Конное наследие: возвращение к благородным традициям

Как известно, человек приручил лошадь в 6 тысячелетии до н.э.. С тех пор и до недавнего времени феномен лошади полностью определял быт, стиль и философию жизни наших предков. Что касается отечественной конной культуры, то она стала формироваться вместе с российской государственностью. Об этом свидетельствует  научное открытие, сделанное в результате раскопок кургана X-XI века в Крыму. Ученые обратили внимание на останки лошадей, которые лежали рядом с человеком, а также на их сбрую, упряжь и прочую амуницию. Так вот, на этих предметах, изготовленных кочевниками, были нанесены изображения скандинавских рун. Данная находка лишний раз подтверждает, что российская традиция верховой езды выросла из сплава трех культур: славянской, скандинавской и кочевой.

Сегодня к конному наследию относится все то, что имеет отношение к лошади, ее разведению, использованию и даже ее изображению. Конечно, наиболее впечатляет  архитектура – конюшни и манежи, в особенности, когда они были составной частью дворцовых ансамблей, скажем, в Версале, Шантийи, Петергофе или Гатчине или такие крупные конные комплексы как ипподром Лоншан недалеко от Парижа или Центральный московский ипподром.

К категории конного наследия можно отнести и самые разные предметы, которые на протяжение столетий изготавливались для лошадей и всадников: подковы, удила, седла, разнообразное снаряжение, и т.д. У нас работают редкие мастера, например, шорники, сохранившие древние технологии производства седел или казачьей скашовки – ремня, связывающего между собой стремена под грудью коня и т.д.

Таким образом, нематериальное конное наследие простирается от традиционного искусства кузнеца до академической верховой езды, не говоря уже о разнообразии лошадиных пород, составивших уникальное природное и культурное наследие.

Начиная с первобытного человека, и дальше – для многих деятелей искусства, художников, скульпторов  лошадь служила источником вдохновения, воспринималась как самое красивое и самое благородное животное, но вместе с тем и самое сложное для передачи его движения на холсте или в материале.

Лошади и казаки в живописи Александра Щебуняева

Есть замечательный живой пример из истории русского конного наследия: пробег казака Дмитрия Пешкова на своем коне амурской породы по кличке Серко. Менее чем за 200 дней в 1889-1890 гг. Пешков покрыл расстояние в 9 000 км от берегов Амура на восточных границах Российской империи до Санкт-Петербурга. Велика Россия!

И есть в ней потрясающие «конные» места: конюшни и манеж Петергофа, Хреновский конный завод под Воронежем (графа Орлова), Новотомниково, Лаврово, Прилепы, Старожилово, Малкинский конный завод в Кабардино-Балкарии, Кузьминки в Москве, цирк Ченизелли в Санкт-Петербурге. Мало кто знает про Царскосельское кладбище лошадей, на котором похоронен знаменитый Лами Александра 1 и десятки других благородных скакунов. К сожалению, большинство архитектурных сооружений, построенных лучшими архитекторами прошлого в разных странах мира для лошадей, ныне используются не по назначению. Как правило, просторные манежи и конюшни отдаются под выставочные пространства, спортивные и концертные площадки. Увы, вернуть в них лошадей не удастся, т.к. изменилась сама система обеспечения коммуникаций, да и по содержанию животных появился новый свод правил в условиях современных городов. Хотя редкие примеры, пусть не полного, а хотя бы частичного ввода лошадей в «исторические декорации» все же есть.

Почти исчезнувшая в живой природе лошадь Пржевальского.

Потрясающе-уникальным событием можно считать заключение франко-российского соглашения о побратимстве Императорских Конюшен в Петергофе и Королевских Конюшен Версаля, пописанного в рамках VI Санкт-Петербургского международного культурного форума. Документ был подписан заместителем министра культуры РФ О.В. Рыжковым и главным администратором Государственного учреждения замка, музея и национального владения Версаль, господином Тьерри Госсроном.

Договоренность двух исторических конюшен предусматривает развитие конного наследия, которое будет заключаться в продвижении памятников-побратимов, в обмене опытом по управлению объектами, технологиями сохранения и приспособления объектов для современного использования. Как стало известно, после реставрации ансамбля конюшен Петергофа, там планируется создать конный театр, который будет выступать не только в России, но и на площадке  Версаля.

Императорские конюшни в Петергофе, (неоготика, XVIII век, арх. Н Бенуа).

Эту новость с восторгом  приняли участники Международной конференции – «Историко-культурное конное наследие России и Европы. Экономика, спорт, туризм и окружающая среда», прошедшей накануне подписания соглашения в Доме архитектора.

Впервые в Россию прибыла столь представительная делегация  ведущих экспертов европейского «конного» мира – княгиня Мари-соль де ля Тур д’Овернь, вице-президент Фонда парков и садов Франции, Паскаль Льево, главный хранитель наследия, руководитель департамента управления исследованиями и научной политики Дирекции наследия Министерства культуры Франции, Патрик Тессеренк, главный берейтор легендарного Кадр Нуар, Жаклин Монжелла, директор замка-музея в Сомюре, и т.д.

Почему Франция? Потому что в  современном мире именно она является лидером в деле поддержания конной культуры, чей расцвет приходится на XVII и XVIII века, и во многом был обусловлен влиянием двора и образа жизни аристократии. Именно в это время проявляются самые сложные и изысканные техники выездки, формируется Французская национальная школа верховой езды, внесенная в 2011 году в список мирового наследия ЮНЕСКО. Эти традиции сохраняются и сегодня: более 600 000 членов Французской федерации конного спорта, развивается конный туризм, растет число частных коневладельцев.

Большие королевские конюшни Версаля (барокко, XVII в., арх. Жюль Ардуэн-Мансар).

Стоит перечислить темы четырех ключевых заседаний, чтобы понимать уровень и масштаб петербургской встречи конников: «Значимые архитектурные ансамбли конного наследия России и Европы: богатая история, требующая продолжения», «Традиции применения лошади: нематериальное и материальное наследие», «Живое наследие для современной публики», «Лошадь сегодня: спорт, туризм, наследие». С докладами выступили более двадцати экспертов из России, Франции, Италии, Германии, Португалии и Ирана.

Модератором и научным руководителем конференции стал знаток своего дела – руководитель департамента управления исследованиями и научной политики Генеральной дирекции наследия Министерства культуры Франции Паскаль Льево. Он в частности сказал: «Наша задача заключается в том, чтобы продемонстрировать очевидное богатство, масштаб и ʺпротяженностьʺ конного наследия, а также современную значимость его сохранения и привлечения к нему интереса. Помимо своей исторической ценности конное наследие представляет важный ресурс в области экономики, туризма и окружающей среды, которому современное общество пока не уделяет должного внимания».

Кстати, на французскую делегацию большое впечатление произвело то, как сегодняшняя Россия восстанавливает связь со своим конным прошлым, воскрешает и поддерживает традиции.

Французские спикеры – участники дискуссии  на Международной конной конференции.

Если резюмировать доклады российских коллег и общение с экспертами в кулуарах форума, то по нашей стране получается весьма оптимистичная картина: устойчивый рост интереса к конному спорту; в разы увеличилось число коневладельцев, конных клубов, в том числе туристических; появились серьезные проекты по возрождению старинных конезаводов, строительству новых, например, Дома лошади и Кремлевских конюшен в Москве; вынашиваются идеи по строительству ипподромов в Крыму, Владивостоке и Санкт-Петербурге и т.п.

Будем надеяться, эта тенденция продолжится, и в скором времени мы увидим много прекрасных, холеных и счастливых лошадок, а вся система представления конного наследия в современной России вернется к настоящему искусству конного театра – полноценной составляющей культурной традиции страны.