Усадьба Марьино – полное погружение в XIX век

Десять лет назад полуразрушенную дворянскую усадьбу Марьино Строгановых-Голицыных в деревне Андрианово Тосненского района Ленинградской области купила предпринимательница Галина Степанова и с энтузиазмом взялась за ее восстановление.
Она предложила новую модель существования памятника первой четверти Х1Х века, превратив его в уникальный туристический объект России, где гостям предлагается примерить роль хозяев усадьбы, пожить во дворце, свободно гулять по анфиладе его залов, музицировать, пользоваться библиотекой и всеми благами дворянского быта.
Таким образом, владельцы усадьбы попытались реализовать историческую функцию усадебного комплекса в современно востребованном формате.

Мы приехали в усадьбу вечером и после ужина решили немного осмотреться. «Только когда будете уходить, погасите свет», — попросила администратор, предоставив нам полную свободу. Это было сильно! Гулять по ночному дворцу с потрясающими интерьерами и таинственной подсветкой мерцающей за окном иллюминации – настоящее приключение.
Анфилада комнат и полуоткрытые двери манили и приглашали двигаться вперед, каждая зала раскрывала все новые сокровища, хотелось как следует все рассмотреть и впитать. От великолепных интерьеров и воссозданной эстетики XIX века кружилась голова. Вздрогнуть от ужаса тоже пришлось. В одной из темных комнат дремали в клетках попугаи, когда мы включили свет, от неожиданности они и мы дико закричали на весь дом!


Ночное исследование дома заинтриговало, поэтому обещанную нам утром экскурсию мы ждали с нетерпением. Обычно она начинается в подвальных помещениях, идущих под всем зданием. Сейчас здесь довольно уютно и тепло, в одной из ниш разместилась небольшая экспозиция старинной утвари и забавных вещиц. Самое приятное (и это фишка Марьино), – везде можно посидеть и все можно потрогать руками. Гид достает из витрины поржавевшие револьверы XIX века, дает вам их подержать, позволяет сфотографировать и параллельно рассказывает о привычках и нравах обитателей поместья.


В подвале нам показали макет усадьбы и коллекцию прялок XVIII – XIX веков, представляющую все регионы Северо-Запада, а еще — образцы винных бочек и бутылок на месте большого винного погреба. В Марьино вино привозили из Испании, Италии, Португалии, а из Англии — ямайский ром. Впрочем, вино разных стран мира и теперь хранят в подвале для гостей ресторана усадьбы. Продвигаясь вглубь подвала, мы попадаем в холодильник позапрошлого века, где раньше на льду хранили съестные припасы, а сейчас в нишах подземелья устроена выставка археологических находок и камера местного Призрака. По хлопку гида у страшной куклы в темном хитоне внезапно загораются глаза, наводя ужас на особо впечатлительных экскурсантов. Это не про нас!


Поднимаемся в парадные залы усадьбы и слушаем увлекательный рассказ о ее истории. Оказывается, еще при Петре I эти земли купила Мария Яковлевна Строганова – в ее честь и названа усадьба. Графиня Софья Владимировна Строганова (урождённая княжна Голицына), став хозяйкой Тосненского имения, в 1811 году велела построить на высоком, правом берегу реки Тосны дворец в стиле позднего классицизма и заложить английский сад. Работы были поручены профессору Императорской Академии художеств А.Н. Воронихину, который успел сделать первый проект дворца, заложить основу гидротехнической системы и начать строительство дороги, ведущей к Московскому тракту. После его внезапной кончины в 1814 году, дело продолжили ученики архитектора И. Колодин, С. Лукин, Х. Мейер, А. Никитин, П. Иванов, И. Тунёв, П. Садовников. Поскольку Строгановы все время докупали окрестные земли, расширяя угодья, то и двухэтажный каменный дом перестраивался неоднократно.


Любопытно, что все гиды усадьбы Марьино умеют музицировать и с удовольствием играют на старинном рояле в Белой гостиной во время экскурсии или в перерывах между ними. Имейте в виду, что живая музыка и птичьи голоса будут сопровождать ваше пребывание во дворце утром и вечером. Сплошное очарование!
Мы переходим в парк и узнаем, что его устройством руководил англичанин Пигамм, приказавший очистить лужайки, проложить дорожки, высадить новые деревья, кустарники, диковинные растения, разбить клумбы. Кроме того, строгий англичанин занимался разведением декоративных птиц и овец, которые не только украшали парк, но и равняли газоны, съедая на них траву.
Полную картину того, как выглядел усадебный парка и дом в первой четверти XIX века представляют 209 акварелей художника Есакова, которые были подарены Марьину Русским музеем. По ним сейчас продолжаются восстановительные работы. Копии рисунков выставлены в парке на специальных стендах в тех самых местах, откуда художник рисовал свои пейзажи. Можно подойти и сравнить.

Площадь современного парка усадьбы Марьино значительно меньше — 15 гектаров. За последние годы были проведены основные ландшафтные работы по его расчистке, сделан дренаж, высажено более 1000 деревьев и кустарников, построены мостики, пролечены дендрологами все вековые деревья, вернулись на свои места дорожки.
Восстановлен каскад прудов с плотинами и водопадами, как часть жаровской гидротехнической системы, которая, к сожалению, в настоящее время утрачивает свое значение. Из парковых строений сохранился лишь грот-колодец с чашей, украшенной маскароном на левом берегу Пяльи.
Ко всему прочему в парке появились новые украшения – брутальная крепость, замаскировавшая здание очистных сооружений, ротонда, мраморная пергола, скамейки, скульптуры и т.п.


Известно, что Софья Владимировна Строганова уделяла большое внимание развитию фермерского хозяйства, строила показательные хлева, конюшни, вольеры и покупала для них самое современное оборудование. Крепостных крестьян графиня обучала в собственной Школе горных, сельскохозяйственных и лесных наук. Продукции фермы хватало, чтобы накормить всех обитателей усадьбы и еще продавать излишки в город.
Долгое время усадьба Марьино пользовалась репутацией образцового фермерского и охотничьего хозяйства, где нередко гостили члены императорской семьи, видные сановники и представители самых известных дворянских фамилий. Они здесь охотились, отдыхали, наслаждались видами и процессом единения с природой.


Фермерская традиция в усадьбе Марьино продолжается сегодня с таким же размахом – построена конюшня, где содержатся 12 породистых лошадей, овчарня, коровник, птичник. Недавно здесь появился просторный страусятник, где бегают огромные чёрные африканские страусы на потеху гостям, с любопытством разглядывая каждого, кто проходит мимо. То и дело в парке раздается павлиньи возгласы, приглашающие к вольеру с этими грациозными королевскими птицами.
Кстати, перья страусов и павлинов можно заметить в оформлении интерьеров дворца, из них делают оригинальные сувениры, а мясо страусов – общепризнанный деликатес, можно заказать в ресторане или купить с собой.
Еще одна возрожденная старинная русская традиция – псарня и содержание в ней собак породы русская борзая. По большому счету, этих элегантных животных можно считать символом усадебного образа жизни русских дворян. Не случайно пара борзых увековечена в памятнике, воздвигнутом в парке к 200-летию усадьбы Марьино.
От дворца к ферме ведет витиеватая тропинка по новому стилизованному вантовому мосту через реку Тосна, по которой гости с удовольствием прогуливаются в сторону животноводческого хозяйства. Особенно довольны дети. Ферма работает как контактный зоопарк, и никто не препятствует их желанию погладить ягненка, гонять гусей, покормить козу или покататься на лошадке.


Рядом с фермой находится каретный ангар, в котором хранится прекрасные экипажи на все случаи жизни. Белую карету или открытую коляску обожают молодожены, а вот, желтая английская карета – настоящая экзотика для наших мест, ее чаще всего выбирают семьи с детьми для прогулочных выездов по окрестностям.
Вдоль стены в три ряда – большая коллекция старинных саней, некоторые из них очень ветхие и уже не используются, но их количество и разнообразие впечатляет. Особенно трогательно выглядят маленькие детские саночки с бубенчиками.


Дворянские семьи Строгановых и Голицыных были богатейшими и влиятельнейшими в России, их представители оставили заметный след в отечественной истории как основатели сибирских городов, великие полководцы и храбрые воины, блестящие дипломаты, щедрые меценаты и гостеприимные хозяева. Вот, почему их родовое гнездо недалеко от Санкт-Петербурга – это не только единственная сохранившаяся в Ленобласти каменная дворянская усадьба, но и один из выдающихся национальных памятников русской культуры, архитектуры и садово-паркового искусства первой четверти XIX столетия.
Гордостью Марьино была уникальная библиотека из 10 тыс. томов, произведения декоративно-прикладного искусства, картины из ценных художественных коллекций эпохи Возрождения и пр. У Софьи Владимировны был хороший вкус и безграничные возможности, поэтому на убранство дворца Строгановы не жалели средств.


Графиня Софья Владимировна слыла гостеприимной хозяйкой, постоянно принимавшей у себя большое количество гостей, она часто устраивала пиршества, балы и разного рода приемы. При ней усадьба переживала настоящий расцвет.
У графской четы было пятеро детей: четыре девочки и единственный сын Александр, который впоследствии погиб в бою при Краоне. Участник многих военных действий и безутешный отец Павел Александрович скончался через два года после гибели сына. Таким образом, эта ветвь семьи Строгановых прервалась по мужской линии.
Последним владельцем был Павел Павлович Голицын, который умер в 1914 году. Его вдова и шестеро детей во время революции бежали. К счастью, Марьинская усадьба чудом уцелела в горниле известных трагических событий.


В первое время советская власть организовала в доме музей дворянского быта. Его экспозиция, кроме оставшегося имущества, содержала немало семейных реликвий Голицыных-Строгановых, включая переписку графини с членами императорской семьи. После ликвидации музея в 1928 г. его собрание было частично продано за границу, частично — распределено по многим государственным хранилищам. Часть коллекции попала в Эрмитаж, благодаря чему, удалось в точности воспроизвести некоторые предметы интерьера и целые гарнитуры мебели, как, например, готический кабинет Софьи Владимировны, выполненный по рисункам архитектора П. Садовникова в мастерских Г. Гамбса. Теперь он, хоть и в копии, но вернулся на свое историческое место.


После ликвидации музея в Марьинской усадьбе открыли детский дом, затем санаторий Никольского порохового завода. В 1960 году усадьба официально обрела статус объекта охраны союзного значения, начался ее частичный реставрационный ремонт с параллельным приспособлением под социальные учреждения. Но эти меры были совсем незначительны. В 80-х усадьба продолжает деградировать, здание приходит в запустение и в годы перестройки выставляется на продажу. На момент покупки Галиной Степановой, дом и вся окружающая его территория являли собой печальное зрелище, тем не менее, она решила воссоздать атмосферу настоящей русской усадьбы и возродить в ней жизнь.
Реконструкция началась с прекрасных стражей дворца – восьми скульптур львов, вырезанных в 1821 году из пудожского камня, восседающих на высоких ступенях крылец четырех флигелей.


Благодаря картинам художника Александра Рубцова и нескольким дореволюционным фотографиям комнат дворца, удалось восстановить утраченные интерьеры схематично приближенные к историческим. Увы, оригинальных вещей здесь нет, их заменили двойники или похожие современники, купленные новой хозяйкой в антикварных магазинах или на аукционах.
Из наиболее интересных экспонатов— лиможские французские вазы, копии бронзовых канделябров, кувшинов и люстр из Павловского дворца. На днях приехал долгожданный малахитовый столик, украшенный золотыми накладками – точная копия эрмитажного, его делали 10 лет!


Убранство комнат постоянно пополняется все новыми предметами антикварной мебели, временные элементы декора постепенно заменяют качественными копиями оригиналов. Все они подбираются в соответствии с эпохой.
Разумеется, два века назад стены дворца украшали картины известных художников, но поскольку вернуть их на место не получится, Галин Степанова заменила узнаваемые шедевры на схематичные копии, картины современных художников и кое-какие полотна XIX века.
Особого внимания заслуживает коллекция фарфоровой пластики усадьбы – изящные фигурки и сложные композиции, выполненные с тончайшей проработкой деталей. Невероятное разнообразие и красота! Впечатляют также изделия из бронзы, каминные часы, одежды окон, ковры и гобелены.


Итак, сегодня попасть во дворец усадьбы Марьино можно через западный флигель, где расположена стойка регистрации гостей, кухонный корпус, часть номерного фонда. Полукруглый коридор ведет в центр дворца — Белый зал, дальше пространство комнат становится текучем, переходя в галереи, буфетные, библиотеку, зимний сад. На втором этаже анфилада представляет кабинет, бильярдную, будуар, спальню графини.
Отдельные покои в доме посвящены Пиковой даме, вернее ее прообразу – матери Софьи Владимировны — Наталье Петровне Голицыной, которая любила гостить у своей дочери в Марьино и делала это каждое лето на протяжении тридцати лет. В Малиновой гостиной висит портрет знаменитой графини, и весь интерьер напоминает о ее страсти к карточным играм, говорят, она играла в покер до самого последнего дня. Не удивительно, что эта тема стала активно эксплуатироваться в рекламе и сувенирной продукции Марьино.


Сейчас Марьино принимает гостей в любое время года, предлагая им полный пансион и 20 стилизованных номеров на любой вкус для размещения во дворце. Гости могут пользоваться всеми залами и представленными музейными экспонатами. Стоимость номеров начинается от 14 000 рублей за Double в сутки.
В нынешнем сезоне гости смогут оценить роскошь новых номеров, оборудованных на втором этаже восточного крыла. Там раньше находились жилые помещения для четырех дочерей Строгановых.
Нынешний интерьер этих комнат — смелые фантазии на тему 1001 ночи, египетской гробницы, китайской шкатулки, английского рококо. Роскошь такая, что в груди дыхание замирает от филигранности декора… Чувствуется с каким увлечением и любовью к деталям работают дизайнеры и сама Галина Георгиевна, создавая люксовые номера. Каждая вазочка и тряпочка продумываются до последнего штриха!


По замыслу организаторов туристического проекта Марьино, усадьба должна стать местом, где любой гость может почувствовать себя истинным дворянином!
Помочь в этом деле призвана внушительная коллекция костюмов XIX века, занимающая несколько служебных помещений дворца. Исторические наряды создавались по старинным портретам и журналам мод того времени – платья с кринолинами, оборки, кружева, шляпы, перья, веера, кирасиры, гусарские мундиры, парадные сюртуки, детские платья. Чего здесь только нет!
Как выяснилось, наряжаться любят все: от мала до велика, впечатленные интерьерами Марьино, и желающие устроить необычную семейную фотосессию в роскошных залах дворца. Стоит это удовольствие 2 000 рублей за один костюм на два часа.


Самое популярное предложение – однодневные экскурсионные туры в усадьбу Марьино, которые предлагают многие турфирмы Санкт-Петербурга, включающие экскурсии по парку и дворцу, чаепитие в охотничьем ресторане с местными пирогами. Стоимость пакета – 1990 рублей.
Традиционными становятся народные праздники и гулянья, военные реконструкции, костюмированные балы, музыкально-поэтические вечера, в которых участвуют известные артисты и музыканты. Марьино стало популярным местом для проведения свадебных церемоний, причем, не только у российских пар.
В списке развлекательных мероприятий усадьбы: бильярд, настольный теннис, велосипедные прогулки, катание на лодках по реке Тосно и прудам, прогулки на лошадях, зимой – на лыжах, пейнтбол, охота и многое другое.


Остаться равнодушным после посещения Марьино невозможно!
Конечно, это не музей, хотя считается историко-культурным памятником дворянского быта XIX века. Я бы назвала его качественной имитацией дворянской усадьбы, приспособленной для комфортной жизни гостей и приятного погружения в атмосферу XIX века.
Можно по-разному относиться к концепции восстановления усадьбы, частичному новоделу, эклектике и некоторым «вольностям» в трактовке стиля, но по большому счету, деятельность новых владельцев вызывает уважение и восхищение.
Впервые в масштабах страны им удалось не только спасти от разрушения памятник федерального значения, но и создать замечательный туристический объект, предлагающий нашим современникам путешествие в красивое прошлое и уникальные впечатления.