Сокровища Самарканда
Для того, чтобы получить представление об Узбекистане совершенно необходимо посетить три города – Самарканд, Бухару и Хиву. Все они – ровесники древнего Рима и сохранили аутентичные памятники разных цивилизаций, которые сменяя друг друга, процветали на этих территориях (Бактрия, Согдиана, Хорезм, Кушанское царство). Это середина Великого шелкового пути, где сошлись Запад и Восток, их культуры и религии, где жили и творили великие ученые и мыслители.
Еще в советские времена в Узбекистане велась большая научно-реставрационная работа, с обретением государственной независимости она усилилась. Таким образом, за последнюю четверть века в стране отреставрировано более 1000 памятников архитектуры и археологии, создана современная туристская инфраструктура, что способствует ежегодному увеличению турпотока.
Начнем с Самарканда, по земле которого ходили все величайшие полководцы древности: Александр Македонский, Чингисхан, Тамерлан. Городу более 2700 лет, однако, его наивысший расцвет пришелся как раз на период правления тимуридов.
В полной мере столичный лоск ощущается на величественной площади Регистан. Подышать здесь воздухом минувших эпох, рассматривая архитектурные шедевры, просто необходимо! Вот медресе Улугбека с порталом, украшенным звездным орнаментом, напротив него зодчий Абдул Джаббар создал почти зеркальное отражение – медресе Шер-Дор. Его узнаваемый декор мозаик на фасаде изображает львов с растрепанной гривой, когтящих белых ланей, а над ними – солнце с желтыми лучами и человеческими лицами. Замыкает ансамбль медресе Тилля-Кари, с его уникальной золотой росписью по рельефу из папье-маше. Завораживают не только экстерьеры медресе, внутри помещений и двориков также немало чудесного декора и экспонатов.
Самым грандиозным сооружением времен Амира Тимура считается соборная мечеть Биби-Ханым. Ее строили лучшие мастера Самарканда и покоренных стран, кроме того, на стройке работало 90 индийских слонов. Колоссальное сооружение было приурочено триумфальному возвращению Тимура из индийского похода и посвящалась любимой жене владыки Сарап-Мульк-Ханым.
К сожалению, время, войны и разрушительные землетрясения не обошли этот памятник, он долго стоял в руинах, но в наше время был все же частично восстановлен. До наших дней дошли пять строений величественной мечети. Огромный входной портал, украшенный бирюзовыми изразцами, и колоссальный купол мечети и сегодня производят неизгладимое впечатление.
Но объект must-see в Самарканде – это усыпальница Тамерлана – мавзолей Гури-Эмир, который великий правитель построил для погребения любимого внука Мухаммад Султана, однако в 1405 г. сам упокоился здесь. Рядом с царственно-темным надгробием высятся могильные плиты и других тимуридов, включая знаменитого Улугбека. Кстати, именно он привез на могилу деда потрясающий монолит синего нефрита из похода в Монголию. Сегодня на глянцевой поверхности камня красуется вязь восхваляющих слов и эпитафия. Мавзолей Амира Тимура мало того, что священное место, здесь ощущается та самая тревога относительно неприкосновенности могилы великого Тамерлана, и все легенды приобретают какую-то реальную окраску.
Совсем другая атмосфера царит в некрополе Шахи – Зинда, который представляет собой живописную улицу города мертвых из мавзолеев и усыпальниц над могилами родственников Тимура и его приближенных. Ни одно из прекрасных строений не повторяется, хотя в декоре используются традиционные орнаменты и материалы: голубая плитка, мозаика из майолики, ажурная резьба по ганчу со вставками из цветного стекла.
Ансамбль Шахи-Зинда считается музеем глазурованного декора XIV -XV веков, это единственный памятник Самарканда, в котором отразилась 25-вековая история древнего города.
Уникальный объект мирового значения, интеллектуальная визитная карточка города – обсерватория Улугбека, обнаруженная всего сто лет назад на окраине Самарканда. Мы знаем Улугбека как выдающегося ученого, создателя знаменитой астрономической школы и звездного каталога, который производил свои наблюдения в специально выстроенной для этой цели обсерватории. Она была оборудована десятью видами астрономических приборов, включая колоссальный двойной квадрант, длиной 40,2 м. Прибор давал возможность определения основных астрономических констант и наблюдения за Солнцем, Луной, планетами и отдельными звездами. После трагической гибели Улугбека обсерватория пришла в запустение, разрушилась и впала в забвение. Лишь в 1908 г. археологи раскопали ее фундаменты и подземную часть дуги того самого квадранта длиной около 11 метров. Даже сегодня, спустя шесть веков это сооружение поражает воображение ученых.
К северу от городища Афросиаб, на берегу знаменитой реки Сиаб находится мавзолей «Ходжа Данияр» – центр паломничества Самарканда, и одна из самых противоречивых его святынь. Данияр, он же Даниил, он же Даниэль – святой одинаково почитаем в исламе, христианстве и иудаизме. По одной легенде, часть его мощей привез в Самарканд из Сузы Амир Тимур, по другой – в 5-6 веках прах привезли переселенцы из Ирана, иудеи или христиане, а по третьей – в могиле находятся останки Ходжи Дониела – одного из сподвижников пророка Мухаммеда, пришедшего в Самарканд проповедовать ислам. Проверить сие невозможно, ни одна из версий не имеет документального подтверждения.
В начале 20-го века над могилой святого был построен аккуратненький мавзолей. Через открытую дверь паломники могут заглянуть внутрь, совершить религиозный обряд, прикоснуться к святыне. Размеры гроба святого, вытянутого аж на 18 метров приводят в замешательство… Одни говорят, что он растет сам по себе, другие, – что это хитрость плотников – гроб специально сделали таким длинным, дабы запутать злоумышленников. Выглядит это, конечно, очень странно.
Напротив мавзолея растет чудесное фисташковое дерево, которому по преданию более пяти веков. Старожилы уверяют, что оно периодически расцветает. В последний раз это случилось во время визита Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в 1996 году.
Сплошные чудеса! И еще одно произошло некогда у подножия холма, на котором возвышается мавзолей «Ходжа Данияр» – забил святой источник. Разумеется, здешняя вода обладает целительной силой, что подтверждает многовековая традиция омовений и забора воды во всевозможные емкости. Кого здесь только не увидишь! Что и говорить, универсальная святыня, всеконфессиальная, всепримиряющая.
«Афросиаб» – подлинный автограф Великого шелкового пути.