Участие Туркменистана в современном проекте Шелковый путь
Великий Шелковый путь – это древнейшая интеграционная модель развития человеческого сообщества, поэтому десятки государств, в том числе и Туркменистан, включились в строительство Трансазиатской дороги, которая свяжет страны бассейнов Атлантического и Тихого океанов.
В Национальной программе социально-экономического развития страны на 2011-2030 годы Туркменистан определен как трансконтинентальный экономический мост взаимодействия европейской, азиатско-тихоокеанской и южно-азиатской экономических систем. На международной арене Туркменистан активно продвигает глобальную транспортную стратегию, которая призвана объединить географические и инфраструктурные возможности, технический и технологический потенциал государств и регионов.
В сентябре 2014 года по инициативе Туркменистана в Ашхабаде прошла Международная конференция, где представители 33 стран и ведущих международных структур, в том числе ЕЭК ООН, ЭСКАТО, ОБСЕ, ЭКО, IRU, ТРАСЕКА обсуждали вопросы расширения транзитно-транспортных коридоров в целях обеспечения международного сотрудничества и устойчивого развития. По итогам конференции была принята Ашхабадская декларация, ключевые элементы которой отражены в Резолюции «Роль транспортно-транзитных коридоров в обеспечении международного сотрудничества для устойчивого развития», принятой на 69-й сессии Генеральной ассамблеи ООН.
Для создания транспортно-транзитного коридора Туркменистан активно строит новые автодороги, воздушные гавани, прокладывает стальные магистрали, создает логистические центры. Главным критерием всех путей сообщения является мировой стандарт. Важнейшей транспортной артерией международного коридора Север – Юг стала трансконтинентальная железнодорожная магистраль Казахстан-Туркменистан-Иран. Она пролегает от казахстанских степей через Каракумы в горную провинцию Гулистан на севере Ирана (общая длина – 900 км). Самый протяженный участок приходится на Туркменистан. Вместе с боковыми путями это 825 км. Удобный и экономически выгодный маршрут открывает путь на азиатские рынки, что важно для Туркменистана и Казахстана, не имеющих прямого выхода к океану. Кроме того, страны получают преимущества и как транзитные зоны, формируя на своих территориях логистические узлы.
Другой транспортный коридор – Средняя Азия – Ближний Восток (Узбекистан – Туркменистан – Иран – Оман). К этому проекту подключился и Казахстан. В феврале 2015 года в Тегеране прошло первое заседание Координационного совета по реализации проекта. Строительство другой железной дороги Туркменистан – Афганистан – Таджикистан даст выход к портам Пакистана и Ирана и будет способствовать интеграционным процессам в регионе. Транзитная дорога через Туркменистан, Азербайджан, Грузию и Турцию свяжет Афганистан с Европой.
В транспортной системе Туркменистана ускоренными темпами развиваются также автомобильная, воздушная и морская отрасли. Крупным звеном на евразийском экономическом пространстве стал железнодорожный мост через реку Амударья, автомобильный мост Туркменабат – Фараб, автомагистрали Туркменбаши – Гарабогаз – граница Казахстана, Мары – Серхетабат, Туркменабат – Газачак – Дашогуз, Туркменабат – Туркменбаши. Участвуя в проектах ТРАСЕКА, Туркменистан предпринимает практические шаги по возрождению Великого шелкового пути и укреплению статуса важнейшего транспортного узла региона.
Крупнейшим проектом является строительство международного морского порта города Туркменбаши, который способен принимать суда в течение всего года, проводить погрузочно-разгрузочные работы. Он создаст максимально благоприятные условия для выхода европейских стран на рынки Ближнего и Среднего Востока и к государствам бассейна Индийского океана. Предполагается разработка маршрутов в порт Баку (Республика Азербайджан), порт Оля (Российская Федерация), порт Энзели и Амирабад (Иран), что значительно сократит время перевозок и затрат.
Крупным транзитным пунктом страны в скором времени станет новый международный аэропорт Ашхабада. «Воздушные ворота» туркменской столицы будут ежегодно пропускать 14 миллионов человек. При создании новой взлетно-посадочной полосы – «Южная» – протяженностью 3,8 километра и шириной 75 метров использованы инновационные технологии и новейшие материалы. Вместе с реконструированной – «Северной» (3,8 км) они обеспечат беспрепятственную посадку в Международном аэропорту Ашхабада любых типов современных лайнеров при самых сложных погодных условиях. По своему техническому оснащению, широкому спектру функциональных и сервисных возможностей аэродромный комплекс столицы, будет соответствовать самым высоким мировым стандартам.
Руководитель туркменско-российского Дома «Содружество» Нургелди Сейидов.