Музей реальный и виртуальный
В Государственном Эрмитаже состоялась XIX научно-практическая конференция Круглый стол «Музей и проблемы культурного туризма». Главной темой для обсуждения стал уникальный опыт, полученный учреждениями культуры за минувший год, обозначенной как «Музей реальный и виртуальный».
В условиях карантина и «интеллигентной изоляции» онлайн-конференция вызвала большой интерес и была воспринята с энтузиазмом – более 200 участников и слушателей встретились на zoom-площадке музея и на канале youtube.
Приветствуя коллег, генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский отметил, что музей, как и мир, изменился. Появились новые сценарии посещения музея, музеи создали множество новых материалов, которые позволяют узнать их глубже. Это изменило посетителя, который возвращается в музей более подготовленным. Скорее всего и принципы посещения музея после пандемии тоже изменятся.
В течение двух дней 45 представителей музеев, туристического сообщества и администрации из России, Италии, Азербайджана, Латвии, Казахстана, Украины обсуждали широкий круг вопросов работы музеев в условиях карантина, внедрения цифровых технологий в музейную деятельность, продвижения нового музейного продукта, новых направлений в развитии туризма в пост карантинный период. Организаторы отметили высокий профессиональный уровень докладов и глубокую проработку заявленной темы, вызванные самоизоляцией и временным закрытием музеев для посетителей.
Так, ГМЗ «Царицыно» поделился новаторским опытом в деле создания впечатлений в сети.
Сотрудники музея решили не просто перевести имеющиеся продукты в онлайн-режим, но и поддерживать их эмоционально, с обратной связью, расширяя доступ к своим продуктам, развивая виртуальный туризм. Яркий тому пример – игра «Тайный агент», когда в прямом эфире Instagram сотрудник музея превращался, буквально, в глаза и уши подписчиков, ведя прямой эфир с дорожек царицынского парка, и показывая любимые места по запросам победителей викторины. Музей был единственным в Москве, использовавшим такой интерактивный формат, и единственным музеем в России, включившим в игру обязательное и постоянное взаимодействие со зрителем во время трансляции.
Следующий проект – трансляция google-экскурсии с видеоблогером, который «гулял» по «Царицыну», используя сервис Google Street View, и демонстрировал архивные фотографии по принципу «что было раньше и как стало теперь». Число просмотров данного видео превысило 23,5 тысяч.
Еще одним необычным решением в период пандемии явилось партнерство музея-заповедника с сервером HSE Minecraft и запуск «строительства» «Царицыно» в игре Minecraft.
Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова из Киева представил виртуальный музейный хаб Museum Sikor Sky на базе 3D-модели киевского дома Игоря Сикорского. Как выяснилось, семейный дом гениального авиаконструктора И.И. Сикорского (постройка 1904 г.), который находится в историческом центре украинской столицы, сегодня разрушен почти на 70%. И даже статус памятника национального значения не дает надежды на его восстановление в ближайшее время. Поэтому энтузиасты провели цифровую музеефикацию места и времени для сохранения объекта для потомков.
Калининградский областной музей янтаря поделился опытом в создании совместных команд, включающих музейных и внешних специалистов для гибкого реагирования и адаптации проектных решений в области AR и VR технологий.
Свои новые возможности изучения и продвижения выставок в социальных сетях представил Центр «Эрмитаж-Казань», примеры использования информационно-коммуникационных технологий на платформе Министерства культуры РФ «Artefact», использующей технологию дополненной реальности и VR-фильмы – музей-заповедник «Кижи».
Резюмируя некоторые вступления, можно сказать: чем лучше музей представлен в сети, тем больше желание у потребителя посетить его вживую.
По мнению сотрудников Института международных отношений Казанского федерального университета, пандемия значительно ускорила развитие уже существующих в сфере музейного туризма тенденций диджитализации. Произошла быстрая переориентация на формы деятельности в режиме онлайн. Следует отметить и возросшее разнообразие площадок, используемых музеями – официальные сайты, специализированные платформы, социальные сети, порталы партнеров. Это способствует привлечению в музей, пусть даже в виртуальных формах, новой аудитории. Продвижение музейного продукта на онлайн-платформах, представляющих разноплановый тревел-контент, безусловно, будет способствовать возникновению эффекта синергии, положительно сказывающегося на развитии музейного туризма.
Весьма любопытными оказались итоги опроса членов Союза музеев России, проведенного Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург).
Среди самых интересных предложений респондентов о том, какие бы новые, еще не использованные ими онлайн-форматы они хотели бы внедрить в работу музеев в будущем, можно отметить следующие: онлайн-экскурсии, адаптированные к школьным программам; прямые эфиры с именитыми гостями из сферы культуры; запись платных учебных видеоуроков; небольшие 3–4-минутные ролики, рассказывающие о темах, затрагиваемых в экскурсиях; мастер-классы в режиме онлайн и игры для детей.
Между прочим, в разных социальных сетях музеи внедрили многие свои нововведения. К их числу можно отнести фотоконкурс селфи (фотоконкурс «Я – Наташа Ростова», получивший международный статус), кураторские видеоэкскурсии по экспозициям, мастер-классы и видеоэкскурсии на канале YouTube, сериалы в Instagram (инстаграм-сериал #БахрушиныДома о жизни семьи Бахрушиных), прямые онлайн-эфиры на платформах VK Live и Instagram, новые регулярные рубрики в соцсетях музеев (#Петергоф_из_дома и др.). Даже этот, отнюдь не полный список инновационных форматов работы в социальных сетях показывает, что музеи постарались разнообразить не только содержание своих материалов, но и их формат, а также активно работали в ранее не используемых каналах.
Кроме того, музеи стали осваивать и принципиально новые форматы онлайн-работы, связанные с геймификацией (викторины в Instagram-stories), с интерактивностью (artist talks – открытые лекции-дискуссии свободного формата, проводимые художниками), с потоковым вещанием (стриминговые программы), с образовательной деятельностью (курсы дистанционного обучения), с новыми формами коммуникации (ролики на жестовом языке) и пр.
В ходе опроса НИУ «Высшая школа экономики» выявилось важное обстоятельство – многие музеи сохранили и планируют развивать в посткарантинный период онлайн-продукты, разработанные в пору карантинных ограничений.
Для выявления внутренних барьеров на пути к модернизации работы с посетителями респондентам был задан вопрос о том, каких компетенций не хватает в этой связи сотрудникам музеев в первую очередь. На первом месте оказался – дефицит компетенций в области цифровизации (36,1%), на втором – недостаточность коммуникативных компетенций (24,7%), на третьем – нехватка маркетинговых и менеджериальных компетенций (11,2%).
Проведенное исследование позволило разработать ряд рекомендаций, направленных на активизацию процесса цифровизации музейной деятельности и повышение ее эффективности. Среди них: систематизация и гармонизация внедряемых музеями онлайн-продуктов и онлайн-сервисов; внедрение платных онлайн-услуг для преодоления дефицита финансовых ресурсов, налаживание обратной связи музеев с посетителями и пользователями онлайн-продуктов.
Эксперты считают, что для создания благоприятных условий малым и средним музеям по цифровизации своей деятельности необходимо в кратчайшие сроки создать федеральную методическую платформу для содействия в разработке музейных онлайн-ресурсов. Это поможет музеям избежать существенной части расходов при подготовке данных продуктов и повысит качество создаваемых онлайн-ресурсов.
Поскольку нехватка квалифицированных работников является, по мнению респондентов, основным барьером на пути широкой цифровизации деятельности музеев, следует также предусмотреть разработку и внедрение системы повышения квалификации музейных сотрудников, прежде всего на основе дистанционных технологий, вне зависимости от ведомственной подчиненности музеев.
Сегодня онлайн «визиты» безусловно, расширяют знания о музеях, выставках, театрах среди местных жителей, туристов, специалистов. Виртуальное пространство дает возможность увидеть те детали и нюансы, которые сложно охватить или заметить при очном осмотре. Но в то же время знакомство с произведениями искусства в Интернете позволяет повысить заинтересованность в дальнейшем посещении того или иного музея.
Ничто не проходит зря! Все мы ждем возвращения жизни без ограничений, понимая, что она будет другой. Безусловно, лучшие наработки виртуального пространства войдут в повседневную практику. Как было отмечено на конференции, они могут стать хорошим подспорьем – рекламой, вдохновляющей на поход в музей, театр или на интересное путешествие, мостом, объединяющим целые страны и континенты, времена и эпохи. Минувший год дал музеям четкое понимание, что к своему присутствию в Интернете необходимо относиться более серьезно, качественно, изобретательно, укрепляя свои позиции и помня о закономерности в маркетинге: если бренд надолго теряет контакт с аудиторией, он может потерять эту аудиторию навсегда.
Тексты докладов участников конференции вы сможете найти в группе Круглого стола «ВКонтакте»: @museum_problems_hermitage (https://vk.com/museum_problems_hermitage)