход из исторической части в лесопарковую открыт с северной стороны в месте, называемом «Край света».
Вход посетителей на территорию парка платный и осуществляется с западной стороны, с улицы Парковая.
Парк Монрепо открыт ежедневно, без выходных и праздников:
в осенне-зимний период (с 1 октября по 30 апреля) с 9:00 до 18:00 ч.
С 18-00 до 21-00 ч. парк открыт только на выход.
Вход с животными запрещен!
Входная плата: взрослый билет – 100 рублей, пенсионеры – 50 рублей,
дети до 16 лет (независимо от гражданства) – бесплатно, от 16 до 18 лет – 50 рублей.