Золотой кладовой Эрмитажа 20 лет

По этому случаю Travel Media Club организовал совместно с Государственным Эрмитажем экскурсию в одну из двух сокровищниц Галереи драгоценностей – Золотую кладовую. Бриллиантовую — запланировали на осень. Эрмитажное собрание произведений ювелирного искусства считается одним из крупнейших в мире!

Недавно Золотая кладовая отметила 20-летие со дня открытия новой формы хранения и экспонирования коллекции русской Императорской фамилии. До того, это была тайна за семью печатями, куда попасть можно было только в составе зарубежных или представительских делегаций и это имидж сохранился за хранилищем на долгие годы.

Сегодня посетить Галерею драгоценностей может любой желающий, проявив нехитрые организационные действия. О них мы расскажем ниже, а пока – главное.  В Золотой кладовой представлены уникальное собрание золота скифских царей, сарматов, Сибирская коллекция Петра Великого, изумительные по красоте и технике исполнения изделия мастеров Древней Греции. Отдельные залы отведены дипломатическим подаркам – великолепным произведениям декоративно-прикладного искусства Востока.

Первый зал анфилады глухих комнат Золотой кладовой мгновенно ослепляет блеском благородного металла и совершенством изделий,. Перед нами — коллекции скифских древностей VII–IV веков до н. э., и ее знаменитый «летящий олень», ставший символом Эрмитажа
Все эти предметы был найдены в результате раскопок курганов Прикубанья, Поднепровья, Крыма, проводившиеся по мере развития археологии с XVIII по XX век.

Интересно разглядывать детали отделки некоторых произведений и изображения конкретных сцен из жизни кочевников, отмечая самобытность «звериного» стиля. Отдельного внимания заслуживают вещи, созданные для скифской знати греческими мастерами из соседних северопричерноморских полисов.

Определенное влияние на стиль декора изделий внесли и персидские мастера, после того, как скифы значительно расширили свои территории, завоевав Кавказ и Персию.

Среди этих редчайших изделий выделяется золотой гребень из кургана Солоха, также поражают совершенством формы драгоценные сосуды из курганов Куль-Оба и Частые.
Как известно, скифских вождей нередко хоронили вместе с их женами, слугами, оруженосцами, конюхами и лошадьми. В погребальных усыпальницах были обнаружены разнообразные образцы вооружения, конская упряжь, предметы домашнего обихода, парадная посуда и украшения.

Очень показательно выглядят некогда грозные клинки и топоры, в которых за 2,5 тысяч лет полностью разрушился металл, но золотая отделка осталась невредимой. Наши предки хорошо знали «вечные» свойства золотых сплавов, поэтому предпочитали их всем остальным ценным металлам.

Чаще всего золото варили с никелем, медью, цинком, серебром, кобальтом и т.д. От этого зависел оттенок его желтого цвета.

В Золотой кладовой хранится самое раннее археологическое собрание России — Сибирская коллекция Петра I, представляющая находки из курганов Западной и Южной Сибири, добытых в первой четверти XVIII века во время раскопок черными копателями, которые беспощадно разрушали древние погребальные памятники.
Некоторые изящные вещицы совершенно случайно попали к Петру и, оценив их художественный уровень, царь повелел запретить разграбление курганов, а все найденные «бугровщиками» ценности выкупать в казну и пересылать в Санкт-Петербург.

Сибирская коллекция включает около 250 художественных изделий из золота, многие из них уникальны и признаны специалистами как шедевры древнего искусства VIII века до н. э. – II века н. э. Большинство предметов выполнено в скифо-сибирском «зверином» стиле – нападение волков на пантер, сцены охоты и кочевой жизни.
Это собрание не имеет себе равных по количеству и разнообразию типов украшений, характерных для ранних евразийских кочевников, оно продолжало пополняться и в послепетровскую эпоху, вплоть до начала XX века.

Второй зал Золотой кладовой содержат памятники сарматской эпохи (II века до н. э. – IV века н. э.), обнаруженные на разных территориях, включая Нижнее Поволжье, Нижнее Подонье, Поднепровье и Кубань.

Основу этой экспозиции составляет клад, обнаруженный в 1864 году при строительных работах в Новочеркасске. Золотые украшения и сосуды, были найдены в четырех комплексах в насыпи, разграбленного еще в древности кургана Хохлач.
Богатое погребение видимо принадлежало женщине-жрице, о чем свидетельствуют найденные здесь золотые гривны, браслеты, диадемы и прочие украшения, выполненные в сарматском «зверином» стиле. Он характеризуется стилизованным изображением животных, а также использованием цветных вставок, преимущественно из бирюзы.

В богатых погребениях сарматских вождей от Нижнего Урала до Нижнего Дуная нередко встречалась римская серебряная с позолотой посуда, чеканные сосуды, кубки и т.п . В захоронениях всадников были также найдены отделанные золотыми накладками оружие, детали доспехов, конное снаряжение, демонстрирующие высокий уровень военного дела. Ведь тяжеловооруженная сарматская конница в начале прошлого тысячелетия считалась практически непобедимой.

Центр экспозиции – корона, отделанная полудрагоценными камнями, камеей и золотым «звериным» литьем. Некоторые детали в ней утрачены, и по общему состоянию венца исследователи сделали вывод, что она носилась несколькими поколениями правителей и, видимо, была у них очень популярной.

В начале нашей эры новая волна кочевников-гуннов сменила в Северном Причерноморье сарматов. Об их этнографических особенностях свидетельствуют женские украшения – диадемы, ожерелья, серьги и крупные височные подвески-колты, выполненные в ярком многоцветном стиле из золота с цветными вставками из полудрагоценных камней – бирюзы, граната, сердолика, реже янтаря.
Мастера смело сочетали новые формы, неизвестные ранее в Восточной Европе, с традиционной техникой боспорского ювелирного искусства. Это говорит о тесном взаимодействии культурных традиций варваров-кочевников и оседлого населения городских центров Северного Причерноморья в эпоху Великого переселения народов.

В Золотой кладовой также широко представлены драгоценные экспонаты Древней Греции. Её жители были страстными поклонниками золота, и наделяли его магической силой, способной защищать хозяев при жизни и после смерти. Именно поэтому все ювелирные изделия погребались вместе с усопшим.  Но еще при жизни, эллины стремились увешать себя золотом с головы до ног, поэтому власти вынуждены были контролировать эту одержимость, издав ограничивающий закон.

Спрос рождает предложение и развивает ювелирное ремесло. Греческие мастера до сих пор удивляют специалистов своим умением выполнять тончайшие узоры и хитросплетения золотых нитей без увеличительных приборов.

Сегодня посетители имеют возможность рассмотреть мелкие изделия и виртуозность работы древнегреческих ювелиров под увеличительными стеклами, установленными прямо в витринах.

Наибольший интерес представляют характерные для греческой культуры перстни-печатки и подвески-инталии, которые использовали в качестве личной печати, а также украшения и амулеты, на которых чаще всего изображались боги и богини. Эти предметы были найдены в Пантикапее — столице Боспорского царства (под Керчью).

Греческие модницы любили украшать золотом голову, закрепляя свои прически шпильками и оформляя из изящными диадемами. На свадьбу невесты надевали золотые короны с лиственным декором и изображением богини Ники.

Прощаясь с покойником, греки накладывали ему на глаза и рот золотые бляшки, дабы злые духи не могли проникнуть из загробного мира к живым. Видимо, для этих же целей служила золотая маска, найденная в 1837 году в гробнице Рескупорида в окрестностях Керчи. По одной из версий, маска укрывала лицо боспорской царицы, потому что найденный скелет в каменном саркофаге был усыпан бляшками из золота, на голове – золотой венок, вокруг оставлены ценные вещи. Ученые предположили, что это жена Рескупорида, но позже засомневались. До сих пор не понятно мужская это маска или женская, почему она такая подробная (до припухлости век), чему служила и кому?
Вопросов пока больше, чем ответов.

Проходим дальше и попадаем в залы дипломатических подарков, полученных в разные годы русской Императорской фамилией от высоких посольств и правителей Восточных стран.  Среди них, богато украшенные самоцветами сокровища Великих Моголов – дары правителя Ирана Надир-Шаха русскому Двору, великолепные образцы парадного оружия,
редкие по качеству эмали.
Здесь же представлена роскошная коллекция индийского ювелирного искусства XVII века – коробочки, подносы, сосуды, дорогие клинки. Все изделия невероятно богато украшены, они буквально сплошь усыпаны драгоценными камнями, затмившими своим блеском и цветом золотую основу.

Завершающий зал Золотой кладовой посвящен декоративно-прикладному искусству Поднебесной. Китайские предметы, как диковинки стали привозить в Санкт-Петербург еще при Петре I. Они говорили о широте взглядов и вкусов хозяев первых дворцов северной столицы, сподвижники Петра стремились украшать интерьеры заморскими вазами, мелкой пластикой, шкатулками. Большая коллекция золота и серебра Китая, в том числе редкие образцы филигранной работы, пополнили Галерею драгоценностей при Екатерине II.

Из того, что сегодня выставлено в витрине, более всего впечатляет: китайские шпильки для волос с «пейзажным» навершием и потрясающий жезл «жуи» из нефрита — самый загадочный и благоприятный символ власти. В переводе с китайского «жуи»  означает «будет, как пожелаешь», отсюда и предназначение – исполнение желаемого. В период правления династии Цин ювелирные жезлы «жуи» были самым желанным подарком на свадьбу или дни рождения в императорских семьях.

Как попасть в Золотую кладовую Эрмитажа?
Только в составе группы с экскурсионным обслуживанием по расписанным сеансам. Лучше позаботиться об этом заранее на сайте музея, так как в день проводится 6-8 экскурсий и желающих всегда немало.
Экскурсионные путевки также можно приобрести в кассах музея в день посещения.

Необходимо приобрести два билета:

Один на вход в Эрмитаж: 400 руб. для граждан РФ и Беларуси, для всех остальных — 700 руб. Бесплатный проход для детей и студентов (вне зависимости от гражданства) и для пенсионеров РФ.
Билет экскурсию в Золотую кладовую 350 руб. без льгот для детей, студентов и пенсионеров.

Время работы Галереи драгоценностей:
вторник-суббота 11.00 – 16.00
воскресенье 11.00 – 15.00