Подарки и открытия Петергофа к 315-му юбилею
Фейерверком и торжественным пуском Большого каскада во главе с «Самсоном» Петергоф отметил свой 315-летний юбилей. Виват!
13 сентября 1705 года в походном журнале Петра I была сделана запись: «…наша шнява «Мункер» пошла в Петербурх, после полудня в 4 часа против Петергофа кинула якорь». Петр был очарован этим местом и решил построить здесь загородную резиденцию не хуже Версаля… С этого судьбоносного решения и принято вести отсчет истории Петергофа.
В честь юбилея в ГМЗ после 6-месячного карантина также открылись парадные залы Большого петергофского дворца, музеи «Особая кладовая» и «Церковный корпус». Посещение строго по предварительной записи, малыми группами, обязательно в масках и перчатках!
Безусловно, сезон 2020 года стал для Петергофа весьма необычным, если в прошлые годы за сезон музей-заповедник посещало порядка 6 миллионов человек, то нынче – это 800 тысяч. Впрочем, подобная ситуация и в
других музеях страны. Для Петергофа важно, что открытие все-таки состоялось, а роскошь дворцового комплекса у Финского залива ничуть не поблекла, он по-прежнему привлекаем массу восторженных туристов, вдохновляет, развлекает, удивляет.
Если пристроиться к строю «петровского» духового оркестра и углубиться с ним в парк, подальше от помпезного барокко, то можно заметить великолепное, ухоженное зеленое обрамление дворцов и дивное состояние природы на пороге золотой осени…
Замечательным подарком к 315-летию Петергофа стала камерная статуя Петра I, пролежавшая 75 лет в фондах музея-заповедника.
«Это памятник создали в 1841 году в парижской мастерской известного бронзолитейного мастера Жана Франсуа Деньера в качестве подношения Николаю I. Император распорядился установить монумент на мраморном пьедестале напротив учебных классов Великих князей Николая и Михаила в воспитательных целях, что также олицетворяло почтение, с которым «второй отец Петергофа» (так называли Николая I), относился к его создателю – Петру Великому», – прокомментировала событие генеральный директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая,
Годы забвения не лучшим образом сказались на сохранности изваяния, пьедестал и вовсе был утрачен. Перед возвращением на свое историческое место бронзовая скульптура прошла комплексную реставрацию в Царскосельской янтарной мастерской, там же был заново изготовлен мраморный постамент.
Благодаря поддержке Газпрома за полгода удалось восстановить камерный, но очень выразительный памятник эпохи романтизма.
«Наше сотрудничество стартовало ещё в далеком 2007 году, когда компания начала оказывать благотворительную поддержку по реставрации Китайского дворца в Ораниенбауме, где работы продолжаются и по сей день. Сегодня мы расширяем горизонты нашего партнёрства и дарим посетителям Александрии возможность вновь наблюдать памятник Петру I», – отметил генеральный директор Газпром трансгаз Санкт-Петербург Георгий Фокин.
Памятник представляет первого российского императора во всем своем величии: голова увенчана лавровым венком, он восседает на гарцующем коне, облачен в мундир и ботфорты, с лентой и звездой ордена Андрея Первозванного. Тумбой для всадника служит пьедестал, декорированный картушами с изображениями короны, меча и скипетра, в четвертом картуше надпись: «PIERRE LE GRAND».
Торжественная церемония открытия конного монумента основателю Петергофа Петру I проходила в парке Александрия у дворца «Коттедж».
Именно здесь предпочитали жить Романовы с легкой руки супруги Николая – Александры Федоровны. Как известно, императрица (урождённая принцесса Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская) не любила пышных апартаментов, предпочитая им уютные дома и тихую жизнь.
Для меня этот чудесный памятник эпохи романтизма стал настоящим открытием! К счастью, он сохранился до наших дней без перестроек и более поздних наслоений. Интерьеры дворца, наполненные подлинными вещами, воскрешают атмосферу семейного уюта и тепла. К сожалению, в настоящее время попасть в Коттедж невозможно – музей закрыт до особого распоряжения, как и прочие небольшие дворцы ГМЗ «Петергоф», но погулять вокруг и насладиться видами – удовольствие, доступное каждому.
Их считали самой красивой венценосной парой Европы, которая, ко всему прочему, являла собой редкий случай искренней взаимной любви в монаршей среде.
Специально для обожаемой жены Николай I приказал построить небольшой дворец в духе английских загородных вилл неподалеку от парадного Петергофа. Приглашенный шотландский архитектор А. Менелас выбрал модный в то время стиль неоготики. Здание получилось очень нарядным и в то же время – располагающим. И сегодня оно впечатляет изысканностью деталей: ажурные балконы, террасы, увитые зеленью, окна-эркеры с переплетом в виде стрельчатых арок. Главный элемент декора – белая роза, она была любимым цветком императрицы, поэтому цветы и розы в оформлении дома присутствуют повсеместно.
Привлекает внимание череда гербов на ярусе второго этажа. Этот знак придумал В. А. Жуковский – на фоне синего геральдического щита изображен рыцарский меч, пропущенный через венок белых роз. В этом вся романтика отношений супругов и символ той эпохи.
Николай подарил коттедж Александре Федоровне в 1829 году, и в ее честь назвал поместье «Александрией». Это была исключительно частная территория и закрытый от официоза жилой дом царской семьи. По собственному выражению Николая I, он хотел быть здесь не императором, а «мужем петергофской помещицы», и только здесь Александра Федоровна «была счастлива, как нигде больше».
Где бы ни находилась императрица (в Петербурге или на лечении за границей), свой день рождения она всегда старалась отмечать в любимом Коттедже. Он стал семейным гнездом четырех поколений династии Романовых.
Сегодня дворец-музей «Коттедж» получил обновленный памятник Петру I, фанфары отгремели, «Самсон» запущен, Большой дворец открыт, и теперь Петергоф пытается «поймать уходящий туристический сезон за хвост». Особых иллюзий никто не питает. Уже сейчас ясно, что деньги, зарабатываемые «Петергофом» с 3 июля, несопоставимы с теми доходами, которые музей-заповедник получал обычно. «Мы понимаем, что так как было раньше уже не будет, весь мир перестраивает свою работу. Перестраиваемся и мы», – заключает Елена Кальницкая. Но в праздник не хочется говорить о проблемах.
Впереди 350-летие со дня рождения Петра Алексеевича, поэтому День основания Петергофа его сотрудники считают, как подготовку к юбилею великого царя-реформатора. А еще грядет юбилей первого пуска водоподводящей системы, закладки Монплезира и открытие Нагорных палат – будущего Большого дворца.
Будем надеяться, что никакие трудности и пандемии не омрачат эти значимые даты в жизни нашего любимого Петергофа!