Возрождение Крымско — Кавказской линии и круизного судоходства в российских портах Чёрного моря

Презентация-доклад для Министерства транспорта РФ по заказу компании «Экспо-тур» 2014г.

Черноморский регион имеет большой потенциал для развития отечественной круизной индустрии, который в настоящее время практически не используется.

Крымско-Кавказская круизная линия, соединившая российские Кавказ и Крым была учреждена в 1859 г. Русским обществом пароходов и торговли. Работа линии прерывалась лишь трижды, в периоды войн и социальных потрясений. В 1914 году на линии работало 10 судов на 1270 мест. В 1970-80 гг., в советские времена, на 7 судах за год обслуживалось до 135 тыс. пассажиров, в том числе до 17 тыс. иностранцев.

 

В 2013 году т.х. «Adriana» выполнил 14 круизов по маршруту Одесско — Крымско — Кавказской линии, показав ее востребованность и большой потенциал. Кроме того, возродился незаслуженно забытый продукт, который всегда считался прекрасной альтернативой пляжному отдыху или его дополнением.

В 2013 году программа «Шесть курортных столиц Черного моря» реализовалась по маршруту: Сочи – Новороссийск – Ялта (2 дня) – Одесса – Севастополь – Сочи на теплоходе «Адриана» (судовладелец Adriana Shipping Corp).  Было перевезено около 4 000 пассажиров, проект вызвал большой интерес на рынке, при постоянно растущем спросе. Надеемся, тенденция продолжится и в 2014 году.

Уникальность продукта — возможность для туриста посетить сразу шесть курортных городов за одну неделю в рамках одного путешествия.

Концепция линии:

— круиз по внутреннему паспорту и без виз;

— ценовая доступность для внутренних туристов;

— закольцованность маршрута (в каком порту турист поднялся на борт, в том же через неделю он может выйти).

Итоги сезона 2013 года:

16 судозаходов в каждый из шести городов маршрута Крымско — Кавказской линии

перевезено около 4 000 пассажиров

основные клиентские рынки: Краснодарский край и Украина

проект вызвал большой интерес на рынке, показал его потенциал

возродился незаслуженно забытый в регионе вид туризма

Главные трудности сезона:

— сжатые сроки подготовки системы дистрибуции и рекламной кампании;

— большой интерес к продукту при отложенном спросе;

— недоверие со стороны агентств и потребителей.

Дело в том, что ранее также предпринимались попытки возрождения черноморских круизов, но они были неудачными или даже скандальными, поэтому первый сезон B&BS cruise company пришлось доказывать свою состоятельность и, прежде всего, работать на имидж надежного партнера и предприятия в целом.

В 2014 году компания «Экспо-тур» планирует осуществить 35 круизов по Чёрному морю с базовым портом в г. Сочи. Стоит отметить, что если в 2013 году основными клиентами компании были жители и отдыхающие Краснодарского края и Украины, то в новом году ожидается появление пассажиропотока из центральной и западноевропейской части России, а также стран ближнего зарубежья.

Ввиду последних событий в черноморском бассейне и нестабильной политической ситуации на Украине, компания «Экспо-тур» и судовладелец «Adriana Shipping Corp.» разработали альтернативный маршрут движения судна с попыткой максимального сохранения общей концепции круиза.

В результате Одесса была заменена на Стамбул, введена новая программа — «Сердце Босфора».

Стоянка в Стамбуле запланирована еженедельно, в среду и четверг.

Преимущества линии в 2014 году:

— Закольцованность линии, с возможностью посадки-выхода в каждом городе маршрута;

— Оптимальное время стоянки судна в каждом порту для клиентов линии;

— Возможность двухдневной стоянки в портах городов наибольшего туристического интереса (Сочи, Ялта, Стамбул), что позволяет организовать большее число экскурсионных программ.

— Круиз по внутреннему паспорту (без загранпаспортов и виз).

Благодаря содействию со стороны представителей туристической индустрии Турции был принят специальный режим для посещения страны гражданами России на борту т.х. «Адриана», что позволит россиянам принимать участие в подобном круизе без загранпаспортов.

Недостатки линии в 2014 году:

— Высокая стоимость авиаперевозки из Центральной и Западноевропейской частей России в города посадки на круиз, что увеличивает стоимость продукта и отпугивает определенную  часть среднебюджетных туристов.

— Отсутствие межправительственного соглашения России и Турции, позволившего бы российским гражданам, прибывающим на борту т.х. «Адриана» в порт Стамбула, выходить в город без загранпаспортов по временным пропускам в составе туристических групп.

— В случае пессимистического развития сценария, предполагающего обязательное  наличие загранпаспортов у туристов, посещающих Стамбул, возможно резкое падение спроса на продукт со стороны российских граждан. Согласно статистике, только 14% из них имеют загранпаспорта.

Факторы, препятствующие развитию круизного судоходства в российских портах Чёрного моря:

  • Отсутствие поддержки государственных структур;
  • Высокие портовые сборы;
  • Непонятная ситуация с применением «Положения о пребывании на территории Российской Федерации иностранных граждан — пассажиров круизных судов» в недавно ставших русскими портах — Ялта и Севастополь. Речь идет о безвизовом пребывании круизных пассажиров на территории РФ в течение 72 часов.
  • Сложная система выдачи виз российским гражданам, проживающим в регионах страны (так, жителям Краснодарского края необходимо отправлять документы в Москву для получения Шенгенской визы), что приводит к отсутствию их заинтересованности даже в оформлении загранпаспортов.
  • В соответствии с действующим законодательством, отсутствие возможности судна под иностранным флагом оперирования между российскими портами без посещения минимум одного заграничного порта. В тоже время перевод судов под Российский флаг является экономически невыгодным и значительно затрудняет оперирование судном ввиду отсутствия проработанной законодательной базы для подобного рода деятельности, как круизная индустрия.

Мы уверены, что решение вышеперечисленных проблем и успешная реализация проекта по возобновлению Крымско — Кавказской линии станет первым, но не последним шагом по возрождению российского круизного судоходства и позволит наметить тенденции по последующему созданию собственного, современного, российского круизного флота.