Цирк Чинизелли отмечает 140-летие программой «Желание летать»
Большой Санкт-Петербургский государственный цирк Чинизелли отмечает 140 лет. Сегодня он – единственный в России стационарный цирк, сохранивший свой исторический облик последней трети XIX века и сумевший привнести новые технологии под купол и на арену.
Цирк – универсальное зрелищное заведение, куда можно пойти разношерстной и разновозрастной компанией и всем будет интересно. С цирка начинается театральная жизнь любого петербургского ребенка, цирк – сразу захватывает внимание и не отпускает до конца представления. Цирк – это самое честное искусство, где халтура стоит жизни; оно же – и самое дорогостоящее, т.к. требует невероятных усилий от каждого артиста, специального оборудования, помощи ассистентов, ярких костюмов и т.п. Цирк – это ожившая сказка. Приобщить своего ребенка к цирку – значит подарить ему волшебство и сделать счастливым!
Юбилейную программу «Желание летать» в цирке на Фонтанке поставил режиссер, директор белорусского цирка «Дзива», лауреат специальной премии президента республики Беларусь Сергей Бондарчук.
Основная идея спектакля – погружение в удивительный и волшебный мир цирка, где становятся возможными любые чудеса, где артисты обретают крылья и летают под самым куполом безо всякой страховки, а дрессировщики говорят с животными на одном языке.
Петербургский стационарный цирк был открыт 26 декабря 1877 года (7 января 1878 года по новому стилю), поэтому нынешний год для него – юбилейный.
Вообще, место у Симеоновского моста использовалось для временных деревянных построек «Олимпического цирка-театра» француза Жака Турниера с 1827 года. Потом на его месте располагался цирк Карла Гинне, который неоднократно предпринимал попытки получить в аренду участок Инженерного сквера для постройки каменного стационарного цирка. Это удалось лишь его зятю – Гаэтано Чинизелли в 1875 году, убедившего городские власти в необходимости строительства каменного общедоступного цирка для горожан.
Династия Чинизелли-Гинне специализировалась в искусстве конного цирка. Сам Гаэтано в молодости славился как конный акробат, виртуозный наездник и укротитель мустангов. Не удивительно, что свой цирк он строил под конные номера, которые составляли основу любых представлений с конца XVIII века, что определило и внутреннее устройство здания. Классический размер арены – 13 метров в диаметре соответствует оптимальному расстоянию из центральной ее точки, где располагался дрессировщик с хлыстом до бегущей по кругу лошади.
Уникальность первого в России стационарного цирка заключалась в технических новшествах. Так, при возведении купола не были применены поддерживающие внутренние колонны, благодаря чему получилось огромное пространство – 49,7м. в пролете. Принципиально новая сетчато-ребристая конструкция купола как гигантская опрокинутая чаша накрывала зал. Также впервые был роскошно оформлен зрительный зал: царская ложа, на креслах малиновый бархат, в отделке интерьера использовалась лепнина, позолота, зеркала. Ложи и места в партере были рассчитаны на 1500 человек, а общее наполнение зала, за счет вместительной галерки, доходило до 5000 зрителей.
Здание цирка Чинизелли уже выглядело солидно, и сразу стало популярным местом среди всех сословий горожан, оно вошло в число главных достопримечательностей Санкт-Петербурга.
Каждый сезон цирк Чинизелли готовил богатую по оформлению пантомиму – цирковой спектакль-феерию со сквозным действием, состоящим из отдельных ярких номеров и жанров.
После революции владелец цирка на Фонтанке Сципионе Чинизелли покинул Россию, и управление перешло к группе артистов, официально именующихся «Коллектив работников цирка». С тех пор легендарная арена сменила немало руководителей – талантливых деятелей циркового искусства, некоторые из них успешно совмещали руководство с артистической деятельностью.
К сожалению, в годы советской власти здание цирка претерпело множество переделок, которые привели к ряду архитектурных и эстетических утрат.
Возвращение к историческому облику началось в 2003 году, когда был восстановлен фасад, и здание обрело свое прежнее великолепие.
Вскоре выяснилось, что капитального ремонта требует и уникальный купол – верхние звенья шведлеровских ферм просели почти на 1 метр. Началась реконструкция, купол сделали двойным – над восстановленной изначальной конструкцией возвели вторую с большим запасом прочности, что позволяет использовать современное цирковое оборудование. Была снова воссоздана в исторических габаритах и по исторической иконографии царская ложа, благоустроены зрительные ряды, переместилась на свое законное место над фортангом оркестровая ложа, и, наконец, парадный вестибюль обрел свой исторический облик.
В 2015 году после двухлетней реконструкции состоялось торжественное открытие цирка на Фонтанке, а к 200-летию со дня рождения Гаэтано Чинизелли ему присвоили имя прародителя. Без преувеличения, благодаря Чинизелли русский цирк пережил свой расцвет и достиг высокого уровня мастерства, а здание, построенное в Санкт-Петербурге с его легкой руки актуально и поныне, радует наших современников великолепными представлениями.
За 140 лет петербургская арена повидала немало талантливых артистов и ярких зрелищ. Среди знаменитых юбилейных постановок: «Парад-алле» – к 100-летию Ленинградского цирка (1978 г.), «Дом без углов» – к 120-летию Санкт-Петербургского цирка (1997 г), «Потешный маскарад» (2003 г.) – к 300-летию Санкт-Петербурга и вот теперь – 140-й юбилей отмечается программой «Желание летать».
Ключевым номером программы стало выступление гимнастов на ремнях: Мальвины Абакаровой и Валерия Сычева – обладателей множества наград самых престижных конкурсов, включая международный цирковой фестиваль в Монте-Карло. Воздушный дуэт из Большого московского цирка продемонстрировал профессионализм и виртуозность исполнения сложнейшего номера, который высоко оценило жюри. «Золотой клоун» им вручали князь Монако Альбер II и принцесса Стефания.
В рамках юбилейной программы петербуржцы могут насладиться этой великолепной воздушной композицией, наполненной гениальной трюковой частью, раскрывающей глубокие переживания героев – любовь и страсть, чувственность и нежность.
Сегодня поход в цирк – это настоящий праздник! Он начинается, как только вы попадаете в фойе – справа публику встречают артисты со всякой цирковой живностью, слева – художники занимаются фэйс-артом, в холлах снуют клоуны, лоточники с яркими светящимися игрушками, сладкой ватой и попкорном, повсюду царит ярмарочная суета, соблазны и атмосфера настоящего балагана. Готовьтесь к тратам! На то он и цирк!
Вид из вестибюля в зрительный зал – завораживает с самого порога, заставляет любого ребенка, да и взрослого, разинуть рот. После реновации амфитеатр выглядит очень красиво, особенно в лучах разноцветных софитов. Имеет смысл приходить в цирк заранее, чтобы успеть все рассмотреть, покататься на верблюдах, сфотографироваться на слоне, прогуляться вокруг прославленной арены.
В программе «Желание летать» тему полетов продолжают акробаты-вольтижёры под руководством Владимира Вавилова с номером «Фрики» – бронзовые призёры Монте Карло 2018года. Акробатический вольтиж (от франц. voltiger – порхать) – разновидность акробатики, основанной на приёмах подбрасывания и перебрасывания верхнего гимнаста нижними с использованием движущейся основы.
Номер «Фрики» на качающейся площадке был подготовлен несколько лет назад для Международного фестиваля циркового искусства в Латине (Италия), а сейчас с триумфом демонстрируется в Санкт-Петербурге. Глядя на слаженную работу артистов, кажется все легко и просто, но раскачивающаяся и поднимающаяся все выше платформа заставляет артистов совершать невероятные кульбиты в воздухе. Особенно впечатляет финальный трюк, когда акробат прыгает с высоты 14 метров (высота 5-этажного дома), и приземляется точно в цель.
Еще один потрясающий прыжок совершает артист из-под самого купола цирка, с высоты 22 метра. Правда, прыгает он на растянутую сетку, но выглядит это очень эффектно. Речь идет о номере «Пираты» – воздушный полет акробатов под руководством Анатолия Шиковца.
Этот цирковой жанр появился впервые в 1859 году, сегодня воздушный полет входит в программу почти всех цирков мира, благодаря зрелищности и мастерству акробатов, которые без страховки выполняют опасные трюки, перелетая с трапеции на трапецию. В образе пиратов Карибского моря они выглядят весьма органично!
Большая удача петербургского цирка – это присутствие вторую программу подряд представителей старейшей цирковой династии, дрессировщиков из Германии – братьев Алекса и Кристиана Гертнер с захватывающим аттракционом «Слон и дети».
История этой семьи началась 400 лет назад, когда известный акробат из Германии поехал в Индию, там влюбился в дочь дрессировщика слонов, они поженились и привезли индийских слонов в Европу. С тех самых пор все поколения Гертнер занимались дрессурой слонов. Два слона, которые сегодня выходят на манеж, перешли к Кристиану и Алексу от родителей, а 70-летнего гиганта дрессировал ещё их дедушка. Самый молодой Бэйби – единственный слон в Европе, который родился в цирке. Именно этот слон во время представления выносит на хоботе представителя шестого поколения династии – двухлетнего сына Кристиана Гертнер. Его старшие братья и сёстры тоже задействованы в представлении.
Один из самых впечатляющих трюков выступления – это когда Кристиан ложится на манеж, а на него сверху укладывается слониха весом около 4 тонн, но действует она чрезвычайно аккуратно, контролируя каждое своё движение, чтобы не причинить вреда человеку.
Помимо слонов, в арсенале семьи Гертнер – яркие аттракционы с дрессированными верблюдами и лошадьми в сочетании с интересными акробатическими номерами.
Вообще, зверей в программе «Желание летать» много и они, кстати, тоже летают. Одна бесстрашная обезьянка совершила полет на дирижабле над амфитеатром, осыпая зрителей золотым дождем из своей корзины. Это придумка еще одного потомственного дрессировщика – Андрея Теплыгина. По его мнению, капуцины – самые разумные, общительные и дружелюбные обезьяны. Он дрессирует их исключительно лаской, последовательно выясняя привычки и любимое лакомство, за которое каждый «артист» будет готов раскрыть свои таланты. На арене перед зрителями создается настоящий обезьяний оркестр, где капуцины задорно бренчат по струнам гитары, трясут маракасами, хлопают в ладоши и стучат палочками по барабану.
Очень воздушным и красивым было выступление белоснежных пуделей и попугаев. По всему видно, что все животные веселые, бодрые, ухоженные, готовые выполнять команды дрессировщицы Натальи Борк с превеликим удовольствием. А еще говорят, что пудели – глупые собаки!
Все представление «Желание летать» смотрится на одном дыхании! Перерывы заполняет великолепный клоунский дуэт – Сергей Колганов и Олег Белогорлов. Дети и взрослые в равной степени хохотали до слез над их шутками и пантомимой. Клоуны сами не летали, но они запускали огромные мячи в зрительный зал, брызги воды и мощные потоки своей неуемной энергии.
Программа «Желание летать» в цирке Чинизелли продлится до 6 мая.