История моды в Галерее костюма Эрмитажа
В Реставрационно-хранительском центре Государственного Эрмитажа «Старая Деревня» отныне действует постоянная экспозиция костюма, представляющая более ста комплектов парадной одежды представителей разных слоев российского общества времен XVIII – начала XX веков.
Стоит отметить, что еще в 2003 году Эрмитаж первым в отечественной музейной практике стал организовывать внутри музейного депозитария приспособленные для показа открытые фондохранилища. Сегодня – это два новых доступных запасника: «Витрина и образ музея», где демонстрируются образцы декоративно-прикладного искусства конца XVIII — начала XX века, и Галерея костюма.
При создании открытого для публики хранения костюма Эрмитаж опирался на подобный опыт лондонского Музея Виктории и Альберта и нью-йоркского Метрополитен-музея.
Посетитель попадает в Галерею костюма только в составе группы и только в сопровождении экскурсовода через современную систему контроля, что вносит определенную интригу. Когда открывается тяжелая металлическая дверь, а за ней взору предстает переливается шелками и жемчугами великолепная выставка, то дыхание буквально перехватывает. Пространство организовано полукругом: в центре проход, а по обе стороны от него устроена музейная инсталляция – глубокие витрины, группы манекенов, на них изумительная одежда, а эффектная подсветка расставляет акценты.
В Галерее костюма экспонируется порядка 130 комплектов одежды, выстроенных в логически связную историю костюма начиная с церковных облачений, самые ранние из которых относятся к концу XVII столетия и заканчивая платьями дочерей Николая II. Все экспонаты тщательно отреставрированы и выглядят шикарно, хоть завтра надевай на бал! Есть тут и нарядные крестьянские костюмы и кокошники, датируемые концом XIX века. И это лишь 3% эрмитажного собрания костюма, которое насчитывает 24 тыс. единиц хранения. Только из одежды Петра I можно сделать отдельную выставку: в фондах имеется 280 предметов из гардероба царя. Очень трогательно выглядят нижние маечки царя и его ночной колпак для сна.
Известно, что в парадных костюмах Пётр I отдавал предпочтения тканям красных, коричневых и зелёных тонов. Красиво смотрится на кафтанах, камзолах и штанах изумительная по рисунку и тонкости исполнения вышивка из золотых и серебряных нитей. Точность кроя и благородство цвета костюма подчёркивает испанское и генуэзское кружево, а многочисленные пуговицы, искусно оплетённые металлической нитью, мерцают на фоне тканей, словно драгоценные украшения.
Основа коллекции – костюмы династии Романовых и Русского императорского двора. В галерее эту часть предваряют мундирные платье Екатерины Великой лейб-гвардии Конного полка. Подобные платья – изобретение царицы, соединившие французские и русские традиции, они предназначались для особых случаев. В таком наряде императрица принимала парады, встречалась с офицерами или отмечала значимые события. Поскольку Екатерина объявила себя шефом нескольких гвардейских и армейских полков, то ей приходилось принимать участие во всех их праздниках (день основания полка или годовщина памятного сражения). Для таких выходов императрице потребовались некая женская версия военной формы. Мундирные платья шились из плотного шёлка, а покрой лишь отдалённо напоминал мужской костюм, зато цвет в точности соответствовал уставу, а декор повторял отделку офицерского мундира. Как правило, такое платье состояло из двух частей – нижнего (с завязками на спинке) и верхнего (распашного). Данный фасон был удобен и позволял императрице скрывать полноту. Придумка Екатерины пришлась ко двору и вслед за ней мундирные платья стали носить практически все дамы императорского семейства. Менялась мода, менялся покрой туалетов, но сама идея дамского варианта военной формы оставалась актуальной всегда.
Мужчины императорского семейства по разным торжественным случаям предпочитали надевать военную форму, например, Николай II любил стиль кавалергардского полка, а Александра I предпочитал гусарский костюм, который ему чрезвычайно шел. Александр был на редкость статным мужчиной, «грудь колесом» и роскошный доломан с золотыми галунами, ментик опушенный соболиным мехом, эполеты, нарядные чакчиры, богатый кивер делали его настоящим «дэнди русской армии».
Есть на выставке и знаменитые рединготы (от англ. riding-coat) – верхняя одежда типа пальто прилегающего силуэта, с двумя небольшими воротничками (нижний из которых лежал на плечах) и сквозной застежкой. А еще – мундиры дворцовых слуг, платья кормилиц, живших в семьях последних русских императоров.
Стройные ряды манекенов разделяет группа дорожных сундуков и саквояжей, среди которых выделяются раритетные произведения фирмы Louis Vuitton 1902 года.
Экспозиция Галереи костюма будет меняться: некоторые платья пойдут на реставрацию, некоторые вернутся, некоторые уедут на другие выставки, так что ротация неизбежна и это прекрасная возможность для нас «двигаться вглубь» эрмитажной коллекции.
Центральное место в Галерее костюма, несомненно, занимает величественное платье из лилового бархата со шлейфом, принадлежавшее императрице Марии Федоровне. Лиловый – еще в Византии считался цветом императоров. Платье изготовили в 1880-е годы в мастерской «Izambard Chanceau» Санкт-Петербурга по канону «офранцуженного сарафана». Стилистически это платье можно отнести к национальному возрождению или «русскому стилю». Планка, пришитая спереди платья делает его похожим на сарафан, она была украшена бриллиантами и золотым шитьем, разумеется, все – ручная работа. К костюму прилагался и кокошник, тоже украшенный алмазами. Впервые на коронационном платье появились рукава.
Свод требований к царскому официальному платью также ввела Екатерина Великая. Она стремилась к упрощению гардероба, избавлению от чрезмерной помпезности, к коей была склонна Елизавета. Екатерины II импонировала простота кроя русского национального костюма, поэтому многие элементы были заимствованы оттуда. Однако упростить платья дворян было не так просто, тогда государыня издала соответствующий указ, в нем, например, говорилось, что ширина золотого и серебряного кружева на кафтанах не должна была превышать 9 см и т.п. В последствие платья Екатерины II в Европе получили название «офранцуженный сарафан», а в России они сформировали модную основу на много лет вперёд.
Кстати, еще Елизавета Петровна приказывала шить платья из русской парчи, чтобы поддержать отечественных промышленников. В частности, она велела своим придворным дамам явиться на коронацию в нарядах из русских тканей.
Отдельную витрину занимает подборка маскарадных костюмов, изготовленных специально к легендарному балу 1913 года, посвященного 300-летию дома Романовых. Темой маскарада была выбрана эпоха царствования Алексея Михайловича, поэтому облачения боярынь и князей XVII века выглядит очень театрально и роскошно. Чего стоит платье расшитое жемчугом для Ее Императорского Высочества Великой Княгини Ксении Александровны!
Помимо одежды русских царей, здесь присутствуют уникальные костюмы из гардеробов знаменитых княжеских семейств Юсуповых и Бобринских. Все детали великолепных туалетов, каждую декоративную розочку можно рассмотреть – композиция выставки позволяет это, несмотря на стеклянный барьер. В открытом хранении Галереи костюма ткани полностью защищены от ультрафиолетового излучения, а за стеклом поддерживается постоянная температура в 21 градус по Цельсию и влажность 46%.
Очень изысканно, почти воздушно выглядит коллекция вечерних платьев начала ХХ века, которые имели короткий пышный рукав, украшенный оборками, открытое декольте. В моде были ткани пастельных цветов — бежевый, палевый, жемчужно-серый. Для сохранения формы платья использовались многослойные нижние юбки и сложные конструкции, когда на шелковую ткань накладывали полупрозрачный шифон или кружево. Лиф обильно украшался рюшами, вышивкой, кружевом и плиссе.
Совершенно иной образ создают шелковые купеческие платья в клетку – дань английской моде или повседневная одежда дворянства. Отдельная тема – «одежда по случаю», например, пеньюары, свадебные и платья для беременности, а еще очаровательные аксессуары: веера, сумочки, туфельки.
Также в фондах присутствуют замечательные работы ведущих модных домов Европы и России: Ч.Ворта, Морин-Блосье, И. Шансо, Ж. Пакен, Н. Ламановой, О. Бульбенковой, А. Бризака, А. Ивановой и других.
Не удивляйтесь, если во время экскурсии по фондохранилищу Эрмитажа заметите, что некоторые костюмы вышли за пределы галереи и очень уместно разместились в каретном зале рядом с прекрасными царскими повозками и аксессуарами для парадных выездов Русского двора.
Особенно роскошно смотрится знакомое лиловое бархатное платье со шлейфом на фоне вычурно-позолоченной коронационной кареты Екатерины. На некоторых нарядах красуются интересные броши – миниатюрные портреты венценосных красавиц в обрамлении бриллиантов. Это так называемые «фрейлинские шифры» – знаки, указывающие на царскую персону, которой служила та или иная придворная дама.
Экспозиция исторического костюма в каретном зале представляет лучшие образцы одежды, изготовленной сравнительно недавно для фильма «Русский ковчег» А.Сокурова. Несколько лет назад десятки реплик роскошных камзолов, бальных платьев и головных уборов выставлялись в Государственном Эрмитаже, а после этого некоторые экземпляры были переданы ему на хранение. Все кинокостюмы шились в петербургских мастерских руками студентов, театральных художников и даже модных дизайнеров. Таким образом, эрмитажная коллекция костюма растет и ей нужен простор!
В настоящее время в Реставрационно-хранительском центре Государственного Эрмитажа «Старая Деревня» строится третья очередь комплекса, где в стеклянном кубе по проекту Рема Колхаса планируется разместить большой эрмитажный Музей моды.