Отдавая дань творческому гению Микалоюса Чюрлениса
Для литовцев Микалоюс Чюрленис – «наше все» – художник и композитор, родоначальник профессиональной литовской музыки, далеко раздвинувший своим творчеством границы национальной и даже мировой культуры.
Об этом говорил Генеральный консул Литовской Республики в Санкт-Петербурге господин Дайнюс Нумгаудис, открывая в Главном штабе Государственного Эрмитажа торжественный вечер, посвященный многогранному творчеству Чюрлениса. Его композиторская деятельность продолжалась всего 9 лет, но принесла бесценные плоды: более 300 музыкальных произведений, создание литовских хоров в Вильнюсе, Варшаве и Санкт-Петербурге, он задал свежий вектор в преобразовании литовского фольклора.
Творческая биография Чюрлениса-художника еще короче: в 27 лет он начал брать первые уроки рисования, а в 31 – выставил свои первые работы. В итоге: свыше 400 произведений изобразительного искусства, графики. Кроме того, он экспериментировал в художественной фотографии, занимался литературой и поэзией, проявлял себя в публицистике. Как истинный «человек эпохи Возрождения», Микалоюс Чюрленис был одарен многими талантами и везде старался их проявить, он живо интересовался геологией и историей, химией и геометрией, физикой и астрономией, астрологией и древней мифологией, древними и современными языками, современной и классической философией, религиями Востока и Запада. Однако, как это часто бывает, слава к нему пришла лишь после смерти.
Микалоюс Чюрленис родился в Литве, получил образование в Польше, но городом, в котором он впервые привлек внимание широкой общественности, стал Петербург.
В нашем городе с его именем связан адрес – Екатерингофский проспект (ныне проспект Римского-Корсакова), дом 65, где он жил. Это был сложный период. Чюрленис метался из-за неопределённости перспектив, равнодушия сподвижников и непонимания. Трагичность ситуации заключалась еще и в том, что художники не признавали его талант и причисляли к музыкантам, а те – наоборот. Он испытывал глубокое разочарование, глядя на попытки своих единомышленников создавать национальную культуру на базе фольклорных клише. Подниматься на более высокий культурный уровень они не хотели, да и не могли. Чюрленис переживал, тем не менее, именно Петербург помог ему состояться.
Если говорить о живописи, то творчество Чюрлёниса стоит в стороне от известных направлений, ему определено место между символизмом и абстракционизмом с признаваемым влиянием музыки. Считается, что в идеологическом плане он ближе всего к Ницше и Рудольфу Штейнеру.
Атташе по культуре Литовской Республики в Российской Федерации, дирижер, композитор и пианист Александрас Шимялис, открывая памятный концерт в Эрмитаже, напомнил зрителям о музыкальном наследии Чюрлениса. Композитор написал первые литовские симфонические поэмы «В лесу» и «Море», обработал свыше 60 литовских народных песен, сочинил свыше 200 произведений для фортепиано (прелюдии, вариации, «пейзажи», произведения для струнного квартета и органа).
Самые яркие из них прозвучали в исполнении правнука великого литовского композитора Рокаса Зубоваса и Сонаты Зубовиене. Исполнители посвятили свое выступление еще и памяти профессора Саулюса Сондецкиса.
Разносторонность личности Микалоюса Чюрлениса демонстрирует и выставка его фотографий, сделанных в 1905 году в Анапе в ходе путешествия по Кавказу. Эта поездка оставила глубокий след в его творчестве. Горы, море, скалистое побережье, незабываемая атмосфера российского юга привнесла новые сюжеты и перспективы не только в его изобразительные произведения, но и музыкальные опусы. В небольшом приморском городке художник сделал немало снимков пейзажей и бытовых сцен, в которых очевидно его изысканное чувство кадра и формы. К сожалению, негативы не сохранились, остался лишь альбом с сорока снимками Чюрлениса.
В фойе восточного крыла Главного штаба Государственного Эрмитажа впервые выставлены фотографии из этого альбома в увеличенном формате, чтобы зритель смог точнее уловить взгляд Чюрлениса на детали образов и приморских сюжетов начала ХХ века.
Выставка анапских фотографий М.К. Чюрлениса продлится всего неделю.