Как Финляндия работает с китайским рынком
Во время своего недавнего визита в Санкт-Петербург директор по маркетингу и туризму города Лаппеентранта (Финляндия) Мирка Рахман рассказала Киту об особенностях приема китайских туристов в соседней дестинации.
Начнем с того, что вообще прием китайских туристов в Лаппеенранте стал возможен только благодаря инициативе этнического китайца Пан И Ли, который давно живет в Финляндии, стал ее гражданином,говорит по-фински, является ныне владельцем туркомпании «Go Nordic», и нескольких ресторанов китайской кухни в городе. Он специализируется исключительно на китайских туристах, сам занимается их привлечением и организацией приема, но в любом случае, речь идет о небольших группах, семьях и качественно ином сегменте туристов. Недавно поехали дети – в компании старшеклассников или в сопровождении родителей.
– Вы не чувствуете опасности возникновения теневого рынка?
– Нет. У нас все прозрачно, законно и потом, нет таких больших объемов. Мы не хотим массового китайского туриста, т.к. в Лаппеентранте нет для этого ни инфраструктуры, ни условий, ни желания, ни возможностей.
Финляндия для китайских туристов дороже, чем Россия и едут они не через Санкт-Петербург, а через Хельсинки. Например, если русские туристы тратят в Финляндии в среднем 170 Евро, то китайские – 900 Евро. Они покупают, прежде всего, услуги – селятся в дорогих отелях, заказывают оздоровительные процедуры, СПА, ходят в дорогие рестораны, приобретают вещи в знаменитых дизайнерских магазинах, а сувениры – от финских брендов (Маримекко, Пентик, Ииттала и т.п.).
– Как вы преодолеваете языковой барьер и удовлетворяете их гастрономические потребности?
– Ну, во-первых, «наши китайцы» говорят по-английски. В Лаппеенранте есть две компании, где говорят по-китайски, а в городской мэрии – один сотрудник с китайским языком. В принципе, у нас отлажена система обслуживания туристов из КНР в рабочем режиме и в экстренных случаях на их родном языке.
Кроме того, в нашем регионе подключена система WeChat, и там есть базовая информация о Лаппеенранте на китайском, указаны контакты местных китайцев, которые могут помочь, поделиться той или иной информацией.
По поводу еды могу сказать, что в городе действует четыре китайских ресторана, в том числе в торговом центре. Наши китайские гости заинтересованы попробовать разную кухню, но в любом случае, мы стараемся повсеместно организовать для них рис в качестве гарнира.
– Какова программа приема китайских детей? За чем они едут?
– Едут знакомиться с финской системой образования, изучать английский язык методом глубокого погружения. Обычно приезжают группы дети или дети с родителями, размещаются они в отелях, так называемых лагерей, в будни ребята ходят на занятия в нашу обычную школу, а выходные этот лагерь наполняется разными видами деятельности. У нас есть компании-партнеры, которые вывозят детей в поход с ночевкой в лесном коттедже, с рыбалкой, сауной, чтобы они получили уникальный опыт, также проводятся экскурсии, культурно-развлекательные программы.
Китайцы хотят попробовать у нас всякие необычные для них виды активного отдыха: рафтинг, походы на каное, горных велосипедах и пр.
Поскольку в эти лагеря приезжают англоговорящие китайцы, то взаимодействие с инструкторами всегда происходит на английском языке.
– Какие маркетинговые инструменты Вы используете для привлечения китайских туристов?
– Подчеркну, мы хотим специализироваться на малых группах и индивидуальных туристах по узконаправленной тематике: экологические лагеря, отдых на природе, технопарки и пр.
Для нас китайские туристы – желанные, совершенно беспроблемные и всесезонные – они едут равномерно круглый год. Это очень важно для отрасли!
Мы участвуем во всех выставках, роуд-шоу и воркшопах в Китае вместе с Visit Finland (примерно 8 раз в год), и продвигаем себя как озерный край. Кроме того, у нас есть своя программа в WeChat для общения c целевой аудиторией на китайском языке.
Я недавно в Копенгагене встречалась с одним китайским туроператором, который признался в любви к Южной Карели. Более того, он считает, что наш озерный край – это и есть настоящая Финляндия! Именно так он и собирается продавать Лаппеенранту в КНР, так что мы ожидаем роста потока.
И еще в этом году мы приняли 20 китайских блоггеров, им очень понравилась природа, чистота, наша экологическая философия, жизненное устройство… Их очень впечатлили простые вещи – питьевая вода из крана и из озера, снег, лед и то, что на нем можно стоять, не говоря уже про коньки и санки.
«Мы думали, что такие места могут существовать только во сне, оказывается, они есть на нашей планете в реальности», – говорили они нам. В общем, для китайцев Финляндия, финский образ жизни, абсолютная безопасность страны – это что-то из области фантастики!