Нехитрые расчеты китайского шопинга в Санкт-Петербурге
Что и где покупают китайские туристы?
Как известно, КНР по паритету покупательной способности занимает первое место в мире. Китайцы – это нация потребления, они заядлые покупатели, и в рамках любой поездки всегда планируют многочисленные покупки, будь то янтарь, произведения искусства, брендовые вещи или шоколад. Конечно, в какие-то магазины их массово завозят гиды, а в какие-то они ходят сами.
Не думаю, что магазины на Невском проспекте принадлежат китайским теневым структурам, – это известные предприятия торговли Санкт-Петербурга, и туда частенько заглядывают гости из Поднебесной, о чем свидетельствуют приветственные вывески на китайском языке и логотипы китайских платежных систем на входных дверях: WeChat, Alipay, Union Pay. Совершенно очевидно, что нередко покупки здесь совершают именно китайские туристы!
Согласно недавнему исследованию РБК, за девять месяцев 2019 года каждый китайский турист оставлял в Петербурге не менее 20 тыс. руб. Причем, на самые популярные товары у китайских туристов – янтарь и косметику приходится 60% от всех покупок в российских магазинах. Далее идут ювелирные украшения (12%), сувениры (8%), алкоголь (6%) и шоколад (5%).
В пику всем выпадам против китайских туристов и доводам типа «ничего не тратят, и городу нет от них никакой пользы», я решила специально понаблюдать за нашими гостями и провести небольшое исследование во время очередной вылазки в Эрмитаж. Она оказалась на удивление показательной и провела меня по трем точкам стандартного маршрута, по которому ежедневно курсируют китайские группы в Санкт-Петербурге.
Точка первая – Эрмитаж.
В конце октября более десяти групп за один день – это серьезный показатель! Все группы быстро и организованно входили через Комендантский подъезд, снимали верхнюю одежду и собирались возле гардероба в стройную колонну. Гиды с флажками были исключительно наши. Поскольку экскурсии проводились с помощью радиооборудования, никакого сверхъестественного шума от китайских граждан не исходило.
Впечатлило количество туристов в группах, и количество самих групп, но это скорее плюс для музея с точки зрения выручки от продажи билетов и сувениров.
Чуть позже в сувенирных магазинах Эрмитажа я встретила интеллигентных китайских туристов, которые пристрастно выбирали книги и репродукции картин, оплачивая покупки картами.
Девушки-кассиры сказали мне, что китайские туристы, как и все остальные, покупают у них самые разные сувениры: от значков до ювелирных изделий.
Сам факт присутствия в музейном магазине целой витрины изделий из янтаря, филигранных авторских вещиц по соответствующим ценам, говорит о совершенно конкретном спросе, который, как известно, рождает предложение.
Точка вторая – Гостиный двор.
Возвращаясь из Эрмитажа, на Невском проспекте я зашла в сувенирные ряды универмага Гостиный двор, где два года назад открылся фирменный салон одного калининградского предприятия «Янтарный мост».
Торговый зал оформлен в стиле Янтарной комнаты с ее изображением во всю стену, янтарными деревьями, наборными картинами, панно и массой ювелирных украшений в витринах. Сразу понятно, кому адресована эта визуализация.
Новый торговый проект Калининграда и Санкт-Петербурга направлен на продвижение янтаря, как национального бренда России, дабы предложить рынку «альтернативный выбор» и предоставить возможность отечественному производителю напрямую реализовать свою продукцию, гарантируя потребителю качество, подлинность и адекватные цены.
Как отмечается в релизе холдинга «Русский янтарь», калининградские производители янтаря уже давно сталкиваются с проблемой нелегального распространения недоброкачественного камня через серые схемы китайского бизнеса, поэтому делают ставку на собственную сеть фирменных магазинов «Янтарный мост» по всей России.
По словам продавцов Гостиного двора, китайские туристы захаживают в янтарный отдел довольно часто небольшими и большими группами, с гидами и без них. Покупают много, расплачиваются картами Union Pay и Alipay.
Чаще всего, они выбирают бусы, кулоны, четки из молочного янтаря и прочие изделия. Вкусы совершенно разные!
Хоть и говорят, что цены здесь ниже, чем в других магазинах города, на бирке самых ходовых янтарных бус я увидела цифру в 80 000 рублей. И ничего, берут!
Точка третья – Азбука вкуса.
Вечером того же дня я зашла в супермаркет «Азбука вкуса» возле гостиницы Park Inn Прибалтийская 4*, которая, замечу, принадлежит не «китайской мафии», а американо-бельгийской Radisson Hotel Group. Здесь часто останавливаются китайские группы. Настолько часто, что соседний продуктовый магазин «Азбука Вкуса» (не самая дешевая сеть в городе), подготовил для них отдельный стеллаж с самым востребованным товаром Taste of Russia и дегустационную стойку с черной икрой.
Продавец-консультант сказал мне, что китайцы обязательно покупают баночку-другую черной икры, а в прошлом году те, что приезжали на Чемпионат мира по футболу, просто ее «гребли»!
Пока я рассматривала «тематические товары», в магазин вошла группа китайских туристов и сразу направилась к витрине Taste of Russia. Видимо, они здесь не впервые! Женщины начали бойко складывать в свои тележки стопки шоколадок «Аленка», «Вдохновение» (по 20 штук), коробки шоколадных конфет, сушеные белые грибы, баночки с медом, подарочные бутылки водки и пр.
Охранник магазина, несущий службу возле касс, поделился со мной своими наблюдениями. Оказывается, в последнее время хит продаж среди китайских туристов – устройство IQOS (разработка «Филип Моррис Интернэшнл» ) – так называемая, электронная сигарета, имитирующая курение путем выработки «табачного пара». Цены на девайс колеблются от 6000 до 8000 рублей, и некоторые китайцы закупают их блоками!
Средний чек каждого туриста, по словам кассиров, составляет 3 000 рублей. Не знаю, но передо мной два молодых представителя группы выложили по 10 000 рублей за свои гастрономические сувениры. К оплате принимаются карты Alipay, Union Pay, а два года назад магазин ввел платежную систему WeChat Pay для удобства работы с «особо ценной аудиторией».
Я заметила в тележках китайских покупателей также немного скоропортящихся продуктов (колбасная нарезка, йогурты, закуски в баночках), видимо, для предстоящего ужина в отеле.
Кстати, это обстоятельство вызывает недоумение наших отельеров – почему китайские гости не ужинают в ресторане отеля, а идут в хороший супермаркет, закупают там дорогие продукты и едят в номерах, хотя во многих случаях ужин обошелся бы им гораздо дешевле. Как выяснилось, происходит это отнюдь не из-за желания сэкономить.
Однажды в Китае местный гид пожаловался мне на то, что в КНР отсутствует обязательная сертификации продуктов питания, и на прилавке может оказаться все что угодно, и никто не несет за это ответственность. Китайцы восхищаются и очень уважают Россию за то, что у нас с советских времен действует строгая система контроля качества. Они глубоко уверены, что на российские полки попадают только самые экологичные и безопасные продукты, поэтому с удовольствием их покупают и пробуют. Если хотите, это тоже обязательная часть их туристической программы!
Вот, такое у меня получилось исследование. Разве можно после этого утверждать, что китайские туристы ничего в наших магазинах не покупают и все их деньги через какие-то подпольные структуры возвращаются в Китай? Если да, то, что же тогда я видела собственными глазами?
Конечно, китайские гиды довольно услужливы, и стараются отработать свои главные задачи: с одной стороны, они направляют группу в специальные магазины, где якобы «все дешевле» и рекомендуют именно там покупать, а с другой – вынуждены считаться с пожеланиями туристов – пройтись в свободное время по интересующим их торговым центрам, заехать в продуктовые супермаркеты, арт-галереи и прочие непредусмотренные программой места. Китайские туристы становятся все требовательнее, умнее и самостоятельнее, их все сложнее «развести» на деньги, особенно если им есть с чем сравнить, если есть хоть какая-то информация в наших отелях и магазинах на китайском языке.
Кроме того, отзывы самих туристов в соцсетях, после поездки в Россию дают остальным китайцам пищу для размышлений, включая ценные советы и рекомендации, куда действительно стоит заходить, где покупать и что, сколько стоит в действительности.