Жизнь – это отдых в тени пролетающей птицы.
Прекрасная метафора скоротечности бытия! Принадлежит афоризм туркменскому гению Махтумкули Фраги.
У каждой нации есть свой великий поэт, прославивший ее в веках. Жемчужина туркменской литературы – мыслитель, философ и непревзойденный певец Востока Махтумкули Фраги, День поэзии которого широкого отмечается в Туркменистане как один из главных национальных праздников.
В Санкт-Петербурге его тоже очень душевно отметили в Доме национальностей. При входе гостей встречал хозяин торжества – руководитель туркменско-российского Дома «Содружество» Нургелди Сейидов.
Дружеский вечер был организован Обществом туркменской культуры в Санкт-Петербурге «Мекан» совместно с СПб ГКУ «Санкт-Петербургский Дом национальностей» при поддержке Комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге. Представители этих организаций сказали немало добрых слов как о самом Махтумкули, так и в адрес инициаторов Дня поэзии. Факт его проведения в Санкт-Петербурге является данью высокого уважения и почитания поэта-гуманиста, ярким свидетельством широкого международного признания творчества великого туркменского поэта, воспевшего в своих нетленных поэтических произведениях идеалы мира, добра и дружбы.
Фраги – это псевдонимом поэта и означает «разлученный», разлученный со своей возлюбленной, со своей родиной (поэт много путешествовал и учился в разных медресе Средней Азии). Он творил в 18 веке и оказал большое влияние на изменение туркменского поэтического языка, буквально, «открыл глаза» своему народу на мир, знания, поднял его самосознание. Махтумкули для туркмен не просто поэт, он почти пророк, это их душа, мысль, национальное «я». А сегодня его мудрые строки часто цитируют в особо сложных и даже трагических ситуациях, призывая мусульманский мир одуматься.
Когда бы гости ни пришли, всегда готов им той,
Туркмена речь всегда пряма, нет лжи в ней никакой.
Так говорит Махтумкули — нет на душе пятна,
Бог на него направил взор — цветет его страна!
Поэт доказал, вопреки господствовавшему в то время на Востоке мнению, что не только персидский и арабский, но и туркменский язык годен для высокой поэзии. Его стихи включены в школьную программу, их знают наизусть от мала до велика многие жители Средней Азии.
Махтумкули обрел всенародную славу еще при жизни. Его афоризмы разлетались, «не успев остыть», во многом, благодаря бахши – народным певцам, которые пропевали поэтические строки, аккомпанируя себе на дутаре.
Активисты Совета туркменских студентов в Санкт-Петербурге «Багтыярлык» при Обществе туркменской культуры «Мекан» представили театрализованное представление сцен из жизни поэта, полной непростых перипетий, судьбоносных решений и любви. На протяжении всего действия звучали стихи Махтумкули, конечно, в сопровождении живой игры на дутаре и фольклорными танцами, которые, к слову, в Петербурге не исполнял еще никто.
В завершении представления выступили выдающиеся литераторы, ученые-востоковеды и деятели искусства Туркменистана и Санкт-Петербурга, как представляли себя сами спикеры – «настоящие аксакалы» или « пожизненные туркмены». Многие читали стихи Махтумкули на туркменском и русском языках, вспоминали о Туркменистане, делились впечатлениями.
Перед гостями выступил Заслуженный артист Туркмении Ходжадурды Нарлиев, сыгравший несколько раз в кино великого поэта. По его словам, ни один перевод не может передать тот громадный философский смысл, заложенный в газелях Фраги, но в этом особенность любого гениального текста. Если коротко охарактеризовать творчество поэта, то это диалог между человеком и его совестью, человеком и богом.
Земною славой не гордись – мгновенно наше бытие
Ты не задержишься, пройдешь – не вечен ты, не вечен ты.
Смерть – виночерпий поднесет тебе прозрачное питье,
Сам к смертной чаще припадешь – не вечен ты, не вечен ты.
Напоминанием о вечных ценностях была в этот вечер не только поэзия Фраги, в Зеленом зале Дома национальностей развернулась выставка картин молодых туркменских живописцев, туркменских костюмов и предметов декоративно-прикладного искусства.
Нургелди Реджелович Сейидов рассказал, что еще в бытность СССР, после сильного Ашхабадского землетрясения ценнейшие рукописи Махтумкули были вывезены в Ленинград и до сих пор хранятся в институте восточных рукописей РАН. Тогда это было правильное решение. Таким образом, Санкт-Петербург невольно стал одним из центров наследия великого туркменского народа. Не случайно сегодня петербургские туркмены ходатайствуют об открытии памятника Фраги в городе на Неве.
Надо отметить, что за пределами Туркмении памятники ее великому сыну стоят в Ставрополе, Астрахани, Киеве, Хиве, несколько – в Турции и Иране. Будем надеяться, что в нашем многонациональном Санкт-Петербурге тоже найдется для этого место.
Дружеский вечер поэзии Махтумкули Фраги завершился дегустацией настоящего туркменского плова.
Выставка туркменского искусства продлится до 31 мая (Моховая, 15, 2 этаж).