Юбилейный экскурс в историю религии
В канун 85-летнего юбилея Государственного музея истории религии Travel Media Club провел экскурсию-встречу тревел-журналистов и научных сотрудников музея, посвященную проекту «Великий шелковый путь в Санкт-Петербурге».
Мы уже писали о том, какие сокровища хранятся в музеях Санкт-Петербурга народов и эпох расцвета ВШП, и как можно использовать потенциал музеев в рамках межрегиональных программ по данному туристическому продукту.
Цель экспертных мероприятий Travel Media Club – на деле показать, как может быть воплощен в жизнь проект «Великий шелковый путь в Санкт-Петербурге»: от тематических коллекций музеев города до конкретных культурно-исторических памятников ВШП на территории стран, где исторически проходил маршрут.
Петербургский музей истории религии – единственный в России и один из немногих музеев в мире, экспозиции которого представляют историю возникновения и развития религии. В настоящее время фонды Музея насчитывают около 200 000 экспонатов. Это памятники истории и культуры разных стран, эпох и народов, древнейшие из которых датированы VI тысячелетием до н.э.
Десять лет назад были открыты два новых раздела экспозиции – «Ислам» и «Религии Востока», они и стали целью ознакомительной экспедиции членов Travel Media Club. Экскурсия включала компетентный рассказ специалистов о культовой практике, религиозной символике и художественном своеобразии культур восточноазиатских стран, их взаимодействии благодаря ВШП.
Хранитель Фонда “Религии Востока” Валентина Николаевна Мазурина представила ценнейшие экспонаты Куршанской империи, возникшей в первые века нашей эры, и простиравшейся от древней области Бактрии на северо-западе до северных районов Индии и Непала. Многочисленные племена и народы, населявшие Куршанское государство, исповедовали различные религии. В этот период на территорию Средней Азии стал проникать буддизм, о чем свидетельствуют многие находки, сделанные в комплексе Кара-тепе в окрестностях Старого Термеза на границе Узбекистана и Афганистана.
В 60-х годах здесь начались планомерные археологические работы, в которых принимали участи Государственный Эрмитаж, Государственный музей искусств народов Востока, научно-исследовательский институт реставрации и Государственный музей истории религии. Валентина Николаевна была участницей тех событий и лично раскопала артефакты, ныне украшающие коллекцию музея. Ее рассказ о ходе работ – это сюжет для приключенческой книги. Остановимся на некоторых, интересующих нас страницах.
Итак, буддийский культовый комплекс Кара-тепе состоял из множества святилищ, каждое включало пещерные помещения и наземные сооружения. В одной из пещер была обнаружена скульптура Будды, она откололась от постамента и лежала чуть поодаль. В витрине музея сегодня хранится тот самый постамент с оставшимися «тапочками Будды».
Раскопки в приграничном кургане Кара-тепе дали огромный эпиграфический материал, представленный надписями брахми и кхароштхи (древнеиндийские алфавиты), и особенно бактрийским письмом. На стенах коридоров пещер надписи выполнялись красными пигментами либо в технике граффити, были и росписи – монохромные изображения Будды, в нишах стояли светильники. Из найденных черепков археологи восстановили изящные сосуды, явно вдохновленные античной керамикой. А найденная головка Дэвата (небесного гения), отвалившаяся от лепного декора, так вообще кажется перекочевала из средиземноморья. Влияние культур очевидно, движение на трассах Великого шелкового пути в 3-4 веках нашей эры было весьма оживленным.
Комплекс в Кара-тепе археологи, буквально, разбирали по частям. Оставлять его как есть в труднодоступной и опасной приграничной зоне было бессмысленно, поэтому настенные росписи спиливались, закреплялись на гипсовую основу и доставлялись в столичные музеи. В витрине петербургского музея истории религии висят два небольших фрагмента фрески с изображением Будды и ступы, но самая большая роспись 4 века размером 1 Х 3 метра была спилена отдельными кусками и привезена на грузовике в Санкт-Петербург в 70-х годах. Эта живописная композиция размещалась в средней части стены пещеры над однотонной красной панелью и была выполнена по сплошному грунту.
В первые века нашей эры буддизм начинает распространяться в государствах Центральной Азии и Дальнего Востока. Научный сотрудник научно-методического отдела, специалист по Китаю Павел Тугаринов познакомил журналистов с историей появления буддизма в Поднебесной в 1 веке и как он интегрировался в систему других великих религий (конфуцианство и даосизм).
Первоначально буддизм был воспринят правящей и духовной элитой Китая как интеллектуальное новшество, но с течением времени он приспособился к многовековой культурной традиции и вступил в диалог с существующими религиозно-философскими учениями. Основные направления и школы китайского буддизма были оформлены в 6-7 веках. Наиболее значимые из них – Чань-буддизм, более известный в его японской форме как Дзен, основанный на практиках медитации и школах Чистой земли (Цзинту), призывающей своих последователей к достижению рождения в Счастливой земле будды запада Амитабхи (Амитофо).
Конфуцианство возникло в Китае в 6 в до н.э, при династии Хань (3 в.н.э) это социально-политическое учение стало официальной идеологией китайской империи.
Конфуций (Кун-цзы) жил в эпоху великих социально-политических потрясений. Разрушались патриархально-родовые нормы, устанавливалась централизованная власть правителей отдельных царств, опиравшихся на аппарат незнатных служащих чиновников. Выступая с критикой своего века, Конфуций видел авторитет в полулегендарных императорах. Он разработал учение о совершенной организации общества и мироздания, в основе которой было учение о Золотом веке – времени правления древних императоров Китая «совершенно мудрых мужей».
Конфуций сформулировал идеал совершенного человека (цзюнь-цзы), который должен обладать такими качествами, как гуманность, чувство долга, образованность, искренность, знание церемоний и ритуалов, сыновья почтительность. Высшим проявлением совершенного человека был объявлен император, обожествлен и приравнен к владыке неба. Конфуций основывался на древнейших верованиях и идеалах китайцев. Ритуалы почитания сил природы и культ предков были сохранены, пантеон – дополнен образами обожествленных героев древности. Увы, при жизни Конфуций не получил широкого признания, его канонизировали лишь после смерти и стали изображать в одежде императора в окружении учеников, с символами власти. В его честь стали сооружать храмы и совершать ритуалы.
Важной частью конфуцианства является этико-ритуальное учение о сыновней почтительности – «Сяо». Это центральный принцип в организации государственных и семейных отношений. Император – Сын Неба почитался своими подданными как отец. А вот, согласно другому религиозно-философскому течению, даже Великое Небо следует Дао – всеобщему закону и абсолюту. Даосизм возник в Китае, практически в то же время, что и учение Конфуция (6-5 вв. до н.э.). Его основателем считают философа Лао-Цзы, хотя точных сведений о нем нет. Согласно легенде, мать вынашивала будущего мудреца восемьдесят лет, поэтому философ родился уже стариком. Высший принцип его учения проявляется как «Дэ» – гармония, благая мощь, справедливость. Важным также является понятие «Ци» – некой первосубстанции, энергии, оживляющей все сущее. Стремление познать Дао и слиться с ним породило в Китае традицию отшельничества, а благосклонность императоров обеспечило учению возможность достижения бессмертия в человеческом теле.
Благодаря сильнейшему влиянию конфуцианства и даосизма, многое в практике и священном каноне китайского буддизма значительно отличается от исходных индийских форм. Например, так выглядит буддийская сутра, переведенная на китайский язык – философский махаянский текст, утверждающий тождество сансары (мира страданий) и нирваны (состояния внутреннего покоя), и рассматривающий освобождение как «переход на другой берег» бытия. Вообще, история Китая носит цикличный характер – династии правили примерно по 300 лет, далее следовали периоды смут, затем укреплялась на троне очередная династия и т.д.
Китайская экспозиция музея истории религии не слишком большая, зато информативная и очень наглядная. Мы провели у стендов минут сорок и в голове как-то все начало складываться относительно «сань цзяо хэи» (три учения – суть одно) – конфуцианства, даосизма и буддизма.
В зале Ислама заместитель директора по научной работе Екатерина Терюкова поведала о самой молодой мировой религии, столпах этой веры и ее распространении по Великому шелковому пути.
Как утверждают историки, до 7 века на Аравийском полуострове не было ни одной безраздельно господствующей религии, лишь некоторые локации языческих верований. Кризисные явления, вызванные экономическими и социальными переменами в обществе, породили в разных частях Аравии политические движения, во главе которых становились люди, претендовавшие на прямую связь с верховным божеством Рахманом или Аллахом и называвшие себя пророками (наби). В 610 году появился еще один пророк в Мекке по имени Мухаммед, призывавший отказаться от идолопоклонничества и уверовать в Единого Бога.
Притесняемый мекканцами-язычниками, в 622 году он переселился в Ясриб (год переселения является первым годом мусульманского летоисчисления), а затем вместе со своими приверженцами завоевал Мекку. К моменту смерти Мухаммеда исламу был подчинён уже весь Аравийский полуостров, а затем халифы пророка завоевали обширные территории азиатских и африканских владений Византийской империи и частично Европу. Помимо ислама, наместники распространяли арабскую культуру и язык, а впоследствии также и накопленные (в том числе античной цивилизацией) научные знания, которые оказали непосредственное влияние на развитие науки в целом. Если исключить Европу, то это культурно-языковое и религиозное пространство сохраняется до сих пор.
Журналистам было очень интересно и полезно разобраться в различных идейных течениях ислама: суннизме, шиизме, суфизме; понять религиозную символику и художественное своеобразие мусульманской культуры.
По мнению участников Travel Media Club, подобные встречи помогают пополнить багаж ценных знаний, быстро и глубоко вникнуть в тему, что, несомненно, пригодится им в ходе предстоящих пресс-туров по странам Востока и Азии и, отразиться на уровне пост-публикаций.