Экскурсия по Александринке: блеск лож и тайны закулисья

Александринский театр – старейший драматический театр страны, в просторечии «Александринка» или «Пушкинский», сегодня – Национальный драматический театр России, включенный в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.
В фойе первого этажа нас встречает бронзовый бюст императрицы Елизаветы Петровны, по указу которой в 1756 году был основан первый постоянный публичный театр в Санкт-Петербурге – «Русский театр для представлений трагедий и комедий». Труппу возглавил легендарный актер Федор Волков, его бюст установлен с противоположной стороны фойе.
Сегодня в легендарном театре проводятся групповые экскурсии, включающие посещение
Каретной галереи, зрительских фойе, Царской и личной ложи императора Николая I, галерки, акустической трубы и, конечно, роскошного зрительного зала.

Мы застали театр в «пижамах» и подготовке к вечернему спектаклю – на сцене монтировались декорации, а все кресла, бархатные поручни лож и ковры были покрыты белыми полотнищами. Дело в том, что бархат легко впитывает пыль, а чистить его сложно, поэтому проще укрывать. За пару часов до спектакля капельдинеры снимают «пижамы» и зал предстает перед публикой во всем своем блеске.


В начале XIX века болотистую местность Санкт-Петербурга, примыкавшую к Аничкову саду было решено благоустроить, и начали со строительства деревянного театра для итальянской труппы Казасси. Через некоторое время эта труппа распалась, а здание было выкуплено в казну и стало называться Малым театром.
В 1832 году на его месте гениальный К. Росси совместно с инженером И. Роллер создали самое современное и оснащенное для своего времени театральное здание со всевозможными световыми и звуковыми эффектами, сценическими хитростями – люками появления/исчезновения актеров, шарнирами для их передвижения по воздуху и т.п. Создавая фундамент, в землю вбили 3000 дубовых свай. Сложная система дренажа из специальных колодцев и труб ограждала здание от затопления. Были и другие новаторские решения.
В тот же год театру присвоено имя супруги императора Николая Первого Александры Федоровны – «Александринский», и он стал предметом особого внимания императорской семьи, а также дирекции императорских театров, особенно при Николае I.
Даже сегодня обращенное главным фасадом к Невскому проспекту, здание в стиле ампир является одним из выдающихся архитектурных шедевров Петербурга. Его венчает квадрига Аполлона – покровителя искусств, а в нишах красуются статуи муз: Мельпомены и Терпсихоры.
Вообще, русский театр на протяжении XIX века демонстрировал бурное развитие, отходя от европейской манеры и нарабатывая свою, оригинальную школу. В этом смысле Александринка была флагманом театральной жизни столицы, задавая тон в становлении национальной сценической культуры.
По словам знаменитого критика В. Г. Белинского, сцена в Петербурге – это в большей степени искусство, в Москве же она – талант.


Период после победы в Отечественной войне 1812 года, был ознаменован в Александринке расцветом водевиля и комедий. На сцене блистали: Н. Дюр, В. Асенкова, А. Каратыгин, И. Сосницкий.
В театре были впервые поставлены «Горе от ума» Грибоедова (1831), «Ревизор» Гоголя (1836), «Гроза» Островского (1859).
Во второй половине XIX века сложилась труппа, связанная с именами В. Давыдова, К. Варламова, М. Савиной, П. Свободина, В. Стрельской, В. Далматова, М. Дальского, П. Стрепетовой, затем В. Комиссаржевской.
Еще один яркий этап жизни Александринки связан с именем В.Э. Мейерхольда, который в 1908–1917 гг. был главным режиссером театра и утверждал высокую культуру представления, праздничную театральность, добиваясь единства всех элементов сценического действия. Решающую роль в этом деле сыграло содружество режиссера с художником А. Головиным, оформившим спектакли – «Дон Жуан» Мольера (1910), «Гроза» Островского (1916) и «Маскарад» Лермонтова (1917).
Помимо Мейерхольда, в Александринском театре, прозванном «режиссерской Меккой», в разное время работали: И. Терентьев, С. Радлов, Н. Акимов, Н. Петров, Л. Вивьен, Г. Козинцев, Г. Товстоногов и другие мастера сцены. В настоящее время художественным руководителем театра является Валерий Фокин, а главным режиссером – Николай Рощин.
В наше время афишу театра украсили многие замечательные артисты: А. Борисов, В. Меркурьев, Н. Симонов, Ю. Толубеев, Л. Чурсина, Б. Фрейндлих, Н. Мамаева, И. Дмитриев, Н. Ургант, Л. Штыкан и т.д.


Долгожданным событием для Национального драматического театра России стало открытие 15 мая 2013 года Новой сцены спектаклем-лабораторией «Преступление» по мотивам романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание».
Здание Новой сцены Александринского театра выросло между площадью Островского и набережной Фонтанки (архитектор Юрий Земцов). По словам Валерия Фокина, это даже не театр, а центр искусств, куда ходят за экспериментами.
С самого начала Императорский Александринский театр создавался для зрителей разных сословий. Чтобы попасть на спектакль, достаточно было прилично одеться, быть трезвым и иметь деньги на билет. По описанию 1841 года, театр вмещал до 1 700 человек, в нем насчитывалось: 107 лож, 231 кресло, в партере (9 рядов) и 183 места за ними.
В XIX веке поход в театр начинался с Каретной галереи и сеней в первом этаже. Когда-то сквозь нее заезжали кареты, из которых чинно выходила нарядная публика, отчего на подъездах к театру образовывались серьезные “пробки”.
По этой причине пришлось закрыть галерею, и она стала использоваться как входной тамбур. Кстати, именно здесь происходит действие пьесы Гоголя «Театральный разъезд», писатель также подробно описал убранство сеней и портреты «любителей театра» в своих «Петербургских заметках 1836 года».
После недавней реконструкции Каретная галерея и сени выглядят так же, как 150 лет назад, разве что закрыты боковые ниши и вместо свечей зажглись электрические лампы.
Сегодня по традиции, на стенах размещают две огромные фотографии: на одной изображена труппа Александринского театра начала XX века, на другой – современный актерский состав.


Из сеней центральная лестница ведет по разным ходам на нужный ярус. На первый взгляд, все просто, но в Александринке легко заблудиться во всех этих переходах, закоулках-хранилищах, тайных коридорах, по которым титулованные особы могли попадать в свои ложи, не пересекаясь с простыми смертными. Например, за огромным зеркалом в арочном проеме скрывается потайной ход в личную ложу Николая I…
Архитектурное решение пятиярусного зрительного зала очень точно разделяло публику на сословия. В партере рассаживались исключительно мужчины: офицеры, чиновники, помещики. Дамам приличествовало занимать места в ложах, иначе, сидящие на ярусах господа заглядывали бы им в декольте.
Парадный бельэтаж, конечно, был предназначен для аристократов, ложи первого яруса – для чиновников высокого ранга, второй и третий ярус – для служащих помельче, купцов и, наконец, галерка – для студентов и простолюдинов.
Семьи всегда размещались в ложах. Вам обязательно покажут ложу и место А.С. Пушкина – во 2-м ярусе справа, если стоять лицом к сцене, примерно под третьим канделябром, ложу № 14 во 2 ярусе, которая была предоставлена в пожизненное пользование архитектору К.И. Росси, кресло 304 в 9-м ряду партера традиционно занимаемое Ф.М. Достоевским.

Поднимаемся в царскую ложу Александринского театра. Отсюда самый лучший вид на сцену, внутри – простор и комфорт. Императорская семья посещала театр только в сопровождении свиты, поэтому ложу еще называли «свитской». Августейшие особы сидели в первом ряду, а придворные стояли рядом в проходе. Они периодически сменяли друг друга, подносили вино, фрукты.
Красный шелк стен, бронзовые канделябры, бархатная отделка кресел и портьер в сочетании с золотой отделкой смотрится роскошно и торжественно.
Из царской ложи двери ведут в парадное фойе, а также апартаменты для царской семьи.
В просторном зале сохранились два беломраморных камина, воссозданы зеркала, потолочные росписи, декор дверей.
Во время антракта в Царском фойе проходили мини-концерты, приемы. Гости могли выйти на лоджии подышать воздухом и отдохнуть от духоты зрительного зала.
Сегодня здесь наслаждается постановками современная элита – сильные мира сего, и только во время экскурсии любой желающий может вольготно посидеть в Царской ложе и прогуляться по Царскому фойе, совершенно бесплатно, не учитывая стоимость экскурсии.
Для контраста заглядываем на галерку. Отсюда сцена смотрится совсем маленькой, зато рукой подать до великолепной люстры, доставленной из Эрмитажа в 1930-х годах, взамен изношенной деревянной, созданной еще Росси. Над ней – живописный плафон с изображением Олимпа и Парнаса. В эпоху масляных ламп, освещающих зал, он был весьма закопченным.


Пятиярусный зрительный зал отличается замечательной акустикой. С любого места слышен даже шепот, произнесенный актерами со сцены.
Впервые при строительстве Александринского театра использовано смелое инженерное решение – чугунное перекрытие сводов. Мы имели возможность хорошо их рассмотреть в боковых пролетах под самой крышей.
Ложи зрительного зала, слегка наклоненные к сцене работали как резонаторы и тоже подпирались чугунными консолями, закрепленными в стенах, что улучшало обзор и акустику. Между прочим, новаторское ажурно-чугунное перекрытие сводов Александринки прослужило без ремонта 170 лет!

В конструкции театра Росси спроектировал акустическую трубу – архитектурную систему коридоров по периметру здания, которая идеально улавливает и отражает звук. Когда находишься внутри нее – это не заметно.
Где-то здесь внутри акустической трубы находился один из двух театральных карцеров (второй был в подвале). Актеров сажали туда за пьянство, вызывающее поведение по отношению к директору театра и даже за случайно брошенный взгляд в сторону тайной императорской ложи, когда там находился помазанник Божий.
А еще в театре было устроено паровое отопление. В подвале стояли печи, и по трубам вместе с теплым воздухом по всему театру распространялся запах французских духов – их закупали целыми канистрами. Говорят, что старый театральный занавес до сих пор хранит еле уловимый аромат.

После реконструкции 2006 года, в открывшемся после сноса лишних перегородок пространстве третьего яруса Александринского театра открылся Музея русской драмы. Автор концепции – известный театровед, доктор искусствоведения, профессор А. Чепуров, дизайн-проект создал М. Дынай.
Экспозиция создана на базе коллекции предметов материальной культуры различных эпох, собранной за два века существования Александринского театра. В восьми залах представлены уникальные сценические костюмы, декорации, мебель, реквизит из легендарных спектаклей XIX-ХХ вв., созданных по эскизам выдающихся театральных художников: А.Я. Головина, И.Я. Билибина, Н.И. Альтмана, Н.П. Акимова, В.В. Дмитриева, Г.П. Руди, М.Ф. Китаева и др. Есть здесь именные костюмы, в которых выступали на сцене корифеи театра.
Еще недавно все это хранилось в фондах костюмерного и мебельно-реквизиторского цехов, а ныне украсило музейную экспозицию театра. Идем туда!
Экспонаты сгруппированы по тематическому принципу. Так, в «Боярском зале» представлены эскизы декораций и расшитые жемчугом одеяния героев из спектаклей «Борис Годунов» А. Пушкина, «Великий государь» В. Соловьева и «Царь Федор Иоаннович» А. Толстого.
В их создании художники использовали старинные ткани, в сочетании с имитационными технологиями, которые должны были подчеркнуть блеск и богатство костюмов. Они получились настолько добротными, что их с успехом использовали на протяжении многих лет.


Целая коллекция костюмов была создана для постановок, посвященных петровскому времени. Они неоднократно обновлялись и дополнялись, некоторые используются до сих пор. Здесь же представлена знаменитая коллекция из «Гамлета» Козинцева, обновленная в 90-е для новой редакции спектакля. Сейчас, показывая наряд Гертруды, в котором играла Нина Ургант, экскурсоводам приходится пояснять молодому поколению, что это бабушка Ивана Урганта.
Переносимся в XVIII век. Когда он проникает на сцену, Александринка создает восхитительный антураж и образы недавнего исторического прошлого России.
Преобразования Великого Петра, блистательный двор Екатерины, суворовские походы, пугачевский бунт вызывают к жизни новых театральных героев.
В «Императорском зале» воспроизведена обстановка Царских апартаментов в Александринском театре в эпоху Николая Первого.
Колористическая гамма отделки – голубой шелк и позолоченные орнаменты напоминают о первоначальном декоре театра, придуманном Росси. Придворные платья, императорские, сенаторские, губернаторские, камергерские и гвардейские мундиры.

На стенах можно увидеть портрет Александры Федоровны и фотографии из разных спектаклей. В витрине представлены костюмы, пополнявшие коллекцию театра на протяжении всего ХХ века.
Любопытно, что посуда, использовавшаяся в театре для показа сцен из царской жизни, далеко не всегда была бутафорской, имелись среди реквизита и настоящие тарелки из Зимнего дворца и даже подлинная испанская шпага.


Особое место в музее занимает «Головинский зал», объединивший великолепные образцы
костюмов, созданных по эскизам выдающегося художника «Серебряного века» А.Я. Головина для спектакля В.Э. Мейерхольда «Маскарад».
Готовился он с невиданным размахом и масштабностью. Одних занавесов было изготовлено 5 штук для каждой сцены! Головин сделал порядка 4 тысяч эскизов костюмов, которые представляли главных персонажей драмы и создавали пеструю маскарадную толпу, окружающую и затягивающую героев в свой круговорот. Здесь выделяются персонажи комедии дель арте: Пульчинелла, два Арлекина, Пьеро и Коломбина, без которых не обходились маскарады.
Магию этой постановки можно объяснить прекрасным знанием художника особенностей театрального искусства, масштаба деталей, которые должны быть видны из зала на расстоянии и необходимых контрастов, а еще – умением вплетать сложные гаммы оттенков цвета в общую палитру спектакля.
Несмотря на то что премьера «Маскарада» состоялась в 1917 году, так сказать, под занавес императорской эпохи в России, он трижды возобновлялся и прожил на сцене Александринки три десятилетия.
Творческий тандем Головин-Мейерхольд на сценах Императорских театров (Александринского и Мариинского), создали 16 спектаклей. Двум их гениальным творениям – комедии Мольера «Дон Жуан» и драме Лермонтова «Маскарад» посвящена экспозиция в Музее русской драмы.

В «Гоголевском зале» музея представлен сценический мир писателя, плодотворно сотрудничавшего с Александринским театром, где были поставлены все его драматические сочинения, а также еще при жизни инсценированы некоторые прозаические произведения.
Известно, что Николай Васильевич Гоголь лично принимал участие в подготовке премьер своих пьес. Так, в 1836 году он присутствовал на репетициях комедии «Ревизор», ставшей самой репертуарной пьесой не только александринской сцены, но и русского театра в целом.

В этом зале также представлены оригинальные костюмы, бутафория и реквизит из спектакля «Похождения Чичикова», поставленного в 1974 году, и собравшем целое созвездие блистательных мастеров театра.

«Тургеневский зал» демонстрирует не только костюмы и бутафорию из бессмертных постановок, но и уникальную серию эскизов В. Дмитриева к легендарному тургеневскому спектаклю по роману «Дворянское гнездо».

Иван Сергеевич Тургенев в молодости был страстным театралом и не пропускал ни одной новой постановки, в итоге он посетил все знаменитые спектакли Александринки, и тоже работал с труппой над спектаклями по своим пьесам.

Музей русской драмы отразил и советский период с его постановками на революционную тему. Наряду с классикой на старейшей сцене России появились пьесы советских авторов. В «Советском зале» представлены театральные артефакты из постановок: «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского и «Бег» М. Булгакова.
В витрине посетители экспозиции могут увидеть подлинные предметы, характеризующие переломный период нашей истории: оружие, кожанку Комиссара, шинель Хлудова, знаменитое золоченое кресло, в котором сидел покидающий родину герой…

Во все времена театр, отображая жизнь, стремился воссоздать и соответствующую эпоху с ее укладом, бытовыми деталями и подробностями, с характерными для нее костюмами и аксессуарами.
В музее мир русской драмы предстает в материальных свидетельствах тех великих духовных откровений, которыми потрясали зрителей прославленные александринцы, здесь бережно сохраняются уникальные и незабываемые образы, созданные кропотливым трудом художников, гримеров, костюмеров и постижеров почти трех столетий.

Остается добавить, что экскурсии в Александринский театр и его Музей русской драмы проводятся как для организованных групп, так и для индивидуальных посетителей в составе сборных групп. Подробную информацию можно найти на сайте театра в разделе “Экскурсии”.
Стоимость билетов:
Граждане Российской Федерации – 500 рублей (один билет в группе).
Льготные категории– 200 рублей (один билет в группе).
Группы до 15 человек для граждан РФ – 7 500 рублей (единый билет на группу). Льготникам – 3000 рублей (единый билет на группу).