Сказки и были вокруг крепости в Сороках
В Молдове есть красивая легенда о крепости, которую долгое время осаждала армия татар. В ожидании помощи, бойцы без пищи и воды сильно ослабли и потеряли надежду. Неожиданно вдали появилась аисты, они несли в клювах гроздья винограда. Поравнявшись с крепостью, птицы стали бросать внутрь ягоды. Виноград придал сил осажденным, поднял их моральный дух, и те героически отвергли атаки захватчиков. С тех пор аист символизирует удачу, в том числе и молдавских виноделов, а Сорокская крепость – неуязвимость.
Необычная, компактная и затейливая, Сорокская крепость – объект «must sea» в Молдове. Находится она примерно в 160 км к северу от Кишинева, на самой границе с Украиной, возле удобного брода через реку, впрочем, и сейчас берега соединяет маленький паромчик на тросах, у причала даже имеется пограничный пункт.
Первое упоминание о Сорокской крепости датируется 1499 годом. В документе говорится, что она была воздвигнута по приказу Штефана чел Маре на месте генуэзского форта Ольхония. Таким образом, великий господарь укрепил границы страны на Днестре и защитил свой народ от частых разорительных набегов турок и татар. И по мнению историков, сорокская земля была лучше всего защищена.
Однако, дерево – уязвимый материал и недолговечный, поэтому уже в 1546 году сын Штефана – господарь Петр Рареш решил перестроить крепость в камне и пригласил на работы мастеров из Трансильвании. Проектируя фортецию, они взяли за основу расчётов высший закон гармонии – “золотое сечение”, в результате получилось абсолютно круглое мощное строение, диаметром 37.5 м, которое венчало пять равноудаленных башен. Внутри каждой – три уровня и специальные отверстия для пушек. Таким образом, достигалась круговая система обороны, а толщина стен в 3,5 м. позволяла защитить солдат, часовню, склады с боеприпасами и провизией. Кроме того, изобретательные строители придумали немало других хитростей, благодаря которым, крепость стала, практически, неуязвимой. Вот и стоит она и поныне, являясь свидетелем многих исторических событий.
В средние века эта крепость стала важной частью оборонительного «каменного пояса» Молдавского княжества, состоявшего из 4-х крепостей на Днестре, 2-х на Дунае и 3-х на севере страны, но именно Сорокская оказалась самой нетипичной для этих мест.
Многие эксперты склонны видеть в Сороках скорее замок, нежели крепость, как будто по волшебству перенесенный, скажем, из Шотландии. Во всяком случае, следов европейской замковой архитектуры в ней очень много. Прежде всего, это совершенно иная идеология фортификации, устройство системы бастионов и рвов с центральной цитаделью, присутствие небольшой церкви над воротами и т.д.
Благодаря многим особенностям, Сорокская крепость-замок до сих пор считается уникальным памятником оборонительной архитектуры Европы, дошедшим до нас в неизменном виде.
Что касается военно-исторического наследия, то стены Сорокской крепости видели славные образы Богдана и Тимуша Хмельницких, Александра Суворова и других полководцев. В последний раз крепость была в деле во время «Прутской кампании» 1711года, когда здесь объединились молдавские отряды Дмитрия Кантемира и русские войска под командованием царя Петра I против турок.
Позднее, в период русско-турецкой войны 1738 года крепость сильно пострадала в пожаре, и долгое время пребывала в запустении. Восстанавливать ее не было смысла, увы, к середине XVIII века принципы фортификационного строительства существенно изменились, и Сорокская защитница утратила свое оборонное и стратегическое значение.
Очередной пожар случился на ее руинах в 1968 году, после чего крепость несколько подремонтировали и законсервировали.
Своему новому возрождению из пепла Сороки обязаны большому патриоту и энтузиасту, директору местного этнографического музея, историку и писателю Николаю Булату. В Молдове его с уважением называют «пыркалаб» или «хранитель крепости».
Каждый день Николай отпирает и запирает массивные ворота перед туристами и с воодушевлением проводит экскурсии.
Несколько лет назад он по документам, летописям, старинным чертежам и рисункам воссоздал макет полной реконструкции крепости, добился внимания властей и в итоге привлеченные 2 млн. евро помогли восстановить крепость.
Сегодня в Сорокской крепости восстановлены стены, башни и с правой стороны от входа, все погреба. Деревянная крыша самой большой, надвратной башни далека от исторической формы, как и крыша над первой башней справа от надвратной, тем не менее, общую концепцию они не нарушают. В ней также установили металлическую лестницу для посетителей, которые теперь могут безопасно подняться на все три уровня и осмотреть памятник. По предварительной договоренности, Николай приводит вечерние экскурсии для туристов, желающих полюбоваться великолепной подсветкой внутреннего двора крепости.
Слушать Домна Булату можно часами, иногда кажется, что все события, происходившие здесь, он видел собственными глазами, и каждый камень крепости рассказал ему свою историю. Кстати о камнях. Оказывается, они обладают уникальными свойствами: вроде и мягкие, легко поддающиеся резцу, но при этом вязкие. Во время обстрела неприятельские ядра застревали в трехметровой толщине стен Сорокской крепости, осколков не было. Пыркалаб с удовольствием покажет вам древние ядра, торчащие в некоторых местах каменной кладки, и непременно упомянет какую-то легенду, связанную с крепостью.
Стоит подняться на верхние галереи. Из бойниц хорошо просматривается перспектива Днестра, заграничная Украина, а с противоположной стороны – крыши домов, лоскутным покрывалом застилающие гору. На ней издавна живут цыгане, поэтому и называют эту часть Сорок «Цыганской горкой».
Сорокские цыгане уверены, что холм подле крепости для постоянного проживания им подарил сам Штефан Великий, якобы за неоценимые услуги в кузнечном деле при вооружении молдавской армии. Как бы то ни было, цыгане действительно живут здесь с XIII века. Даже по поводу происхождения названия «Сороки» у них есть своя версия – от слов «сирота» или «сарак» (бедный). Впрочем, есть и другие – чаще всего упоминают птицу «сороку», число «сорок».
Сороки часто называют цыганской столицей Молдавии. Сегодня здесь проживает порядка 2, 5 тысяч цыган, а до войны насчитывалось всего 90.
Несколько раз в году население городка увеличивается почти втрое – на Всемирный День Цыган – 8 апреля, на Пасху, Рождество и Новый год. Цыгане могут целый год кочевать по миру, но на эти праздники они во чтобы то ни стало, стремятся в свою столицу, чтобы отдохнуть, повидаться с родственниками и друзьями. Вот тогда каждый второй встречный в Сороках прохожий непременно окажется цыганом!
В 80-е – 90-е годы прошлого века в Сороках началось массовое строительство легендарных цыганских домов – настоящих дворцов безвкусной роскоши.
Как известно, цыгане весьма предприимчивый народ и во времена Перестройки многие из них успели сколотить состояние на подделке импортных дефицитных товаров, стройматериалах, каких-то темных делишках. Цыгане лихо создавали кооперативы, сомнительные «фирмы» и какое-то время деньги к ним лились «рекой», но после кризиса 98-го года все изменилось, источник благополучия иссяк.
Сегодня единицы в Сороках могут похвастаться стабильным доходом, большинство цыган разъехались в поисках заработка. Говорят, некоторые имеют строительный или транспортный бизнес в России, некоторые зарабатывают в Румынии, некоторые двигаются еще дальше в Европу. Помните скандальный цыганский табор в пригороде Парижа? Говорят, без сорокских ромал не обошлось…
Самыми впечатляющими памятниками о былом величии стали их нелепые дворцы на Цыганской горке.
Сегодня – это популярный туристический объект номер два для гостей, приезжающих посмотреть крепость в Сороках.
Размер, конечно, имеет значение, но количество этажей, окон и высота крыш – ничто в сравнении с «богатством» декора фасадов цыганских домов – колонны, арки, полуарки, пилястры, купола, атланты, кариатиды, целые скульптурные группы, как, например, квадрига Аполлона – копия с фронтона Большого театра в Москве. Есть дом с куполом Исаакия, со шпилем Адмиралтейства как в Санкт-Петербурге, есть тут даже реплика Капитолия… Цыганская мечта – построить дом богаче, чем у соседа, а верх искусства архитектуры – это здания, изображенные на денежных купюрах. «Видел доллары? Так на них мой дом изображен!», – объясняют цыгане свои дизайнерские пристрастия.
По сегодняшнему состоянию этих домов видно, что цыгане не спешат достраивать свои творения, во-первых, по причине отсутствия денег, во-вторых, потому что завершенный дом облагается налогом. Вот и стоят эти «пирамиды Хеопса» без всякого толка. А в соседних времянках топятся печки, горит свет в окнах, видимо, там и живут незадачливые хозяева дворцов. Цыганам не привыкать!
Поскольку жизнь нынче тяжелая, а туристы частенько захаживают на Цыганскую горку, то местные жители стали активно этим пользоваться и при каждом удобном случае – вымогать деньги за променад, фото, интервью, за то, что вы просто дышите их воздухом…. Не говоря уже про аттракцион «визит к цыганскому барону», за который тот может потребовать с туристов любую сумму, которая придет ему в голову. А вот раньше забредать сюда было крайне небезопасно. В голодные времена в цыганских домах находили человеческие черепа, и говорят, что случаи каннибализма были здесь нередки.
Еще один интересный объект слободы – цыганское кладбище. В сумерках могильные надгробья, целые мемориальные комплексы из мрамора, полированного гранита с богатым декором и портретными изображениями цыганских родов также поражают воображение.
Нам довелось наблюдать процесс подготовки могилы для новопреставленной цыганки. Представьте, могильную яму снизу доверху старательно облицовывают мраморной плитой, вырезают в стене камин, устанавливают в центре ложе-кресло, стол и даже делают бар в нише с напитками. Зачем? Родственник усопшей прокомментировал эти приготовления так: «Чтобы было хорошо и красиво». Несмотря на фараонскую роскошь своих захоронений, цыгане остаются очень набожным и суеверным народом.
В церкви на кладбище мы наблюдали, как человек двадцать молились, сгрудившись плотным кольцом вокруг батюшки. Взрослые мужчины обнялись и, замерев, безропотно внимали слову Божию. В этом было что-то древнее и трогательное, то, что мы давно утратили.
Если продолжать перечень утрат, то стоит упомянуть еще одну православную традицию устанавливать поклонные кресты на перекрёстках дорог, неподалёку от сёл и городов – это духовный щит от всех врагов видимых и невидимых.
В Молдове поклонные кресты мы встречали практически повсеместно – старые и новые, яркие и лаконичные, наивные и стильные… Наши молдавские коллеги были крайне удивлены узнав, что в Матушке-России этой красивой традиции давно нет. А жаль.
Туризм в Молдове – спешите видеть!
Старый Орхей – уникальный турпродукт Молдовы
Вкусы Молдовы – дегустировать обязательно!