«Новый Шелковый путь». Взгляд изнутри»

Тезисы выступления для сборника материалов четырнадцатого Круглого стола «Музей и проблемы «культурного туризма».

   Государственный Эрмитаж 2016 г.

Самый древний и самый грандиозный гуманитарный маршрут человечества — «Великий шелковый путь» сегодня переживает второе рождение и претендует на то, чтобы стать в ближайшее время не только историческим брендом, но и самым протяженным  туристическим маршрутом в мире – 12 800 км!

В пределах древней караванной дороги лежат города и цивилизации, чьи названия дышат экзотикой Востока: Самарканд, Ташкент, Бухара, Хива, Тегеран, Баку, Турфан, и т.д. Здесь находятся сотни достопримечательностей, внесенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, которые мечтают увидеть миллионы туристов. К счастью, современное состояние инфраструктуры и транспортная доступность многих регионов позволяет им не только достойно принимать зарубежных гостей, но и стать основой для создания транснационального продукта. По большому счету, это «голубая мечта» общемирового туристского сообщества – предоставить всем путешественникам прямой доступ к культурно-историческому наследию, без географических и государственных границ.

Многие историки отнюдь не преувеличивают значение Великого шелкового пути в истории человечества, заявляя, что он был объединяющей программой, некой «моральной заменой войны». Как известно, Великий шелковый путь просуществовал со II века до н.э. до XV века, и утратил свою актуальность в эру географических открытий.

С той поры предпринимались попытки вернуть маршрут, но робкие, и только в ХХ веке, с началом эпохи глобализации эта тема оказалась не гребне волны.

Как выглядит и что собой представляет турпродукт «Великий шелковый путь»?

У автора этих строк была возможность в 2015 году пройти по следам великого маршрута из самого сердца древнекитайской цивилизации — провинции Хэнань. Здесь зародились основы традиционной китайской культуры: философия, письменность, церемониал, боевые искусства, национальный театр, архитектура; здесь 20 династий императоров Поднебесной создавали свои дворцы и столицы.

Административный центр провинции город Чжэнчжоу на реке Хуанхэ считается  одним из самых перспективных мегаполисов КНР, в том числе благодаря проекту «Новый шелковый путь».  Он стоит на перекрестке автомобильных и железнодорожных путей, его называют «сухой порт», так как сюда стекаются и распределяются грузовые потоки и товары, именно отсюда они начинают движение дальше — по древнему маршруту в Среднюю Азию, Россию и  Европу.

Если говорить о достопримечательностях провинции, имеющих отношение к всемирному наследию Великого шелкового пути (ЮНЕСКО), то их насчитывается более 20-ти, перечислю лишь те, что мне посчастливилось видеть своими глазами.

Прежде всего, это Гроты Лунмэнь, расположенные вблизи древней столицы Лоян, представляющие собой замечательный объект туристической индустрии Китая 5А.

Еще — прославленный монастырь Шаолинь в Дэнфэне на горе Суншань, ведущий свою историю с 5 века. Большая часть монастыря – «новодел», но очень деликатный, максимально приближенный к историческому оригиналу. Видно, что обитель живая, непосредственная, с хорошо организованной логистикой.

В восточной части провинции Хэнань расположен город Кайфэн (прежнее название Баньлян), бывший одной из 7 древних столиц Поднебесной.

Сегодня Кайфэн — образцовый туристический центр, его опыт по созданию и сохранению культурно-исторической среды ставят в пример.  Недавно власти Кайфэна решили к своим «якорным» достопримечательностям (храму Дайсянго-сы и Железной пагоде) добавить еще одну — этнографический парк Цинмин. Благодаря историческим и новым достопримечательностям, Кайфэн стал очень популярен у внутренних туристов, посещающих его в немыслимом количестве — 23 млн. человек ежегодно! 10% из них – иностранцы.

Но для того чтобы прочувствовать истинную атмосферу Великого шелкового пути необходимо побывать в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР), расположенном на северо-западе Китая между хребтами Куньлунь, Тянь-Шань и Монгольским Алтаем. Через эти горные перевалы, пустыни и оазисы древнего Уйгурстана пролегали величайшие караванные маршруты, по которым происходил обменом материальными и культурными ценностями Азии и Европы.

Территорию СУАР часто называют перекрестком Великого шелкового пути, потому что более двух тысяч лет назад  дорога здесь разветвлялась, как минимум, на три направления: южное, центральное и северное. Вдоль этих трасс до сей поры находят гробницы, буддийские пещеры, древние городища.

В СУАР расположено 8 пейзажных областей, представляющих уникальные ландшафты — горы, ледники, бурные реки, пустыни и цветущие долины. Современные  объекты экотуризма и разнообразные турпродукты в настоящее время пользуются огромным спросом у китайских туристов.

Учитывая, что уровень жизни в САУР на много выше чем в соседних странах Центральной Азии; наличие современной инфраструктуры, безопасности и высокой культуры гостеприимства, дают основания прогнозировать скорый рост международного  турпотока в эту дестинацию, особенно в рамках транснациональных программ «По следам Великого шелкового пути».

Что касается среднеазиатских стран, то они воспринимают этот проект, как Ренессанс искусства, культуры и науки тюркского мира. Повсеместно принимаются государственные программы по возрождению исторических центров шелкового пути, созданию инфраструктуры туризма, сохранению ремесел и уникального культурного наследия.

В среднеазиатских странах СНГ уже сегодня пользуются спросом соответствующие турпродукты: программа «Всемирное наследие Великого шелкового пути», предлагающая туристам путешествие по маршруту Казахстан — Узбекистан — Туркменистан, тур «По странам Центральной Азии». С 2003 года действует специализированный туристский поезд «Жемчужина Шелкового пути», который проходит по территории Казахстана, Узбекистана и Туркменистана. Этот маршрут планируют довести на западе до Ирана, а на востоке – до Китая. Все подобные проекты красноречиво говорят, что самый перспективный путь развития туризма отдельных стран и данного региона в целом – это участие в транснациональном проекте «Новый шелковый путь».

Сегодня много сделано для развития массового транснационального туризма на исторической трассе «Великий шёлковый путь»: подготовлена материальная, культурная и ментальная основы.

По прогнозам экспертов ВТО и ЮНЕСКО, проект «Новый шелковый путь» имеет большое будущее. Так, некоторые среднеазиатские дестинации (Узбекистан и СУАР) вошли в топ направлений, где в ближайшее время ожидается туристический бум, а прославленный древний маршрут к 2020 году станет одним из самых популярных и способных привлечь около трети туристов со всего мира.

Автор презентации — Татьяна Деменева.