Вагнеровский фестиваль
Более ста лет в Байройте проходит знаменитый Вагнеровский фестиваль, который превращает небольшой городок в летнюю музыкальную и светскую столицу Германии.
Он расположен примерно на полпути между Берлином и Мюнхеном, и ведет свою историю с 1194 года. Город интенсивно рос и развивался в средние века, именно тогда сформировался его центр, который с тех пор практически не менялся, как и улицы, к нему прилегающие.
Несколько десятков отелей Байройта предлагают различные варианты проживания, однако найти номер на время проведения Вагнеровского фестиваля довольно проблематично, несмотря на то, что в этот период хотельеры значительно поднимают цену.
Нельзя обойти вниманием и Оперу (Opernhaus), одно из самых красивых зданий Байройта. Неоклассический стиль и элементы итальянской архитектуры удачно соединяются в в этом сооружении. В 1748 году торжественно открылся Opernhaus, а в 1870 году город посетил выдающийся германский композитор Рихард Вагнер.
Пораженный красотой зала, он решил именно здесь поставить свою новую оперу «Кольцо Нибелунгов». Случилось так, что приехав в Байройт для этой цели, композитор остался здесь на последующие десять лет, которые были последними в его жизни.
Вагнер организовал в городе оперные фестивали, которые проводятся до сих пор, плодотворно работал, интересовался светской жизнью города, вследствие чего множество зданий города связано с жизнью великого композитора. Свой же дом, Villa Wahnfried (в 10 минутах ходьбы от Оперы по Richard Wagnerstrasse) музыкант нежно любил и всячески обихаживал, называя с любовью «дом фантазий». Нынче здесь размещается мемориальный музей одного из величайших композиторов Германии.
Еще одно строение тесно связано с этим именем: на высоком холме, доминируя над другими зданиями Байройта, стоит Festspielhaus. Очень быстро композитор понял, что Опера является слишком камерным залом для его мощных произведений, и решил проблему радикально: на деньги своего покровителя построил в полюбившемся городе грандиозный Оперный театр, который и размерами, и обликом полностью соответствовал замыслам вагнеровских опер. «Кольца Нибелунгов», «Тангейзер», «Тристан и Изольда», «Парсифаль» шли именно в этих стенах, а на сцене его побывали в разное время Рихард Штраус, Артуро Тосканини, Герберт фон Караян. Продолжая традиции вагенровских оперных фестивалей, Байройт каждое лето приглашает музыкантов и любителей оперы со всего мира насладиться любимым искусством.
Кстати, в 1876 году в Байройте побывал Петр Ильич Чайковский. Чрезвычайно интересны его статьи-репортажи, опубликованные в «Русских Ведомостях» с мая по август 1876 года, описывающие открытие Байройтского театра и неоднозначные впечатления от музыки Вагнера: «Богатство Музыки Вагнера слишком обильно. Беспрестанно напрягая ваше внимание, он, наконец, утомляет его, и в конце оперы «Гибель богов» усталость доходит до того, что музыка перестает быть для вас гармоническим сочетанием звуков, — она делается каким-то утомляющим гулом… Если я, по профессии музыкант, чувствовал близкое к совершенному изнеможению ощущение духовной и физической усталости, то каково должно быть утомление слушателя-дилетанта?.. Это музыкальная Демьянова уха, которая очень скоро порождает ощущение пресыщенности».
Сетуя на то, что он «не дорос» еще до понимания вагнеровских опер, Чайковский, впрочем, заключал, что Вагнер, как композитор, обладая большой силой музыкального воображения, открыл новые формы своего искусства, пути, неизвестные до него.