Путешествуйте по Венециям в несезон
Неужели, кому-то интересно стоять в очередях, толкаться на узких улочках квартала Раильто и мосту Скальци, «плыть в потоке» на площади Сан-Марко, к тому же значительно переплачивать за элементарные туруслуги только ради того, чтобы увидеть Венецию летом?
Сегодня горожане и власти итальянской жемчужины серьезно озадачены проблемой растущего турпотока и вводят очередные сдерживающие меры. С 1 мая 2019 года туристы, прибывающие в Венецию с однодневными визитами, будут платить по 3 евро. Возможно, в пик сезона цена вырастет до 10 евро.
Мэр города Луиджи Бругнаро поясняет, что новые правила вводятся с целью отслеживания количества посетителей, управления потоками туристов и обеспечения большей жизнеспособности Венеции. Данная мера не коснется туристов, останавливающиеся в Венеции на ночь, поскольку они и так будут платить туристический налог в своем отеле.
Также сообщается, что контролирующие органы намерены проверять туристов на предмет уплаты взноса, и штрафовать уклоняющихся в размере от 100 до 450 евро.
Вообще проблема «овертуризма» или «сверхтуризма» сегодня довольно остро стоит для многих дестинаций и некоторых музеев – это увеличение (сверх физических возможностей объектов), потоков туристов, которые во чтобы то ни стало, стремятся посетить самые популярные города, места, музеи, ставшие брендами для всего человечества. В масштабах России – это, в первую очередь – Эрмитаж, ГМЗ «Петергоф», ГМЗ «Царское Село», Кремль и т.п.
Тама «сверхтуризма» стала главной для XVII Круглого стола “Музей и проблемы культурного туризма”, прошедшего в апреле 2019 года в Государственном Эрмитаже.
Два дня музейщики со всех концов России и зарубежья, видные эксперты науки, культуры и туризма делились своим опытом в создании инновационных форм работы с посетителями, обсуждали новые тренды, предлагали идеи и методы работы в условиях повышенного спроса со стороны туристов.
Несколько лет Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова серьезно занимается исследованием проблемы сверхтуризма, его влиянием на развитие дестинаций и методы управления этим явлением. Результаты этой работы еще не выведены, но есть некоторые промежуточные итоги, с которыми поделилась научный сотрудник университета, профессор Анна Александрова.
Кстати, впервые хэштег #overtourism появился в Твиттере в августе 2012 года, а уже в 2017-м об этом явлении с негативным оттенком специалисты впервые серьезно заговорили с трибун World Travel Market (Всемирной туристской выставки) в Лондоне. Тогда же было объявлено о преодолении планки в 1 326 млн международных турпоездок в мире, рост составил 7% в год, и тогда же было зафиксировано активное протестное движение жителей наиболее посещаемых городов в разных странах мира.
По мнению исследователей, явление сверхтуризма обусловлено действием целого ряда факторов – растут объемы турпотоков в мире, активно осваиваются все новые районы земного шара, в сознании людей укоренилось представление о туризме, как об одном из важных индикаторов уровня и качества жизни.
Росту туристический мобильности населения способствует повышение уровня жизни средних слоев в развитых странах, снижение цен на авиаперевозки, появление бюджетных авиакомпаний, онлайн систем бронирования, бюджетных средств размещения и т.д.
Самый главный тренд нашего времени – общемировая мода на путешествия. В этой связи туристские дестинации и отдельные туробъекты ведут поиск путей выхода из кризисной ситуации, связанной с повышенным туристическим спросом, однако они не всегда ведут к успеху. Предпринимаемые меры можно условно разделить на три группы: ограничительные, стимулирующие и комплексные.
Чаще всего используются меры, принуждающие туристов отказаться от посещения того или иного объекта. На примере все той же Венеции, можно упомянуть турникеты, установленные при входе в историческую часть города, отсекающие излишние турпотоки. Кроме того в 2018 году власти всерьез рассматривали возможность введения запрета сидения на мостовой и ступеньках церквей, дабы туристы поскорее освобождали центр города.
Примерно такие же меры применяются и в Барселоне. Так, с 2013 года парк Гуэль ввел плату за вход и ограничил доступ на свою территорию – не более 400 человек каждые полчаса. Известно, что гости Рима, стремящиеся попасть в Ватикан, отстаивают километровые очереди и очень часто впустую. Самые известные российские музеи в последние годы стали повышать цены и ограничивать продажу билетов, чему вовсе не рады туристы.
Однако введение платы, повышение цен или открытый доступ только для определенных категорий граждан порождают социальную несправедливость. Частично решать проблему сверхтуризма можно за счет расширения продуктовой линейки и предложения альтернативных вариантов осмотра достопримечательностей, в том числе и прежде всего, с использованием современных мультимедийных технологий, дополненной реальности и виртуализации.
Франция в 2018 году опять стала самой популярной страной у въездных туристов со всего мира, её посетили более 90 млн гостей. Но сейчас их интерес начал смещаться от Парижа в сторону других регионов страны – на винно-гастрономические, тематические туры и пляжный туризм.
Что касается Лондона, то власти британской столицы стимулируют туристов посещать достопримечательности в пригородах, дабы разгрузить центр. С этой целью разработана специальная программа Play London With Bean.
Комплексно пытается управлять потоками и Амстердам, устанавливая в общедоступных местах видеопанели с трансляцией в прямом эфире очередей на вход в наиболее популярные объекты, прежде всего, музей Ван Гога, а также проводя ребрендинг отдаленных туристских достопримечательностей, используя современные мобильные приложения для уведомления пользователей о перегруженности тех или иных достпримечательностей и предложения альтернативы.
Поистине «революционный проект» разгрузки исторического центра города предложили власти Иерусалима – строительство канатной дороги, которая будет проходить от Старого вокзала, через Масличную гору до Мусорных ворот. Сегодня каждую неделю к Стене Плача приходят 130 тысяч молящихся и туристов. Отсюда проблема – скопление большого количества людей на узких, извилистых улочках старого города.
Проект курирует лично министр туризма Ярив Левин, он отмечает, что «будущая канатная дорога изменит лицо Иерусалима, станет исключительной достопримечательностью и посетителям удобно добираться к Западной Стене».
По воздушному треку длиной около 1,4 километра, будут курсировать 40 десятиместных вагончиков со скоростью до 21 км в час, с пропускной способностью около 3000 посетителей в час. Открытие фуникулера запланировано на 2021 год.
Кроме того, туристические власти и бизнес Иерусалима сейчас пытаются изменить образ города, растиражированного, как «колыбель мировых религий», обращая внимание туристов на многочисленные фестивали, гастрономические праздники, спортивные события. Запущена большая программа «Иерусалим нового поколения» для молодых и активных индивидуальных туристов – своеобразный онлайн сервис бонусов на современные развлечения типа экскурсий на сегвеях и т.п.
В целом, западные исследователи явления сверхтуризма отмечают, что сегодня не существует единого решения этой проблемы, нет уникального механизма, который позволил бы избежать негативных последствий от чрезмерной туристической нагрузки, а также, что всевозможные технологические и smart-приложения не всегда способны перераспределить большие потоки.
Не удивительно, что в последнее время самые популярные города Европы разочаровывают туристов, поэтому эксперты рекомендуют (в контексте сверхтуризма), выбирать для их посещения период межсезонья или избегать заезженных троп, заглядывая в небольшие милые городки старушки Европы. Например, чудесной альтернативой Парижу могут стать Руан, Онфлер, Лион, Нант и Биарриц. Вместо Берлина интересно съездить в Гейдельберг, Трир или Бремен, любителям Испании понравится в Гранаде, Кадисе и Толедо. Кроме того, нестандартные маршруты позволят существенно сэкономить на жилье, еде и культурной программе, так как цены на все в вышеперечисленных городах будут гораздо ниже, чем в раскрученных туристических центрах.
По материалам XVII Круглого стола “Музей и проблемы культурного туризма” и СМИ.