«Российско-китайский мост» — пример успешного партнерства

Два года назад на рынок водного туризма Санкт-Петербурга вышла компания РКМ (Российско-китайский мост) с собственным теплоходом «РКМ-1», который стал обслуживать китайских туристов на популярных маршрутах по Неве, Фонтанке и Крюкову каналу.

Любопытно, что компания «РКМ» в равных долях принадлежит петербуржцу Вячеславу Лебедеву и гражданину КНР У Ниэру. Помимо пассажирских перевозок водным транспортом,  сегодня компания оказывает разные услуги в сфере инкаминга.

Недавно РКМ стала почетным гостем презентации новой программы «Русская душа» судоходной компании «Астра Марин», с которой активно сотрудничает по некоторым инфраструктурным проектам, и с которой отныне будет делить новый причал «Румянцевский спуск» рядом с Академией художеств на Университетской набережной.

В следующей навигации на этой пристани (декорированной в русском стиле), партнеры будут встречать иностранных гостей хлебом-солью, и отправлять их в интерактивные круизы. Такой продукт когда-то существовал на рынке, и теперь получил новое звучание. В общих чертах программа представляет собой дегустацию русских напитков и закусок, в сопровождении яркого фольклорного шоу и все это на фоне брендовых достопримечательностей Петербурга.  Если программы «Астра Марин» адаптированы под европейского туриста, то программы «РКМ» — под китайского.

«Разница в наборе дегустационных сетов, в стиле общения артистов и маршруте – мы делаем акцент на «Авроре», дальше круг в акватории и выход по Малой Неве к новому стадиону. Для нас сотрудничество с такой заслуженной компанией как Астра Марин – честь и бесценный опыт. Мы не конкуренты, а взаимовыгодный коммерческий тандем», —  рассказал в интервью СПбТурКит директор ООО «РКМ» Вячеслав Лебедев.

— Не возникает ли у вас трудностей в работе с китайским рынком?
— Мы придумали оптимальное решение для нашего бизнеса — равноценное партнёрство, когда два учредителя — русский и китаец решают вопросы каждый со своей стороны и своей степени компетентности. Например, я веду российскую часть, договариваюсь и работаю с местными партнерами, а Ниэр берет на себя китайскую часть и взаимодействие со своими соотечественниками, отправляющими группы в Россию. И такая схема дает очень хорошие результаты!

— Как вы пришли к этому решению?
— Случайность и везение. Думаю, мы до сих пор вместе с Нэром, потому, что абсолютно честны друг перед другом. Вообще, мы начинали с приема китайских студентов в Санкт-Петербурге, помогали им готовить необходимые документы, находили жилье, решали проблемы интеграции и т.д..  Потом стали принимать туристов и вот, уже два  последних года работаем исключительно на рынке инкаминга. В этом году мы обслужили около 70 тысяч китайских туристов, хотя рассчитывали на 120 тысяч, но по техническим причинам мы с опозданием вышли на маршрут. Зато в следующем году планируем запустить дополнительный теплоход, и соответственно, увеличить объемы.

Ощущаете ли Вы давление серого китайского бизнеса?

— Да, сегодня мы вынуждены работать с китайскими компаниями по их правилам, но думаю, через пару лет нам удастся выйти на прямого потребителя, дабы миновать посредников, что будет выгодно и нам и самим туристам, которые сегодня существенно переплачивают за многие услуги в Санкт-Петербурге.  РКМ – официально зарегистрированная компания, которая ведет прозрачный бизнес, платит налоги, ведет отчетность и готова показать свою бухгалтерию проверяющим органам. Два года мы работали на репутацию, сделали качественный продукт, который очень нравится китайским туристам и гидам, и теперь, когда мы завоевали доверие рынка, будем действовать смелее. Наша задача – наращивать мощь, поддерживать имидж серьезной компании и играть по правилам цивилизованного бизнеса.

— Насколько ваш продукт востребован у китайских туристов?

— Пока он не входит в обязательную программу. Там значатся следующие позиции: Эрмитаж,  Екатерининский дворец в Пушкине и ГМЗ «Петергоф», Петропавловская крепость, крейсер «Аврора». Также в пакет входит один ресторан русской кухни и фолк- шоу. Для повседневного питания группы предпочитают китайские рестораны, потому что они, во-первых, привычнее, а во-вторых, дешевле.

Мы провели маркетинговое исследование и обратили внимание, на то, что 70 % китайских групп из списка дополнительных услуг в Санкт-Петербурге выбирают экскурсии по рекам и каналам, поэтому мы решили сделать ставку на этом продукте, несколько усовершенствовав его.  Туристы получили три в одном: круиз, дегустацию и фолк-шоу, а гиды – возможность оптимизировать программу, — им не надо специально везти группу  к Авроре, потому что мы очень эффектно показываем ее с воды.

Теперь наша задача – продвинуть русские фольклорные круизы  на китайском рынке, а в будущем — расширить линейку предложений по этнокультурному туризму, хочется показать китайским гостям настоящую русскую избу с русской печью, баню, нашу народную культуру и традиции.

 

— Петербургские туроператоры, имеющие опыт работы с китайским рынком, прогнозируют, что через 2-3 года китайский групповой туризм в Санкт-Петербурге станет самодостаточным и будет обслуживаться исключительно своими компаниями. Так ли это?

— Если не работать с китайским рынком и не пытаться его понять, то так и будет.  Ведь для того, чтобы получить китайского туриста нужно сперва изрядно потрудиться: открыть агентство в КНР или заключить договор с отправляющим туроператором, вкладываться в рекламу, формировать группы и т.д. Не секрет, что вести бизнес с китайскими партнерами очень сложно, не зная какие-то ментальные вещи и поведенческие особенности. Видимо, многие наши турфирмы разочаровались, получив негативный опыт, и больше не хотят пробовать.

Я согласен, что найти надежного партнера в КНР не просто, мне в этом смысле повезло, но если учитывать растущий потенциал этого рынка, геополитику и давнюю любовь китайцев к России, попытаться стоит.

Для справки:

Сегодня в Санкт-Петербурге работает около 40 компаний, организующих водные туристические экскурсии по рекам и каналам. Общий парк плавсредств составляет 150 судов, которые перевозят около 2,2 млн пассажиров в год. Доля китайских туристов, по оценкам участников рынка, составляет от 8 до 15%.