Высоцкий-Шемякин: два гения, два юбилея, две судьбы.
Вчера вечером, в день рождения Владимира Высоцкого в Центре Михаила Шемякина на ул. Садовой, 11 открылась выставка «История легенды. Шемякин, Высоцкий, и русский Париж 1970-х», которая раскрывает творческий диалог художника и поэта и передает атмосферу Парижа 70-х годов.
Проект готовился заранее и специально к 80-летию поэта, барда, артиста, «Пушкина современности», как часто любят называть Высоцкого, по инициативе художника – близкого друга Михаила Шемякина, который в нынешнем году также готовится отпраздновать свой 75-летний юбилей.
Дружба Шемякина и Высоцкого началась в 1974 году, во время одного из визитов последнего в Париж Михаил Барышников представил их в старинном особняке актрисы Одиль Версуа – родной сестры Марины Влади. Спустя годы, в своей книге Михаил Шемякин писал: «Меня с Володей связывала глубокая и длительная дружба. У нас было много общего как в биографии, так и в мироощущении. Отцы прошли войну, оба служили в Германии, где порознь проходило наше детство, дослужились до полковников. Оба мы впитали ужас руин побеждённой великой страны. Потом был неуют и теснота коммуналок на родине, где воочию предстала нам чудовищность режима Совдепии. Сближало и сходство характеров – устремлённость в сферу искусства, а главное – желание найти правду, непримиримость и даже радикализм в поисках справедливости».
В этой связи, еще цитата: «Самое сильное впечатление от песни – «Охота на волков», я услышал её у Галича и был потрясён. В песне не было ни одной фальшивой ноты, в ней было все – ритм, цвет, композиция, гармония. А какой духовный напор! Речь шла об облаве на наше поколение бунтарей, инакомыслящих. Гениальная вещь!»
Выставка также рассказывает об атмосфере, которая царила в 70-е годы в Париже. Тогда три волны русской эмиграции, совершенно разные, столкнулись в одном городе: доживали белые офицеры и послевоенные беженцы, хлынула третья волна поэтов, художников и музыкантов. В это же время начинали приезжать с гастролями и артисты из СССР. Михаил Шемякин занимался пропагандой русских художников-нонконформистов и поэтов, запрещенных в СССР, и сохранением памяти о русской культуре в Париже, организовывая выставки, издавая книги, журналы, пластинки.
За стеклом витрины и на стенах можно увидеть страницы литературного и художественного альманаха творчества третьей волны эмиграции «Аполлон-77», который был составлен и издан в Париже, оригинальные пластинки с дарственной надписью Высоцкого. В этом разделе на фотографиях узнаваемые лица деятелей Русского Парижа 1970-х годов и друзей Шемякина: Александра Галича, Андрея Синявского, Юрия Любимова, Булата Окуджавы, знаменитых цыган Владимира Полякова и Алеши Дмитриевича. Снимки все оригинальные и предоставлены художником из его личной коллекции.
На фоне общего подъема художественной интеллигенции в эмиграции развивалась дружба Михаила Шемякина и Владимира Высоцкого, которая переросла в сотворчество: Шемякин взялся записывать песни Высоцкого в своей студии и за 6 лет работы создал лучшую коллекцию барда. Аккомпанировал Высоцкому на второй гитаре Константин Казанский. Записи были изданы только в 1987 году, после обработки в Нью-Йорке Михаилом Либерманом. Серия включает в себя 7 пластинок.
В свою очередь Высоцкий подтолкнул Шемякина к созданию памятника Петру I. Вот, как это описал Михаил Шемякин: «Незадолго до того памятного парижского вечера, когда зародилась идея скульптуры ПетраI, Высоцкий сыграл роль любимца великого государя — знаменитого абиссинца Ганнибала, приходившегося прадедом Александру Сергеевичу Пушкину. (…) После долгих споров и рассуждений, каким должен быть ПетрI в моей скульптуре и как избежать шаблонного изображения, Высоцкий неожиданно взял в руки гипсовую голову Петра, выполненную Растрелли, вскочил на табурет и, поставив гипсовую голову Петра на свою, воскликнул: “Вот таким он должен быть у тебя! Точнее, чем эта голова, не придумаешь!” – “А ведь действительно, — пронеслось в моей голове, — что может быть точнее и правдивее прижизненной маски, снятой с ПетраI Карлом Растрелли для его знаменитой «Восковой персоны», уже несколько веков сидящей в парадном облачении, таращащейся из-за витринного стекла на любопытных посетителей Эрмитажа”».
Всего Михаилом Шемякиным было проиллюстрировано 42 песни и стихотворения Владимира Высоцкого – по годам жизни поэта. Графические работы к стихам Высоцкого собраны в книге «Две Судьбы», подведшей итог тридцатилетней работы художника, и увидевшей свет в прошлом году.
Иллюстрации Михаил Шемякин распределил по темам: судьба, алкоголь, охота на волков, психбольница, цветы зла, гражданская война, Великая Отечественная война, Россия.
Все они представлены на выставке в Санкт-Петербурге.
Кроме того, экспозиция дополнена редкими фотографиями, сделанными в парижской мастерской Михаила Шемякина в 1976 году известным французским фотографом Патриком Бернаром. На этих редких снимках Владимир Высоцкий изображен на фоне любимых метафизических работ художника.
Отдельное место в экспозиции занимает серия работ «Чрево Парижа» и сделанные Шемякиным фотографии мясников Центрального парижского рынка, вдохновившие Высоцкого на стихотворение «Тушеноши».
Несколько месяцев назад, во время своего последнего визита в Санкт-Петербург Михаил Шемякин рассказал нам, как все эту начиналось: «Я узнал, что французы решили снести историческое место – Чрево Парижа. На мой взгляд, это большая трагедия, так как это колоритный уголок города, который великолепно описал еще Эмиль Золя – и уникальное архитектурное сооружение рынка, где веками торговали мясом и другими продуктами фермеры Франции. Само помещение состояло из чугунных балок соединенных в геометрическое кружевное пространство, и ночью с улицы были хорошо видны висящие туши коров, свиней, баранов.
Больше всего мое воображение поражали громадного роста мясники-тушеноши, в которых ощущалась какая-то нечеловеческая сила. Эти гиганты взваливали на спину 400 килограмовую тушу быка и согбенными брели друг за другом в белых халатах, перепачканных кровью, являя собой какую-то удивительную картину пантагрюэлевских миров».
«Я потом много рассказывал про Чрево Парижа и показывал свои снимки Высоцкому. На него они тоже произвели сильное впечатление, тогда-то и родилось стихотворение «Тушеноши» о слиянии человека с тушей животного».
По признанию Шемякина, его иллюстрации к стихотворению Высоцкого были связаны с философским и поэтическим взглядом поэта на исторический рынок и работающих там людей. Возникла довольно необычная творческая метаморфоза. Стих Высоцкий написал под впечатлением рисунков Шемякина, а после его смерти художник выразил изобразительную интерпретацию его поэзии. Этот диалог продолжается и сегодня.
…Кончал палач – дела его ужасны,
А дальше те, кто гаже, ниже, плоше,
Таскали жертвы после гильотины:
Безглазны, безголовы и безгласны,
И, кажется, безсутны тушеноши,
Как бы катками вмяты в суть картины…
Яркими мазками экспозицию выставки украшают серия картин «Карнавалы Санкт-Петербурга» и оригинальные натюрморты Михаила Шемякина 1970-х годов. На первом этаже Центра нон-стопом демонстрируется уникальный фильм PBS о Высоцком.
Отметим, что юбилейные выставки Высоцкого открылись сразу в двух городах – в Москве и Санкт-Петербурге. Столичная экспозиция в галерее первых имен Altmans Gallery представляет скульптуру, графику и ювелирные миниатюры Михаила Шемякина, там же будут также личные вещи Владимира Высоцкого, его фотографии, сделанные В. Плотниковым, а так же уникальная серия авторских эстампов Михаила Шемякина к стихам и песням барда.
Выставка в Санкт-Петербурге продлится до 18 марта 2018 г. Посетителям предлагаются бесплатные экскурсии каждый день в 13:00, в 16:00 и в 19:00 (для участия необходим входной билет на выставку).